Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР 9 класс
рабочая программа по русскому языку

Александрина Ольга Игоревна

Рабочая программа

 

Предмет: «Графика и письмо»

9 класс

 

Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafika_i_pismo_ns.odt41.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Цель учебного курса

Основной целью обучения грамоте является не механическое «научение» читать и писать, а воспитание и развитие стремлений устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения.

Цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).  

  1. Задачи

-  развитие коммуникативной функции речи;

- организация речевой среды, способствующей пробуждению речевой активности учащихся, их интереса к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия);

- формирование предметных и предметно-игровых действий, способности к коллективной деятельности, обучение пониманию соотносящихся и указательных жестов;

- развитие тонкой моторики пальцев, кисти руки;

- формирование пространственных представлений, координации движений «взгляд-рука»

- развитие регулирующей и исполнительской функции речи;

- обучение учащихся средствам общения (речевым и неречевым), которые могут удовлетворить их коммуникативные потребности.

       3.   Информация о программе и внесенных коррективах.

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной                      отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.

  В 9 классе на изучение предмета «Графика и письмо» отводится        102    часа ,3 ч в неделю, 34 учебные недели. В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями, программа полностью реализована за ---ч.

  1. Информация об используемой литературе для методического обеспечения учебного курса
  1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: СОЮЗ, 2004.
  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок в семье: Упражнения с пиктограммами:  Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
  3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок и  его дом: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2008.
  4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок и мир животных: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
  5. Баряева Л.Б.,Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2007.
  6. Под ред Бгажниковой И.М. Воспитание  и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: ВЛАДОС, 2007  
  7. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011  

       5. Планируемый уровень достижения обучающимися овладения образовательной  программой

Предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся следующим вариантам «письма»:

- рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;

- рисованию контурных линий, штрихов, пятен на листе бумаге, различной по фактуре сыпучей поверхности;

- обводке, дорисовыванию частей изображения с целью создания нового – двухмерное изображение предмета;  

- писанию печатных букв;

- писанию письменных букв по трафаретам;

- писанию элементов букв;

- списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;

- составлению текста с помощью пиктограмм (книжки пиктограмм) - вместе с учителем;

- рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности

Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализации.

6. Содержание разделов

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и

 динамических упражнений для кистей и пальцев рук. Развитие произвольной регуляции

 силы мышечного тонуса рук, регуляции направления приложения силы.

Развитие двигательных стереотипов и графических способностей учащихся.

Упражнения на развитие артикуляционной моторики.

Упражнения на развитие двигательной памяти.

Упражнения на закрепление связи действий и движений с предлогами и местоимениями с

 использованием пиктограмм, жестов, речи. Систематическое уточнение и закрепление

приемов самомассажа рук.

Пальчиковая гимнастика.

«Рисуночное письмо»

Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона.

Обводка и штриховка

Обучение приемам изображения природных объектов.

После предварительного рассматривания и обсуждения натуры с учащимися рисование несложных натюрмортов из овощей и фруктов.

Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги.

Выполнение различных узоров. Аппликации.

Жестово-образные игры

Игры–пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния с использованием приемов дорисовывания пиктограмм

«Письменные упражнения»

Письмо букв по трафарету (трафарет-буква размером 1-2 см).

Письмо букв по контурным ориентирам, соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или с соответствующей буквой в слове.

Копирование букв и знакомых слов, написанных печатными буквами.

Практические действия с принадлежностями для письма.

Написание своих имен и фамилий по контурным ориентирам и самостоятельно.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела

Дата

план.

Коррек.

дата

Наименование темы урока

Кол-во часов

Содержание видов учебной деятельности

Ожидаемый результат

Первое полугодие

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

I четверть

04.09.18

Упражнения на формирование и закрепление усвоенных учащимися навыков выполнения двигательных программ.

1

Выполняют упражнения для кистей и пальцев рук по образцу; складывают простые фигуры и сюжеты из пазлов;

обводят по трафарету изображения предметов с последующей штриховкой; выполняют упражнения на развитие артикуляционной моторики; применяют элементарные приемы самомассажа рук

Стремление выполнить работу аккуратно; развитие умения целенаправленно выполнять действия по инструкции; правильно пользоваться письменными принадлежностей

05.09

Формирование произвольной регуляции силы мышечного тонуса рук.

1

Рисуночное письмо.

07.09.18

Выполнение учащимся с помощью учителя узоров в круге и в полосе.

1

11.09.18

Выполнение учащимся с помощью учителя упражнения.

1

12.09.18

Письмо букв в фигуре.

1

14.09.18

Создание вместе с учащимися лепных поделок: полых форм по образцу.

1

18.09.18

Выполнение углубления в целом куске глины (пластилина, пата)

1

19.09.18

Письмо букв  по трафаретам.

1

21.09.18

Письмо слогов  по трафаретам.

1

25.09.18

Рисование простых натюрмортов с натуры.

1

26.09.18

Рисование простых натюрмортов с натуры.

1

28.09.18

Письменные упражнения; письмо слогов, слов.

1

Жестово-образные игры.

02.10.18

Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры.

1

03.10.18

Упражнения с использованием воображаемых движений. «Под дождиком», «Путешественники»

1

05.10.18

Письменные упражнения. Письмо открытых и закрытых слогов.

1

Письменные упражнения.  

09.10.18

Чтение, списывание текста с учебника. Стихи об осени.  

1

Обводят по внутреннему и внешнему трафарету,  (ручкой, карандашом, фломастером) с помощью учителя, читают стихи действуют по алгоритму.

Формирование положительного отношения к учебной деятельности; развитие способности эмоционального восприятия.

10.10.18

Письмо  пиктограмм.  «Осень», «Осенний этюд».

1

12.10.18

Запись своего имени и фамилии ручкой, карандашом, фломастером.

1

16.10.18

Списывание  информации о режиме дня.

1

17.10.18

 Списывание  информации  о времени какого-либо события.

1

19.10

Списывание  информации о телефонах специальных служб.

1

23.10.18

Работа с пиктограммами. Правила поведение  в школе.

1

24.10.18

Работа с пиктограммами. Правила поведение  на уроке.

1

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

 II четверть

26.10.18

Письменные упражнения. Письмо открытых и закрытых слогов. Списывание  предложений с учебника.

1

Письменные упражнения. Письмо открытых и закрытых слогов. Списывание  предложений с учебника.

1

Рисуночное письмо.  

Выполнение переноса симметричного узоров с одной стороны листа на другую.

1

по опорным точкам; обводят по трафарету; Линии, пятна под музыку, пишут их по обводке, по трафарету и самостоятельно.

Снятие эмоционального напряжения; развитие умения понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в своих действиях

Упражнения в рисовании пятен и линий под музыку, передавая её темп, настроение.

1

Упражнения в рисовании пятен и линий под музыку, передавая её темп, настроение.

1

Письмо коротких текстов на тему «Поздняя осень».

1

Письмо коротких текстов на тему «Поздняя осень».

1

Письмо коротких текстов на тему «дождь в лесу».

1

Письмо коротких текстов на тему «дождь в лесу».

1

23.11

Письмо коротких текстов на тему «Звери в лесу готовятся к зиме».

1

Вспоминают и называют изученные буквы;

узнают эти буквы в прямом и перевернутом положении; «пишут» по опорным точкам; обводят по трафарету; называют свои имена и фамилии и имена и фамилии своих друзей; пишут их по обводке, по трафарету и самостоятельно

 

Развитие умения целенаправленно выполнять действия по инструкции учителя; правильно пользоваться письменными принадлежностями; копировать несложные изображения

Письмо коротких текстов на тему «Звери на ферме готовятся к зиме».

1

Письмо коротких текстов на тему «Звери на ферме готовятся к зиме».

1

Жестово-образные игры.

Упражнения с использованием воображаемых движений («Альпинисты поднимаются в горы», «Ветер, ветер», «Космические гости», «Куклы», «Падающие листья» «Пламя»).

1

Упражнения с использованием воображаемых движений («Альпинисты поднимаются в горы», «Ветер, ветер», «Космические гости», «Куклы», «Падающие листья» «Пламя»).

1

Письменные упражнения.

Запись текста на тему: «Космические гости», «Куклы», «Падающие снежинки» «Пламя».

1

1

Списывание коротких текстов. Упражнения в написании букв и слов.

1

Списывание коротких текстов. Упражнения в написании букв и слов.

1

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги.

1

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги.

1

Запись числа и названия месяца, даты рождения.

1

Выполняют упражнения на зрительно-пространственную ориентировку складывают простые фигуры и сюжеты из пазлов;

обводят по трафарету изображения предметов с последующей штриховкой;

собирают простые узоры из мозаики по образцу

выполняют упражнения на развитие артикуляционной моторики; применяют элементарные приемы самомассажа рук

Стремление выполнить работу аккуратно; развитие умения целенаправленно выполнять действия по инструкции; правильно пользоваться письменными принадлежностям

Письмо поздравительной открытки.

1

Повторение пройденного

1

Повторение пройденного

1

 III четверть

Упражнения для тонкой моторики рук

Совершенствование двигательной сферы учащихся.

1

Развитие кинетической основы артикуляторных движений.

1

Развития зрительного восприятия предметных картинок, понимания жестовой инструкции.

1

Развития зрительного восприятия предметных картинок, понимания жестовой инструкции.

1

Жестово-образные игры.

Наклеивание изображений сборно-разборных игрушек.

1

Наклеивание изображений сборно-разборных игрушек.

1

Наклеивание изображений сборно-разборных игрушек

1

Рисование игрушек с письменным описанием.

1

Рисование игрушек.

1

Рассказ-описание «Что такое книжка-самоделка»

1

Изготовление книжек-самоделок по бытовым ситуациям.

1

Изготовление книжек-самоделок по природным и погодным явлениям.

1

Изготовление книжек-самоделок по сказкам.

1

Изготовление книжек-самоделок по информации из газет.

1

Рисуночное письмо.

Совместное рисование на основе предварительных экскурсий.

1

Обводят по внутреннему и внешнему трафарету, вспоминают правила безопасной работы с ножницами, рассматривают березу, елку на картинках и в реальных условиях, рисуют березу и елку на основе наблюдений с помощью учителя, действуют по алгоритму при изготовлении аппликации

Формирование положительного отношения к учебной деятельности; развитие способности эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства; формирование устойчивого интереса к доступной художественной деятельности

Улицы города

1

Парки города

1

Пришкольный участок

1

Ориентировка на участке

1

Беседы с учащимися по содержанию выполненных рисунков.

1

Жестово-образные игры.

Формирование представлений об эмоциях в игровых этюдах: «Пройди с закрытыми глазами», «Салют», «Солнышко и туча», «Ходят в море корабли», «Чьё имя?» «Я грущу и улыбаюсь»

1

Письменные упражнения. «Весна наступила»

1

Письменные упражнения. «Весна наступила»

1

 Письмо открытых и закрытых слогов. Списывание  предложений с учебника.

1

Письменные упражнения. Письмо открытых и закрытых слогов. Списывание  предложений с учебника.

1

Использование приёма дорисовывания пиктограмм и называние их. «Весенние приметы»

1

Использование приёма дорисовывания пиктограмм и называние их. «Весенние приметы»

1

Используют приём дорисовывания пиктограмм и называние их. Составляют предложения на тему «Весна»

Снятие эмоционального напряжения; развитие умения понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в своих действиях

Использование приёма дорисовывания пиктограмм и называние их.

1

Составление предложений по картинкам на тему «Весна»

1

Составление предложений по картинкам на тему «Весна»

1

Составление текста на тему «Весна»

1

Повторение пройденного

1

   IV четверть

Упражнения для тонкой моторики рук.

Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.

1

Рисуночное письмо.

Формирование понятий «громкое» и «тихое» звучание с использованием музыкальных инструментов.

1

Формирование понятий «громкое» и «тихое» звучание с использованием музыкальных инструментов.

1

Вспоминают и называют изученные звуки; вспоминают правила безопасной работы с ножницами.

С помощью учителя, действуют по алгоритму при изготовлении аппликации

 

Формирование положительного отношения к учебной деятельности; развитие способности эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства; формирование устойчивого интереса к доступной художественной деятельности

Выполнение предметной аппликации из частей с использованием готового контура: аппликация фигур человека и животных.

1

Выполнение предметной аппликации из частей с использованием готового контура: аппликация фигур человека и животных.

1

Совместное рисование на основе предварительных экскурсий, наблюдений, знакомства с литературными и художественными произведениями: людей, взрослых и детей, транспортных средств.

1

Письменные упражнения. Письмо открытых и закрытых слогов. Списывание  предложений с учебника.

1

Письменные упражнения. Письмо открытых и закрытых слогов. Списывание  предложений с учебника.

1

Составление коротких рассказов.

1

Составление коротких рассказов.

1

Повторение пройденного

1

Повторение пройденного

1

Итоговое повторение

Формирование представлений об эмоциях в игровых этюдах: «Дождик», «Имя шепчут волны», «Мусорное ведро», «Мы клоуны»» «Мы художники» «Пальцы и ладонь», «Паровозик».

1

Вспоминают и называют изученные буквы;

узнают эти буквы в прямом и перевернутом положении; «пишут» по опорным точкам; обводят по трафарету;  самостоятельно

Развитие умения целенаправленно выполнять действия по инструкции учителя; правильно пользоваться письменными принадлежностями;

Формирование представлений об эмоциях в игровых этюдах: «Дождик», «Имя шепчут волны», «Мусорное ведро», «Мы клоуны»» «Мы художники» «Пальцы и ладонь», «Паровозик».

1

 Упражнения в написании  простых предложений

1

 Упражнения в написании  простых предложений

1

Устные упражнения по теме «Дорожная азбука»

1

Письменные упражнения по теме «Дорожная азбука»

1

Составление предложений по картинкам на тему «Весна»

1

Составление текста на тему «Весна»

Составление предложений по картинкам на тему «Лето»

Составление текста на тему «Лето»

Составление текста на тему «Что можно делать летом»

1

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Графика и письмо Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Графика и письмоВид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР вариант 2Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

Рабочая программа Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР   Класс: 9...

Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР  Класс: 9...

Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР   Класс: 9...