Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Время глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremya_glagolov.docx62.39 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 09.04.19

ФИО учителя: Максимова Н.А __________

Школа: 141

ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 4 «В»

ФИО методиста: Кондратьева И.И _________

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Время глаголов»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения точно употреблять глаголы во временных формах и для развития умения определять время глаголов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать и называть изученные грамматические признаки глаголов;
  • различать глаголы среди других частей речи;
  • уметь употреблять глаголы в различных временных формах.

Личностные:

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока: общеметодологической направленности.

Оборудование: УМК «Школа России» (4 кл. 2 ч., стр 71), презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2019 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

Здравствуйте, ребята!

Повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте уме доброго утра и удачи на уроке.

Присаживайтесь.

Ребята, поднимите руку те, кто пришел на урок в хорошем настроении. Топните те, кто спокоен, собран и готов усердно заниматься. Покачайте головой те, кто сегодня готов узнать что-то новое.

Спасибо!

(приветствие учителя и учащихся)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

(Словесный – Беседа)

(Практический-  проверка домашней работы)

10 минут

Ребята, вспомните, какой раздел мы начали изучать?

Правильно, мы начали изучать с вами раздел «Глагол» и повторять все, что мы о нем знаем.

Сейчас, опираясь на план на слайде, расскажите соседу то, что вы помните о глаголе:

  1. Что такое глагол?
  2. На какие вопросы отвечает глагол?
  3. Как изменяется глагол? (по временам, числам, родам (в пр.вр))
  4. Чем в предложении  выражен глагол? (сказуемым)

Итак, кто готов рассказать нам о глаголе по всем пунктам плана?

Спасибо большое, вы все молодцы.

А сейчас проверим домашнее задание. Объединитесь в группы по четыре человека и поменяйтесь тетрадями с соседом по диагонали. Опираясь на слайд, проверьте работу: поставьте плюс рядом с каждым правильным ответом.

-Учебник, страница 70, упр.145

Пропущенные буквы: нЕбесных, прОходят, гОрИзонт, (в) нАроде, гОвОрить, бЬют, (на) чЁрных, вЕтвистые деревЬя, далЬю, пЕрЕкатывается, грОхочет, вОрчит, рОкочет.

Найти глаголы и указать их число: существует (ед.ч), проходят (мн.ч), заваливаются (мн.ч), любят говорить (мн.ч), прошла (ед.ч), свалилась (ед.ч), бьют (мн.ч), полыхают (мн.ч), сверкают (мн.ч), перекатывается (ед.ч), грохочет (ед.ч), ворчит (ед.ч), грохочет (ед.ч), встряхивает(ед.ч).

Посчитайте количество плюсов и поставьте отметку:

28-26 плюсов – «5»
25-21 плюс – «4»
20-14 плюсов – «3»
13 и менее плюсов – «2»

Объединитесь с соседом, работу которого вы проверяли, и расскажите друг другу, какие ошибки ваш сосед совершил и почему.

-РТ, страница 38, упр. 84 и страница 39, упр. 86.

Упражнение 84:

http://www.soloby.ru/?qa=blob&qa_blobid=1831013135740985348

Поставьте плюс рядом с выделенным глаголом.

Скажите, ребята, в каком времени употреблены глаголы в этом стихотворении? Почему?

Верно!

Упражнение 86:

Вот и солнце ВСТАЁТ,
Из-за пашен БЛЕСТИТ,
За морями ночлег свой ПОКИНУЛО,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками ХЛЫНУЛО.
Грамматические основа: Солнце (подлеж) встает, блестит, покинуло, хлынуло (сказ).

Поставьте плюс рядом с верно расставленными глаголами. Если грамматическую основу выделили правильно, то тоже поставьте плюс.

Посчитайте количество плюсов и поставьте отметку:

18-17 плюсов – «5»
16-14 плюсов – «4»
13-9 плюсов –«3»
8 и меньше – «2»

Объединитесь с соседом, работу которого вы проверяли, и расскажите друг другу, какие ошибки ваш сосед совершил и почему.

Ребята, скажите, сложно ли вам было проверять домашнее задание таким образом и почему?
Как вы думаете, чему вас научил такой необычный опыт?

Мы с вами еще не раз будем проверять домашние задания таким образом, поэтому даже дома постарайтесь прикладывать усилия и тогда достигнете успехов!

-Мы начали изучать раздел «Глагол».

(работают в парах)

(отвечают устно по-одному)

(выполняют взаимообмен тетрадями)

(выполняют взаимопроверку)

(выполняют взаимооценку)

(работают в парах)

(выполняют взаимопроверку)

-Все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени, потому что отвечают на вопросы «Что делал? Что сделал?».

(выполняют взаимопроверку)

(выполняют взаимооценку)

(работают в парах)

-Мне кажется, что…(высказывают мнение)

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л:целеполагание.

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

5 минут

Ребята, сегодня мы с вами проведем урок-исследование. Но для начала, нам с вами нужно догадаться, что же именно мы будем исследовать. Для этого я предлагаю вам прочитать стихотворение:

Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрел.
«Ухожу», - кричит сегодня,
А вчера кричит: « ушел!»
Завтра скажет: « я уйду!»
Позавидуйте ему!

О чем говорится в стихотворении?

Расскажите, а что вы знаете о времени глагола?

Молодцы, вы так много знаете!

Прочитайте предложение:

На празднике школьники (исполнять) песню для ветеранов.

Что нужно сделать, чтобы получилось правильное предложение?

Измените в форму глагола так что бы получилось предложение.

Почему получилось 3 предложения?

Что изменилось в глаголе?

Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

Поставьте себе цели на сегодняшний урок:

-узнать…
-познакомиться…
-вспомнить…
-повторить…
-потренироваться…
-научиться лучше…

Спасибо за ваши ответы. Я очень надеюсь, что вы сегодня добьетесь своих целей.

-В стихотворении говориться о том, что глагол изменяется по временам.

-Глаголы могут изменяться по времени: настоящему, прошедшему и будущему. Глагол в форме настоящего времени указывает на то, что действие совершается тогда, когда о нём говорят ( в момент речи).

Глаголь в форме прошедшего времени указывает, что действие совершалось до момента речи.

Глагол в форме будущего времени указывает, что действие совершится после момента речи.

В формах настоящего и будущего времени глаголы изменяются по лицам. В форме прошедшего времени глаголы по лицам не изменяются.

-Изменить форму глагола.

-На празднике школьники исполняют песню для ветеранов. На празднике школьники исполняли песню для ветеранов. На празднике школьники будут исполнять песню для ветеранов.
-Разная форма глагола.

-Время.

-Тема урока: Время глаголов.

(ставят цели на урок)

Л: формулировка проблемы; 

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

1 минута

Давайте сделаем паузу и разомнемся.

Я называю глагол в прошедшем времени - подпрыгиваете, в настоящем времени – приседаете, в будущем времени – выполняете наклоны.

Иду, сижу, упала, побежал, будет учиться, устал, научусь, готов работать, буду бодрым.

Спасибо, присаживайтесь на места.

(выполняют упражнения в соответствии со словами и движениями учителя)

Р.: саморегуляция

IV. Самостоятельная работа самопроверкой

(Практический – упражнение)

(Имитативный – запоминание)

5 минут

Сегодня мы с вами будем работать по группам. Давайте вспомним правила работы в группе.

У вас на столе лежит лист с вашим номером. Сейчас вам нужно найти ребят с таким же номеров, как у вас и сформировать группу.

Итак, работать мы с вами будем по плану:

1) Учебник, страница 71, упражнение 146. Выполните задание упражнения в тетради и расскажите о выделенных глаголах по плану устно в группе.

2) Работа на карточках. Распределите глаголы на группы:

Работал, играла, напишет, смотрю, бегут, жевал, заплачет.

Назовите группы, которые у вас получились. Сделайте вывод.

Вывод: Глагол изменяется по ____________. Определить время глагола можно по_________

3) РТ, страница 41, упражнение 92. Выполните упражнение по заданию, затем обсудите полученные результаты в группе.

4) Составьте схему, по которой можно рассказать о времени глагола. Приготовьтесь представить результат классу.

Итак, ребята, давайте проверим, как вы справились с заданиями. Сейчас к доске выдут по два представителя от каждой группы и покажут нам свою схему о времени глагола.

Спасибо, ребята, в замечательно поработали!

П: структурирование знаний;

К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися;

Л:синтез

V. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

 

(Практический –упражнение)

2 минуты

У вас на столах лежат карточки.

Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем или будущем времени на тему «Весна». Укажите над каждым глаголом время. Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

______________весна. __________весёлая капель. Ручьи ___________ по холмам. На деревьях скоро______________. _______________ перелётные птицы.    

Подпишите карточки и передайте их вперед. Я проверю ваши работы и поставлю вам оценки.

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VI. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

3 минуты

Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня?

- Какие знания о глаголе помогли вам сегодня на уроке?

Сегодня на уроке я:

- узнал новое…

- научился …

- было трудно…

- все понял, могу помочь другим…

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

-Учебник, страница 71, упражнение 147.

-РТ, страница 41, упражнение 91.

Хочу сказать вам большое спасибо за урок. До свидания!

-«Время глаголов»

(высказывают мнение)

(выполняют самооценку деятельности)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

В данном конспекте применяется технология КСО (Дьячков). Основной прием – использование групп сменного состава. (выделено маркером)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Прошедшее время глаголов" 4 класс

Урок по русскому языку  в 4 классе 3 четверть по учебнику Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой с презентацией....

Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять времена глаголов, различать их и классифицировать.Планируемые результаты:Предметные:- знать о том какие существуют времена глаголов;- уметь оп...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- знать, как изменяются глаголы по временам;- знат...

Конспект урока по русскому языку на тему «Глагол. Что такое глагол», 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: знакомство с частью речи – глаголом, его отличительными признаками; умениеопределять их на слух, находить в тексте.Планируемые результатыПредметные- знать: определение...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Время глагола" (УМК "Школа России", 4 класс).

Цели деятельности учителя:  формирование знаний о временах глагола;  формирование умения различать и называть времена глагола. Планируемые результаты Предметные: - знать – времена глаг...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "время глагола" (УМК "Школа России", 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний о временах глагола; формирование умения различать и называть времена глагола. Планируемые результаты Предметные: -знать времена глагола, что обознач...