Конспект урока русского языка 2 класс "Глаголы в единственном и во множественном числе".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Рогова Эльвира Махмудовна

Методическая разработка урока русского языка по теме "Глаголы а ед. и во мн. числе" 2 класс. Понятие "единственное и множественное число" на этом уроке не дается (адаптированная программа для детей ЗПР). Эти понятия даются на следующих уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Глаголы в единственном  и  во множественном числе.

Цель: учить находить глаголы и уточнить представления учащихся о глаголе  в единственном и во множественном числе.

Задачи:

  1. Уточнить знания  учащихся  о числе глагола.
  2. Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, памяти, речи.
  3.  Воспитание  навыков аккуратного письма.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  • Руки? — НА МЕСТЕ
  • Ноги? — НА МЕСТЕ
  • Локти? — У КРАЯ
  • Спина? — ПРЯМАЯ

На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.

  1. Повторение пройденного. Постановка темы урока.      Слайд 1

- Сегодня на уроке русского языка мы будем  работать над частью речи, а какой нам расскажет Настя

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит —
Все расскажет нам…
 (глагол)

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает глагол?

- Какую еще часть речи вы знаете? (сущ)

- Что такое имя существительное?

- Какие  главные члены предложения вы знаете?

- На какие вопросы отвечает подлежащее? сказуемое?

- Каким членом предложения является глагол?

- Сегодня  на уроке мы будем учиться находить  глаголы, задавать к ним вопросы  и определять, действие одного или нескольких  предметов они обозначают.

  1. Пальчиковая гимнастика

- Но сначала приготовим наши пальчики к работе: выполним  пальчиковую гимнастику.

- Какое сейчас время года? (Зима)

«Что мы делаем  зимой!» 

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись.
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу потом пришли. (Отряхиваем ладошки)

Отряхнулись и зашли. (Потрясти руками)

  1. Минутка чистописания.

- Запишите число, классная работа.

Загадка:

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. ( медведь)  Слайд 2

- Какая  первая  буква  в слове медведь?

Мм

- Запишем заглавную и строчную буквы Мм (показ на доске)

  1. Словарная работа.  

- Сегодня к нам в гости пришла Маша – героиня любимого вами мультфильма  «Маша и медведь». Скучно ей пока Мишка спит.

- Маша хочет побольше узнать о своем любимом друге медведе  и его родственниках.

- Она не знает, как правильно пишется слово медведь, поможем ей?

- Запишем словарное слово медведь. Поставим ударение, подчеркнем непроверяемую гласную.

медведь.  (на доске: ударение, непроверяемая гласная е)

- Почему  Маша написала букву  д на конце слова?  (Парная согласная на конце слова, проверочное слово)

-Какие ещё есть орфограммы в этом слове? (в конце слова после буквы д надо писать ь)

- Разделим это слово на слоги. Запишем.

мед – ведь    

- Маша не знает, почему Мишку называют медведем?

- Нам расскажут об этом ребята (подготовленные ученики)

Рассказ о медведе      Слайд 3, 4, 5, 6

Медведь - это дикое животное, потому что живет в лесу. Его так назвали, потому что он ведает, где находится мёд. Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают медведи в берлоге в зимнюю спячку. Для берлоги медведи выбирают самые надежные и глухие места. Убежище медведь выстилает еловыми ветками, мхом, сухой травой, корой. Именно на боку медведь обычно и спит, свернувшись клубком. Жир помогает медведю не замерзнуть в сильные морозы, а также пробыть всю зиму без еды в состоянии спячки. В период зимней спячки, а именно поздней зимой у медведиц появляются медвежата. Они питаются маминым молоком, находясь, все время у неё на животе.

- Что вы запомнили  о  медведях?

Работа по теме урока.

- Что делает медведь зимой?    Слайд 7

Зимой медведь спит.    (Правописание !)

- Запишите это предложение в тетрадь.   (на доске ученик)

- Подчеркнем  главные члены предложения. Наверху подпишем части речи (на доске ученик)

- Сказуемое – всегда выражено  глаголом! (т.е. чтобы найти глагол, нужно найти сказуемое)

- Сущ – ое  медведь обозначает один предмет или несколько?

- Глагол спит - обозначает действие одного предмета или нескольких? (Одного.)

- Сущ- ое и глагол взаимосвязаны! …..

- На какой вопрос  отвечает глагол спит?

 - Слова, которые обозначают действие одного предмета, отвечают на вопросы: что делает? что сделает? и т.д.

- Измените это предложение так, чтобы глагол спит обозначал действие нескольких предметов.   Слайд 8

Зимой медведи спят.  (На доске) Запишите. 

- Подчеркните главные члены предложения. Подпишите глагол. (на доске)

- На какой вопрос отвечает этот глагол?

-  Слова, которые обозначают действие двух или  нескольких предметов, отвечают на вопросы: что делают? что сделают? …

-Прочитаем  правило  в учебнике на стр.23 

- На какой  вопрос отвечают слова, если они обозначают действие одного предмета?  (Эти слова отвечают на вопрос: что делает?)

-  На какой  вопрос отвечают слова, если они обозначают действие нескольких предметов? (Эти слова отвечают на вопрос: что делают?)

Карточка – помощница (указать на нее - вопросы)

  1. Физкультминутка. Слайд 9

- Маша вспоминает, как она каталась на коньках с Мишкой и медведицей и приглашает  нас тоже покататься.

  1. Закрепление пройденного материала.  

 1. Подберем слова – действия, которые  выполняет Маша на катке. Маша что делает?

Катается, танцует, падает, смеётся, играет, поёт. Слайд 10

- Какой   частью   речи  являются эти слова? Как догадались?

- На какие вопросы  отвечают эти глаголы? (что делает?)

- Действие одного или нескольких предметов обозначают эти глаголы?

- Эти же действия могут выполнить и медведь с медведицей. Но их двое, поэтому изменим эти  глаголы, чтобы они обозначали действия нескольких предметов. Медведи что делают?

- Что обозначают эти слова? (Действия нескольких предметов)

- На какие вопросы отвечают слова из 2 – го столбика? (что делают?)

Правила списывания.  Запишите в тетрадь  по вариантам по 3 слова!  

- Какие записали слова?

2. Гимнастика для глаз «Снежинка».    Слайд 11

- Маша загадала нам загадку:

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Легкие пушинки,

 Белые ….. (снежинки)

-Маша предлагает нам посмотреть, как кружатся снежинка зимою (гимнастика для глаз «Снежинка»)

3. Работа с текстом. Слайд 12

- На снежинки любит смотреть и медвежонок. Чтение текста.

Карточки с текстом у каждого. (Вписывают пропущенные буквы красным маркером, у себя в листочках ручкой.)

Снег.

С утра падал снег. Медвежонок сидел на пеньке. Он задрал голову и считал упавшие на нос снежинки. Снежинки падали пушистые и белые.

Вопросы по тексту:

 - О чём говорится в этом тексте?

Разбор орфограмм (пропущенные буквы).  

Чтение 1 пр-ия, найти - подписать гл., задать вопрос – определить действие одного или нескольких предметов обозначает этот глагол. Сама – с ошибкой!

Прочитать 2 пр-ие.  Комментирование  предложения – перевернуть листочки. Анологично.

3пр-ие: не записываем. Анологично устно.

4пр-ие: анологично.

Вывод по карточке - помощнице

- На какие вопросы отвечают глаголы, когда обозначают действие одного предмета? (Эти глаголы отвечают на вопрос…)

- На какие вопросы отвечают глаголы, когда обозначают действия нескольких предметов?

4. Работа по учебнику.

- Маша хочет спать, будем работать тихо и она немного  отдохнет.

Под расслабляющую музыку (кто быстро сделает: сядете поудобнее и с закрытыми глазами отдохнете). 

Средний уровень - упр. 258 стр. 24 (написать на доске): разъяснить пропущенные буквы.

5. Работа по карточкам.

Сильная группа - карточка 1

Слабая группа - карточка 2

Индив. задание -  тетр. С.37 № 79 Слайд 13

6. Работа на интерактивной доске.   Слайд 14

- Поднялся сильный ветер, завьюжила вьюга. Чтобы успокоить погоду, выполним задание, иначе всё задует и Маша не найдет дорогу к избушке медведя.

Распределить на 2 группы глаголы «Воронка»

Метёт, дуют, воет, светит, треснул, кружатся, сталкиваются, кричат, смотрит, звенят, шумят, почернел, ревел, растаяли, падает, летят. 

  1. Итог урока.

- Что обозначают глаголы?

-Почему одни слова отвечают на вопрос что делает?, а другие – на вопрос что делают? Карточка - помощница

  1. Домашнее задание.                

Слабая группа – тет. С. 34 № 74

 Средняя группа – тет. С. 37 № 79

Сильная группа -   с.  24  упр. 259

Всем: учить правило с. 23

  1. Выставление оценок.

- Нам с Машей очень понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы.  Оценки.

- Маше пора отправляться в путешествие, ведь скоро ее друг проснется, потому что наступит .. Что? ВЕСНА.

- На память Маша оставила вам разукрашки из мультфильма «Маша и Медведь».

Карточка 2

Фамилия имя__________________________________________                                                                                       

1. Найди и подчеркни  глаголы, которые обозначают действие нескольких предметов.

Светит, гуляем, поёт, ученик, учимся, бежали, танцует.

Карточка 1

  • Вставь пропущенные буквы.
  • Найди глаголы, напиши их в два столбика:

в 1 столбик -  глаголы, обозначающие действие одного предмета;

во 2 столбик – глаголы, обозначающие действие нескольких предметов.

В..юга, метел.., тр..щат, тиш..на, ст..рож..т, тр..пинка, вып..дают, б..жали, ст..ит, тр..ва, з..л..неют, г..ворит, смех, беж..т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число имен существительных.

Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства с  понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать  развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной ре...

Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число глаголов.

Цель деятельности учителя: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки....

Конспект по русскому языку "Склонение прилагательных во множественном числе"

Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе»Тип урока: урок-закреплениеЦель: Познакомить обучающихся со склонением прилагательных во множественном числе, правописанием окончаний...

Конспект урока русского языка «Окончания существительных во множественном числе в разных падежах» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка определения падежа у имен существительных во мн.ч., написания падежных окончаний существительных во мн.ч.; развитие орфографической зоркости путем нахожд...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема «Единственное и множественное число имён прилагательных» 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: формирование представлений о понятиях «единственное и множественное число имён прилагательных»; формирование умения определять число имён прилагательных, и...

Конспект урока русского языка. Тема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:знать: как изменяются глаголы по числам; как определяется числ...