План-конспект урока русского языка в 4-м классе на тему "Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по рассказу С. Алексеева "Медаль."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Дорожкина  Елена  Алексеевна

Разработка урока развития речи в 4-м классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Класс: 4 –Г

Учитель: ДорожкинаЕ.А.

Дата проведения : 17.05.2019 г.

Тип урока: урок закрепления знаний и способов действий.

Тема: Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста   по рассказу С.Алексеева « Медаль» Заголовок, основная мысль текста; их взаимосвязь.

Цели деятельности учителя:

- формировать умение определять тему и главную мысль повествовательного  текста, его композицию;

- формировать умение составлять план текста и записывать текст с опорой на план, точно употребляя глаголы.

Формируемые УУД:

познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

коммуникативные –- понимать тему текста по содержанию;

- владеть монологической и диалогической  формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формировать  умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка;

 познавательные – формировать умение выделять существенную информацию из текста; прогнозировать содержание текста по заголовку и плану;

-учить находить и проверять орфограммы слова, через решение поставленной  проблемы;

-создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка;

-формировать навыки учебной деятельности.

регулятивные – составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;

личностные  - нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: презентация, проектор, энциклопедия вооружения и военного костюма « Русская армия 18-19 в.в.листы для самоанализа по рефлексии, таблица пословиц.

                                         ХОД   УРОКА.

I. Организационный момент

     Я сегодня – удалец!

     Я сегодня – молодец!

     Всё сумею, всё смогу

     И другому помогу!

II.Актуализация  знаний.

1. Мотивационный момент

- Сегодня мы будем писать изложение.

-Что значит, написать изложение? ( письменно пересказать текст)

- Как вы думаете, для чего школьники пишут изложения?( чтобы развивать речь, память, внимание) Слайд 2

2.Самоопределение к деятельности

- мы будем писать изложение по рассказу С. Алексеева об очень известном человеке, попытайтесь угадать , что это за человек…

« Когда он родился, имя ему дали в честь князя Александра Невского, Саша был очень слабым ребенком в детстве, но в результате усиленной работы над собой, он стал очень знаменитым военачальником. За свою военную карьеру он дал более 60 крупных сражений и ни одного из них не проиграл. Ему принадлежит взятие Измаила, переход через Альпы. Ему было присвоено звание генералиссимуса. Жил этот человек в 18 веке»

Кто это?

- Какими качествами обладал этот великий человек? А еще он известен своей заботой о простых солдатах. Сегодняшний рассказ называется « Медаль»

Слайд 3,4

III. Целеполагание

1. Формулировка темы урока и учебных задач

- Кто может сформулировать тему урока? ( изложение текста о том, как Суворов вручил медаль)

- Мы узнаем одну историю из жизни великого полководца, будем учиться излагать этот материал, учиться составлять план, писать текст по плану, будем учится писать изложение без ошибок.

2. Постановка учебной задачи и её решение

- В истории , которую мы сегодня прочитаем говорится об одном интересном случае, который произошёл во время сражения с турками.

IV. Применение полученных знаний

1. Знакомство с содержанием текста ( упр502 стр.110-11) Текст читает 1 ученик.

2. Анализ текста. Выяснение темы и основной мысли текста

- Когда произошли события , о которых говорится в рассказе?

- Как вёл себя солдат Шапкин во время боя?

-Почему Суворов решил наградить солдата, ведь он видел, что Шапкин просидел бой в кустах?

- Как  ведёт себя солдат во время награждения и после него? О чём это говорит?

- Что заставило Шапкина возвратить  медаль Суворову?

- Чему обрадовался Суворов? Слайд 5

- КАКОВА ТЕМА данного текста ( о чём?) ( Как Суворов наградил солдата) Слайд 6

- Назовите главную мысль текста, она есть в тексте. ( ГЕРОЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, А СТАНОВЯТСЯ)

- Что отражено в заголовке : ТЕМА   или  ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ?

 Физкультминутка

3 .Структурный анализ текста. Составление плана. Слайд 7

- Какие типы текста вы знаете? ( Рассуждение, повествование и описание)

- К какому типу текста относится наш текст? ( повествование)

- Какие части повествовательного текста вы знаете?( вводная часть или завязкой, основная часть, концовка или развязка)

- Как развивается действие в рассказе? Что является завязкой?( Шапкин струсил)

- Какие события входят в основную часть?( Незаслуженная награда, без покоя, признание и похвала)

- Когда действия достигают  наивысшего напряжения?

- Что является развязкой?

- Давайте составим план рассказа из 5 пунктов.

 4. Самостоятельная работа по составлению плана.

                               Примерный план

1.Шапкин струсил.

2.Незаслуженная награда.

3.Нет покоя.

4.Признание и похвала.

5.Заслужил медаль и славу.

5. Лексико – орфографическая  подготовка. Слайд 8

             1. Объясните значения данных выражений.

              во время боя струсил; приметил; в честь победы; раздавал награды; совестно было; потупил глаза; покоя не находит; ворвался.

             2. Разбор слов с изученными орфограммами ( работа в парах) Слайд 9

                - Вставьте пропущенные буквы в словах т распредели орфограммы в 2 столбика

                 М…л..дой, струс..л, прос..дел, (не 0знал, в суворовск..ю армию, это кончил..сь,    

                 совес..но,п..туп..л, покр..снел, м..лчит, ( не) выдерж..л,  ( не) рождают..ся,  

                 в следующ..м б..ю)

              3. Анализ предложений текста

              -  Найдите предложения с запятыми, объясните их постановку.

V. Решение учебных задач

1.Повторное чтение текста

2.Самостоятельная работа с проверкой по эталону (Написание изложения)

3 .Включение в систему знаний и повторение.

- Мы с вами решили, что в названии заключена тема текста. А вот теперь , будьте внимательны, перед вами на листочках написаны 4 пословицы, каждая из них про смелость и трусость. Подумайте , и в конце своего изложения напишите ту, в которой , по –вашему заключена основная мысль этого рассказа.

Слайд 10

          1. Кто идет вперед, того страх не берет.

           2.Напуган – наполовину побежден.

           3. Храбрый не тот , кто страха не знает, а тот , кто узнал и навстречу идёт.

            4. Умей бояться, умей и смелым быть.

VI.  Подведение итогов.  Рефлексия.

 - Прочитайте свое изложение с выбранной пословицей.

Слайд 11

1.) Закончите предложения

- В результате работы на изложением я понял, как……..

- Я узнал,

- Мне было интересно…..

- Я теперь буду……

2) Смайлик – настроение

 - С помощью смайлика покажите, на сколько вы довольны своей работой над изложением.

- Спасибо за урок! Урок закончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку развития речи, проведенного в 4 классе учителем МБОУ « ЦО №21» г. Тулы Дорожкиной Е.А. Изложение по рассказуС.Алексеева « Медаль»

Слайд 2

Изложение по рассказу

Слайд 3

Угадай известную личность « Когда он родился, имя ему дали в честь князя А. Невского. Саша был очень слабым ребенком в детстве, но в результате усиленной работы над собой, он стал известным военачальником. За свою военную карьеру он дал более 60 крупных сражений и ни одного из них не проиграл. Ему принадлежит взятие Крепости Измаил, преход через Альпы по « Чертову мосту».Ему было присвоено звание генералиссимуса. Жил этот великий человек в 18 веке.» О ком речь?

Слайд 4

А.В.Суворов 1730-1800

Слайд 5

Анализ текста - Когда произошли события, о которых говорится в рассказе? -Как вел себя солдат Шапкин во время боя? -Почему Суворов решил наградить солдата, ведь он видел, что Шапкин просидел бой в кустах? -Как ведёт себя солдат во время награждения и после него? -Что заставило Шапкина возвратить медаль Суворову? -Чему обрадовался Суворов?

Слайд 6

Какова ТЕМА данного текста? -Как Суворов наградил солдата, Найдите в тексте предложение, в котором заключена основная мысль рассказа. ГЕРОЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, А СТАНОВЯТСЯ! -Что отражено в названии ТЕМА или ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ?

Слайд 7

ПЛАН 1) ШАПКИН СТРУСИЛ. 2) НЕЗАСЛУЖЕННАЯ НАГРАДА, 3) НЕТ ПОКОЯ. 4) ПРИЗНАНИЕ И ПОХВАЛА. 5) ЗАСЛУЖИЛ МЕДАЛЬ И СЛАВУ.

Слайд 8

ГРЕНАДЁРЫ – это элитные пехотинцы

Слайд 9

Разбор слов с изученными орфограммами -Вставь пропущенные буквы и распредели слова в 2 столбика( орфограмма в глаголах, орфограмма в других частях речи) М..л..дой, струс..л, прос..дел, (не)знал, в суворовск..ю армию, это кончил...сь, совес..но, п..туп..л, покр…снел, м..лчит, (не)выдерж..л, (не)рождают..ся, в следующ..м б..ю.

Слайд 10

Выбери пословицу, в которой заключена основная мысль рассказа - Кто идёт вперёд, того страх не берёт. - Напуган – наполовину побеждён. - Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт. - Умей бояться , умей и смелым быть.

Слайд 11

Рефлексия -Закончите предложения: - В результате работы над изложением я понял, как ….. - Я узнал, …. - Мне было интересно….. - Я теперь буду….



Предварительный просмотр:

                       Самоанализ урока по русскому языку

Учитель : Дорожкина Е.А.

Класс : 4-Г

Предмет : русский язык

Тема: Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста   по рассказу С.Алексеева « Медаль» Заголовок, основная мысль текста; их взаимосвязь.

Тип урока: : урок закрепления знаний и способов действий.

В 4 –г классе 30 учеников : 13 девочек, 17 мальчиков. 5 человек сильного уровня развития, 20 человек среднего уровня развития, 5 человек ниже среднего уровня развития. Дети на уроках работают активно, им нравится учиться в школе, в школу ходят с интересом.

 Учитывая уровень развития учащихся, я пыталась организовать работу так, чтобы каждый ученик был вовлечён  в активную познавательную деятельность. Исходя из этого, выбрала индивидуальную, работу в парах, групповую формы работы. Были использованы следующие образовательные технологии: проблемного диалога, поисково – исследовательской деятельности. Свой урок старалась строить, опираясь на системно- деятельностный подход с использованием ИКТ.

Цели урока: - формировать умение определять тему и главную мысль повествовательного  текста, его композицию;

- формировать умение составлять план текста и записывать текст с опорой на план, точно употребляя глаголы.

Задачи урока: повторить знания о правописании изученных орфограмм, развивать интеллектуальные качества учащихся, анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать логические выводы, вырабатывать орфографическую зоркость, умения осуществлять контроль и взаимоконтроль. Прививать любовь к русской истории, к русскому языку и коммуникативную культуру учащихся.

Коммуникативные УУД :

- понимать тему текста по содержанию;

- владеть монологической и диалогической  формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формировать  умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка;

 Познавательные УУД :

-формировать умение выделять существенную информацию из текста; прогнозировать содержание текста по заголовку и плану;

-учить находить и проверять орфограммы слова, через решение поставленной  проблемы;

-создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка;

-формировать навыки учебной деятельности.

Регулятивные УУД : - составлять  плана и последовательность действий; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия; развивать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;

Личностные УУД : - - нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Моими позициями на уроке были: организатор и консультант.

 Для отбора содержания были использованы:

- Презентация;

-«Энциклопедия вооружения и военного костюма 18-19 в.в.» А. Чернушкин;

-Листы самоанализа;

- Подборка пословиц о смелости и трусости.

   Виды деятельности:

- организация дискуссий;

- групповая творческая работа;

- работа в парах;

- самопроверка,

Виды активности на уроке:

-познавательная активность: учащиеся работают с информацией, выдвигают гипотезы, сопоставляют факты и делают выводы.

- социальная активность: учащиеся взаимодействуют, общаются с учителем и друг с другом, учатся договариваться.

-физическая активность: говорят, пишут, слушают.

Все учащиеся выступали в позиции : мыслителя, творца, слушателя, чтеца, а представляющие выводы – в роли информатора.

 

На уроке были учтены возрастные  и психологические особенности учащихся.В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности : учебной и учебно – познавательной.

  Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учащихся.

     Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

1. Организационно – мотивационный этап.

Цель: подготовить учащихся психологически и эмоционально к общению и предстоящему занятию. Хорошее настроение ребята получили, улыбнувшись друг другу и прослушав стихотворение.

2. Актуализация знаний

Для актуализации знаний я ставила цель, чтобы дети, работая над текстом сравнивали, рассуждали, сопоставляли, а затем делали вывод. В процессе самоопределения к деятельности я использовала прием « Хочу спросить», когда учащиеся по биогафическим  данным должны были узнать историческую личность. На этом этапе мною были использованы метапредметные связи (дети с удовольствием вспомнили о заслугах А.В. Суворова).В результате учащиеся закрепили полученные ранее знания по теме. Эта цель решалась через дифференцированное обучение. Шло формирование личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.

3.Целеполагание

На данном этапе учащиеся определяли для себя: чему мы будем учиться? Здесь у нас были сформулированы и задачи урока, и его тема, использована коллективная форма организации учебно-познавательной деятельности.

4.Применение полученных знаний.

 При работе с текстом использовался метод продуктивного чтения. Учащиеся читали и осмысливали содержание текста; выделяли существенную информацию через ряд поставленных вопросов.

 Велось обсуждение прочитанного, объяснялись непонятные слова. Особый интерес возник при выяснении значения слова гринадёр.

В ходе орфографической подготовки я использовала работу в парах, при которой дети вместе , сообща решали орфографические задачи.

При выявлении главной мысли детям пришлось вернуться к тексту, т.к. автор текста «спрятал ее в одном из предложений».

 План к тексту учащиеся составляли самостоятельно, в ходе проверки план корректировался.

5. Этап решения учебных задач у меня получился трёхступенчатым.

После повторного чтения дети самостоятельно воспроизводили текст с опорой на план. После самопроверки учащиеся выбирают пословицу , которая подходит к тексту.В результате дети были вовлечены в в активную мыслительную и практическую деятельность познавательного характера, им надо было использовать уже имеющиеся знаний, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

6.Рефлексивно – оценочный этап

Цель: выяснить в ходе самооценки глубину знаний детей, достигнута ли цель урока и какими компетенциями владеют учащиеся.

В результате самоанализа были выявлены затруднения, возникшие в процессе работы над изложением, что дало мне возможность скорректировать свою дальнейшую работу.

Так же я могла узнать настроение детей по окончании работы.

 Перегрузка предупреждалась физкультминуткой и сменой разных видов деятельности. Общая атмосфера и образовательная среда урока способствовали продвижению учащихся в развитии и усвоении знаний.

 На уроке применялось ИКТ и была использована межпредметная связь с уроком окружающего мира.

  Исходя из самоанализа урока, я считаю, что цель и задачи урока выполнены, так как урок является развивающим и соответствует требованиям новых стандартов.

   Для себя сделала следующие выводы:

-продолжить работу  по организации проблемно – поисковой деятельности на уроках;

-работать над грамотным формированием предложений учащихся;

- при организации контроля, строить работу так, чтобы ученик мог контролировать  весь процесс действия, а не только результат;

- учить адекватной самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (развитие речи) 2 класс---тема "Обучающее изложение"

Данная презентация может оказать помощь учителям начальных классов при обучении детей написанию изложений....

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

конспект урока "Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Мурлыка» (По Н. Сладкову)."

Конспект урока разработан по программе "Школа 2100". Изложение в 3 классе носит обучающий характер....

Конспект урока Тема: «Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану»

Цели деятельности учителя: Создать условия для составления текста по отрывку из рассказа Г. Скребицкого; совершенствовать умение ставитьзнаки препинания в предложениях; способствовать развитию умений ...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

Презентация к уроку развития речи во 2 классе "Изложение на основе зрительного восприятия текста "Сластёна"

Данная презентация подготовлена для урока русского языка во 2 классе по учебнику Р. Н. Бунеева( Школа 2100).. Презентация способствует  запоминанию излагаемого текста учащимися и эффективному ...

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цель  урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....