Конспект урока по русскому языку "Диалог и монолог",2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тужикова Валерия Дмитриевна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Диалог и монолог", УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_dialog_i_monolog.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Тужикова В.Д.

Класс: 2Г

Тема урока: «Диалог и монолог»

Цель урока (для учителя): способствовать развитию умения отличать диалог от монолога.

Задачи урока:

Образовательные:

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических
    высказываний и письменных текстов.

Развивающие: 

  • планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: 

  • использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • проявлять навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами (осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме).

Коммуникативные: 

  • проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
    существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

Воспитательные:

  • проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических
    высказываний и письменных текстов.

Метапредметные: 

Регулятивные: 

  • планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
    задачей и условиями ее реализации;
  • определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: 

  • активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами (осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме).

Коммуникативные: 

  • проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность
    существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

Личностные:

  • Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

Тип урока: изучение нового.

Методы и приемы: фронтальный опрос, беседа, диалог,  упражнение, рефлексия.

Понятия, формируемые на уроке: диалог, монолог, реплика. Речь диалогическая и монологическая. Слово с непроверяемым написанием
прощай.

Оборудование урока для учителя: учебник, доска, карточки для рефлексии.

Оборудование урока для учащихся: учебник, тетрадь.

Оформление классной доски

       

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

4 сентября.

Классная работа.

Текст-текст-текст-текст

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный опрос.

Приветствие учащихся.

– Добрую сказку помню
                           я с детства,

   Хочу, чтобы сказку послушал
                           и ты,

   Пусть подкрадется к самому
                           сердцу,

   И зародится в нем зерно
                           доброты.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

иш ши

мишка

шипы

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Актуализация знаний.

Требования
к речи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Что можно узнать о человеке
по его речи?

– Какой должна быть речь?

– Речь должна быть вежливой, уважительной

Воспроизводят полученную информацию

Беседа по вопросам

IV. Постановка учебной задачи (учебник, с. 10)

Фронтальная. Словесный.

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-
мучки.

– Как отличить диалог от монолога?

Принимают учебную
задачу, сформули-
рованную вместе

Сообщение
учителя, беседа, чтение

– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы найти ответ
на этот вопрос

Слушают учителя

с учителем

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Диалог, монолог (учебник,
с. 10)

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

Предлагает прочитать опреде-
ления и ответить на вопрос:
что такое монолог, диалог?

Читают определения, отвечают на вопрос

Извлекают из опреде-
ления необходимую
информацию

Беседа по вопросам

2. Диалог
в сказке (упр. 6). Реплика (учебник, с. 11)

Фронтальная, парная, инди-
видуальная.

Словесный,
наглядный,
практический.

Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте. Назовите сказку
и ее героев.

– Докажите, что вы прочитали
диалог. Какие сказочные герои участвуют в нем? Кто спрашивает, кто отвечает?

– Прочитайте диалог по ролям.

– Спишите. Проверьте напи-
санное.

Знакомит со знаком «тире» (–), репликой

– «Теремок» (перечис-
ляют героев)
.

– Речь двух лиц.
Муха-горюха, блоха-
попрыгуха.

Рассматривают
рисунок.

Читают диалог
по ролям. Списывают.

Читают текст

Выразительно читают
диалог по ролям, распознают его героев. Приводят доказательства, что прочитанный отрывок – диалог.

Списывают правильно диалог, соблюдая знаки препинания,
осуществляют само-
проверку

Чтение,
беседа по вопросам, письмо

3. Разыгрывание диалога из сказки «Колобок»
(упр. 7)

Парная.
Словесный,
творческий. Инсценировка

Предлагает разыграть диалог
из сказки «Колобок» между
Колобком и Медведем, между
Колобком и Лисой

Разыгрывают диалоги

Умеют работать
в паре, эмоционально «переживают» текст сказки.

Инсцени-

ровка


Инсценируют диалог, вживаясь в роль

Физкультминутка

Коллективная. Практический.

Самомассаж рук

– Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой,
потом другой.

– При помощи карандаша трем
ладони с внутренней стороны,
затем с тыльной.

– Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

– Дотрагиваемся ладонями
до щек, ощущаем тепло своих рук

Выполняют движения под руководством
учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение дви-
жений

4. Страничка
для любозна-
тельных. О про-исхождении слов (учебник, с. 11)

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

Предлагает прочитать текст
и рассказать, что нового
узнали для себя

Читают, расска-
зывают

Осмысленно читают текст, извлекают
из него новую
информацию

Чтение,
беседа по вопросам

5. Монолог
в сказке (упр. 12)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
наглядный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте строки из сказки.

– Отрывок из сказки – это диалог или монолог? Кто произносит речь, к кому она обращена?

Читают отрывок

из сказки.

– Это диалог, речь
одного человека –
Дюймовочки, обращенная к птичке.

Выразительно читают строки из сказки, соблюдая интонацию
и знаки препинания. Подбирают к заданному слову близкое
по значению.

Чтение,
беседа по вопросам, письмо


– Спишите 1-е предложение.


– Найдите слово
прощание,
подберите слово, близкое
по значению

Списывают предло-
жение.

– Прощай, до свидания

Распознают монолог,
приводят доказательство. Грамотно списывают предложение

6. Словарно-орфографическая работа. Прощай (прощайте)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте словарные слова. Что означает слово прощай?
Когда мы употребляем слово
прощай, а когда – прощайте? Спишите, запомните написание

Читают, отвечают

на вопросы, записывают словарные слова.
Запоминают право-
писание

Усваивают написание непроверяемых слов. Объясняют значение слов

Беседа по вопросам, письмо

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Диалог. Монолог (упр. 9, 10).

Работа в рабочей тетради (№ 6, 7)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический, наглядный.

Чтение, беседа, письмо, рассказ
по рисунку

Организует работу с упражнениями, контролирует их выполнение, оказывает помощь
при необходимости

Читают. Отвечают

на вопросы. Составляют текст по рисунку, инсценируют.

Пишут реплику,
вписывают слова

Различают диалог
и монолог. Выразительно читают. Объясняют смысл прочитанного. Составляют рассказ,
диалог по рисунку. Высказывают свое
мнение

Беседа по вопросам, инсценировка, письмо

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.
Беседа

– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше?
О чем хотели бы узнать
подробнее?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VIII. Домашнее задание.

Диалог-беседа, рассказ-монолог (упр. 11)

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....

Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова". 2 класс

 Представленный урок русского языка является уроком закрепления. Использование на уроке современных образовательных технологий решает задачи развития учащихся и формирует умение учиться....

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к ...

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Наречие» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи: - (направленные на достижение личност...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"

Цель:Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых ...