Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Речевой этикет слова приветствия, прощания, извинения»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Липатова Елена Николаевна

Данная  технологическая карта  урока русского языка  1 классе по теме «Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения» разработана  к учебнику УМК «Начальная школа XXI века». Это первый урок при изучении новой темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Речевой этикет слова приветствия, прощания, извинения»

Предмет

Русский язык.

Образовательная программа

«Начальная школа XXI века»

Класс

Учитель

Липатова Е.Н.

Образовательное учреждение

МБОУ "Начальная школа №15" г. Нефтеюганск

Тип урока

Урок новых знаний.

Тема

«Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения»

Педагогические задачи:

формировать умения  овладения нормами речевого этикета, создать условия для овладения умениями начинать, поддерживать, заканчивать разговор; развивать умение добывать новые знания, воспитание уважительного отношения  к языку.

Краткое описание работы с ресурсом

Данная  технологическая карта  урока русского языка  1 классе по теме «Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения» разработана  к учебнику УМК «Начальная школа XXI века». Это первый урок при изучении новой темы, задачами  которого служат:  формировать умения  овладения нормами речевого этикета, создать условия для овладения умениями начинать, поддерживать, заканчивать разговор; развивать умение добывать новые знания, воспитание уважительного отношения  к языку. Во время урока используется фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.

Разработка урока   может быть полезна учителям начальной школы, студентам педколледжей.

Планируемые результаты:

Предметные умения: 

научатся проводить звуковой анализ слов, использовать  « вежливые» слова в различных ситуациях, познакомиться с новым словом, его толкованием, получат возможность научиться подбирать предложенные этикетные слова при общении.

 Личностные УУД:

применять приобретенные навыки в практической деятельности; осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий, проявлять позитивное отношение к процессу письма.

Регулятивные УУД:

 готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке

 Познавательные УУД:
учиться организовывать свою деятельность, строить логические цепочки рассуждений;

рефлексия  планирования своей деятельности,  умение выражать свои мысли, контролировать свои результаты,

планировать учебное сотрудничество, учить работать в группах

  Коммуникативные УУД:

 строить понятное для слушателей высказывание, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Формирование УУД, технология оценивания

I. Самоопределение к деятельности.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

-Садитесь  на свои места.

- Ребята, какое время года наступило?
- Назовите признаки зимы.

-Посмотрите на наше солнышко. Что же с ним случилось?

-Поможем солнышку улыбнуться? Для этого нам нужно будет хорошо потрудиться на уроке. Все готовы?

 - Итак, урок русского языка. Ребята, чему мы учимся на уроках русского языка?

2. Минутка чистописания.

-Откройте свои тетради, положите их перед собой. Напишем сегодняшнее число, классная работа. (Обращается внимание на правильную посадку).


Определение буквы для минутки чистописания.

- Скажите, какой замечательный праздник прошел?

- Когда он бывает?

- Назовите первый звук в слове зима.
- Какой буквой обозначим звук [з]? (буквой з)

- Из каких элементов состоит буква з?

-В каких случаях мы будем писать строчную и заглавную буквы?

- Пропишем всю строку.

- Найдите самую красивую букву, обведите ее.

- Кто закончил – сигнализируем.  

Приветствие учителя. 

Проверка готовности к уроку,   правильности расположения учебников и школьных принадлежностей.

- Солнце стало светить меньше, на улице холодно.

Поворачиваются к друг другу и улыбаются. Настраиваются на работу.

(Правильно, без ошибок писать, правильно говорить, узнавать новые слова и т.д.

Обращают внимание на правильную посадку

Определяют букву для минутки чистописания

Называют элементы букв

Прописывают в тетради

Оценивают себя по критериям «правильно», «красиво», «аккуратно»

Регулятивные УУД

 - планировать деятельность в учебной ситуации.

- принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, формулировать простые выводы

Личностные: осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий.

II. Актуализация знаний. 

Сообщение темы урока, постановка учебных задач

1. Определение детьми темы урока

- Какова же тема нашего урока?

-Прослушав стихотворение, вы сможете определить тему урока.
-Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «Здравствуй!»
Значит «Будь здоров!».
Правило запомни,
Знаешь – повтори.
Старшим это слово
Первый говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «Здравствуй»
Говорить пора!

− А вы не забываете о добрых словах?
- Какие первые слова произносят люди при встрече?
-Что это за слова? ( словарные слова, «вежливые слова»)
- По-другому их называют - слова этикета.

-Так как  будет звучать тема сегодняшнегоурока, кто догодался?

Прочитайте тему урока: «Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения»  слайд1

-Чему мы должны на этом уроке научиться?

2. Проведем конкурс между рядами. Кто больше назовет вежливых слов

-Откроем  Слайд 2 и посмотрим, все ли вежливые слова мы перечислили.

- Слова приветствия, прощания, извинения будем писать и произносить с правильной интонацией.

-Молодцы! Главное теперь - научиться их использовать в своей речи.

Внимательно слушают

-

Дети определяют тему урока.

Ставят учебные задачи на урок.

(Развивать свою речь, применять «вежливые слова» в различных случаях, быть воспитанными)

Дети по рядам перечисляют слова приветствия, прощания, извинения (Доброе утро! Добрый день!вечер! До свидания! Спасибо! Пожалуйста! Будьте здоровы! и т.д.)

Сравнивают перечисленное со словами на экране.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Коммуникативные УУД:

 строить понятное для слушателей высказывание, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.

III. Открытие новых знаний.

IV. Закрепление полученных знаний.

1. Работа  с текстом
- Внимание на экран.
 Прочитайте задание.

 - Подумайте, какие важные слова отсутствуют в разговоре мальчика и девочки?

-Читает …(Упражнение 1 учебника со с. 13 на слайде 3 )

-Можно ли общение этих ребят назвать вежливым?

- Какие слова можно было использовать ребятам?

3. Работа по учебнику (упражнение 2, с. 14)
- Прочитайте задание (хорошо читающий ученик)
- Прочитайте вежливые слова.
- В каких случаях их используют в речи?
− Прочитайте ещё раз, постарайтесь запомнить.
Совет: пользуйтесь вежливыми обращениями в общении с родными, друзьями и незнакомыми людьми.

Физминутка

4. Словарно-орфографическая работа.
− Прочитайте словосочетание, правописание которого надо запомнить. (До свидания.)
слайд 4

- Это словарное слово. Перепишите  это слово  в тетрадь,  поставьте знак ударения ,подчеркните «опасные места» этого словосочетания.
– Что значит слово «До свидания»?
-Слово «свидание» образовано от слова «видеть».
Аналогичная работа: спасибо, пожалуйста
(-Растет даже ледяная глыба
От теплого слова…(спасибо)
- Когда мы просим , говорим (пожалуйста!»


5.Работа в парах.
 
- Назовите слово, которым вы пользуетесь при встрече с друзьями, когда встречаетесь.

- Составьте звуковую модель слова: «привет».
− У кого звуковые модели совпали с моделями, данными на доске?
- Дайте характеристику каждому звуку в слове.

Коллективное обсуждение

(Ответы учащихся.)

Слова приветствия, прощания

Высказывания детей.

Чтение задания.

Чтение упражнения хорошо читающими учениками.

- Умение читать выразительно.

Соблюдать интонации

«До свидания» означает «до встречи»

Составление звуковой модели слова «привет», 1 ученик у доски.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в тексте учебника

2. Анализировать (выделять главное).

3. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

Коммуникативные УУД

1. Уметь работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2.Уметь слушать друг друга

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его, слушать и уважать мнение сверстников

3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

V.Применение полученных знаний

- Прочитайте полученные предложения на доске.

- Какие слова нужно вставить, чтобы получилось правильное предложение?

…,  завтра встретимся в школе.

…, Витя, что позвонил.

…! Как дела?

Слова- подсказки: Спасибо, пожалуйста, здравствуй, на здоровье, до свидания.

Ученики вставляют пропущенные слова

Познавательные УУД

1. Анализировать (выделять главное).

2. Обобщать, делать выводы.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке? (Я узнал..

- Достигли ли цели? (Я считаю…

- Что было трудно?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.

- Какие качества вам помогли, а какие вам мешали при работе в парах, в группах?

На парте у вас лежат листочки с кружочком - солнышком.

Если вы работали без ошибок, раскрась зеленым цветом .

Если вы работали хорошо, но иногда  допускали  ошибку - желтым, если у вас что-то вызвало затруднение и вы хотите еще лучше поработать - красным раскрась солнышко.

- Спасибо за урок!

Ученики раскрашивают солнышко определенного цвета.

(Определение самооценки учениками собственной учебной деятельности)

Регулятивные УУД

совместно с учителем и одноклассниками осуществлять оценку деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные

Цель урока:  создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре,  закр...

Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".

Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов"....

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Корень слова. Однокоренные слова»

Целью урока является  создание условий для выявления особенностей однокоренных слов, нахождения и образования однокоренных слов, применения их в речи и практическое использование...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения".

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения"....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения".

Презентация к  уроку русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения"....

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Образование новых слов с помощью приставки" для 4 класса

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Образование новых слов с помощью приставки" для 4 класса...