Технологическая карта урока русского языка: "Слова-синонимы" для 2 класса к УМК "Начальная школа 21 века".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Чибышева Людмила Николаевна

Урок составлен к УМК "Начальная школа 21 века"  с использованием технологии критического мышления с соблюдением основных требований ФГОС. Тип урока: "Сообщение новых знаний".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.umk_21_veka.2_klass.docx39.46 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Чибышева Людмила Николаевна

Класс: 2 «А»

Тема:  «Что такое синонимы»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока

-Создать условие для открытия нового знания учащимися; формировать представления

 о словах - синонимах; учить  находить синонимы в тексте, использовать в речи;

Задачи урока

Общеобразовательные:

-Познакомиться со словами - синонимами

(лексической группой слов)

формировать умение называть признаки синонимов

Развивающие:

-Развивать критическое  мышление, познавательную  активность учащихся;

-Развивать интерес к изучаемому предмету;

-Способствовать развитию самостоятельности,  расширению кругозора.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к культуре русского языка, любовь к русскому язык

Планируемый результат

Личностные УУД:

Осознание алгоритма учебного действия

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально -- ориентированной деятельности

-Учиться использовать приобретенные знания для решения учебных задач

Познавательные УУД:

-Умения находить синонимы в тексте;

-Умение, использовать синонимы в речи, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, выделять и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера                

Регулятивные УУД: 

-умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;

 оценивать  достигнутый  результат, высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

- Формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных задач; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра

Предметные

- уметь отличать синонимы  от других лексических групп слов

-умение использовать  синонимы  в речи, находить в тексте

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» 2 класс

карточки с заданиями, кластер, цветные карточки самооценки, мультимедийная доска,презентация

Формы работы

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах с последующей самопроверкой по образцу, в группах, взаимопроверка, по вариантам.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на гостей, поприветствуйте их кивком головы.

- Я улыбнусь вам,  а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю  вам отправиться в удивительный мир русского языка. Поэтому будьте внимательны, чтобы на уроке всё слышать, видеть и запомнить.

 - С какой целью нам нужно изучать русский язык? Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.

- А что значит исследовать?  Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы.

- Чтобы стать грамотными людьми

Предположения детей

2.Актуализация знаний

- Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме

- Перед работой разогреем пальчики (показывает упражнения)

Вверх по лесенке пойдем (соединяем пальцы рук по очереди)

Друга верного найдем (соединяем пальцы свои и соседа по парте Дальше вместе мы пойдем (замок)

-Запишите число-14 марта. Классная работа. 

-Посмотрите на эту запись. Это шифровка. Скопируйте ее к себе в тетрадь и расшифруйте.

- Какое слово зашифровано?

- Давайте составим с ним кластер.

-Что вы знаете о словах?  

-Вы будете называть, а я запишу их в кластер.

-А почему я поставила знак вопроса?

-Подождите!

Мне пришло какое-то письмо.

(слайд № 1 )

 -Интересно! От кого же оно?

Нам пишет ученик 2 класса  из соседней школы.                        

-Давайте прочитаем его письмо. (слайд №2)

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки

-Что вы прочитали?

-Понравился он вам?

Почему не понравился?

-Что в нем не так?

Что вы заметили? Верно. Повторяется слово «ребята».

-Давайте выпишем это слово.

-Какое оно?

 -Запишите с новой строчки слово «Словарь», поставьте двоеточие и запишите слово « ребята»

Это словарное слово, верно, а как мы работаем со словарными словами?

-Поставьте ударение, разделите  на слоги,  найдите опасное место и подчеркните  (вызывает одного ученика к доске)

Вернемся к тексту письма.(слайд №2)

Можем ли мы его изменить?

А какие слова помогут изменить текст?

Давайте исправим текст.

Зачеркнем слово ребята и сверху напишем слова: дети, детвора…

  Допишем в словарной работе, какими словами  заменили слово ребята.

-Пишем рядом со словом ребята, через запятую: дети,  детвора

-Посмотрите на эти слова, прочитайте их. Что можете о них сказать?

Что их объединяет?

-Кто скажет, почему мы можем заменить слово  «ребята» другими словами?

-Кто-нибудь  из вас знает, как называются слова в русском языке близкие по значению?

-Открывают тетради

-Выполняют пальчиковую гимнастику

Записывают дату в тетрадь, копируют шифровку.

Ответ: «Слово»

Заполняют кластер

 

-Узнаем что-то новое о словах

Рассматривают и читают письмо.

Прочитали текст.

Не понравился, т.к. в нем есть повторы.

Повторяется слово «ребята» в каждом предложении.

Это слово словарное.

Выполняют словарную работу-выписывают слово, делят на слоги, ставят ударение.

-Подбирают синонимы к слову ребята: дети, детвора, малыши

детвора, друзья и др.

Исправляют текст на доске.

Записывают слова в словарь.

-Они похожи.

-Они близкие по значению

-Это синонимы.

-

 

Личностные УУД – приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные УУД – выполнять работу в соответствии с заданным планом.

Познавательные УУД – Установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, их обоснование.

Коммуникативные УУД – умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.Постановка темы и задач урока -выдвижение гипотез

-Какая же тема урока у нас сегодня? Кто догадался?

-Попробуйте найти тему в учебнике.

-Как вы думаете, какая будет цель у нас на уроке сегодня?

-Какие вопросы можем поставить к теме урока

-Будем говорить о словах-синонимах.

 Читают тему в учебнике.

-Узнать какие слова являются синонимами.

 Что такое синонимы? Зачем они нужны?

Познавательные УУД–умение отличать новое от уже известного.

Регулятивные УУД – определение цели учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности, высказывать свое мнение

4.Открытие новых знаний

Работа в парах

Индивидуальная работа

Физкультминутка

-Давайте выясним.

Вы готовы быть исследователями?

Что нам поможет в исследовании?

-Посмотрите упр. 1 Рубрика «Давай подумаем»

Что вы видите?

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Дети строят ледяную горку. Малыши сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки 

(слайд №3)

-А как мы  изменили текст?  Прочитайте. Сравните. Надо исправить ещё какие-нибудь слова?…

-До конца справились с заданием?

-Если нет, то, как еще можно изменить?

-Запишем еще слово «малыши» в строку рядом со словами ребята и дети. (словарная работа)

Прочитайте слова. Что вы о них можете сказать?

- Кто уже сможет сказать, что это за слова такие синонимы?

-Прочитайте еще раз слова: ребята, дети, малыши

-Что еще можно сказать об этих словах?

На какой вопрос они отвечают?

-Давайте запишем  сверху над словами вопрос, на который они отвечают.

 -Какой вопрос задаем ко всем  этим словам?

 

- Что можем записать  в кластер?

-Кто сделает вывод по кластеру, что же такое синонимы?

-Сравните свой вывод с авторским.

-Прочитайте и скажите, что еще не сказали?

 -Молодцы!

- Поднимите карточку, кто  понял, что такое синонимы. Оцените свой ответ карточкой.

- Скажите, мы всё узнали о синонимах?

-А я убрала знак вопроса из кластера?

-Почему? Как вы думаете?

-И что нам поможет узнать?  

-Прочитайте вывод в учебнике.

Молодцы, вы хорошо потрудились.

 -А сейчас музыкальная пауза.

 

-Нам поможет учебник.

Находят рубрику «Давай подумаем»

 -Тот же текст

Дети читают и сравнивают тексты на доске и в учебнике.

-Это слова близкие по значению.

-Это слова-синонимы, отвечают на вопрос кто?

Работают у доски

Вопрос кто?

Дополняют кластер: один вопрос

Делают вывод: слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос

Сравнивают свой вывод с авторским

Оценивают себя при помощи карточек

-Да.

-Нет.

-Может быть мы еще что – то узнаем?

Читают вывод в учебнике.

Выполняют упражнения под музыку

Познавательные УУД - уметь обобщать полученную информацию, делать вывод 

Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в письменной форме 

5.Закрепление нового материала

Работа в парах

Работа над правилом

Работа в парах

Работа по вариантам

-Поработаем в парах.

-Выполняем задание  к упр.1 в парах.

-Мне интересно, какие слова с какой картинкой вы соотнесли.

Какие предложения вы составили?

-Запишем предложения.

-Какие слова здесь являются синонимами?

-Как вы считаете, можно ли заменить слова в предложении синонимами?

-Почему нельзя?

-  Попробуйте сделать вывод сами о том, когда можно, когда нельзя заменить слова синонимами.

-А теперь сравните свой вывод с учебником.

-Прочитайте первое предложение вывода в учебнике.

-Что вы поняли из него?

- Прочитайте второе предложение.

 Что поняли?

-Что можем записать в кластер?

-Надо запомнить, что с синонимами нужно быть осторожными и внимательными к смыслу.

-Ну а теперь, кто сможет сделать вывод о том, что такое слова-синонимы?

-Посмотрите на кластер.

-Поднимите карточки, оцените себя.

Все всё поняли?

-А сейчас я предлагаю вам поработать в парах.

Упр.2. Обсудите, что нужно делать.

-Запишем в тетрадь текст, который вы отредактировали.

 

1-й в. Списывает первый текст

2-в. Списывает второй текст

-Проверьте друг друга по образцу на доске.

Оцените соседа, поднимите карточку

Работают в парах самостоятельно

Соотносят картинки и слова, придумывают предложения Записывают предложения в тетрадь

-Погасить-выключить, задуть-потушить

Нет.

-Нельзя сказать выключить пожар

 -Вывод: не всегда можно заменить слова синонимами, т.к. значения слов не всегда совпадают

Читают вывод в учебнике, сравнивают

-Что значения не всегда совпадают, что синонимы  различаются оттенками значений.

Записывают: различаются оттенками значений

Делают вывод по кластеру:

1. Близкие по значению

2. Отвечают на один вопрос

3. Имеют оттенки значений

 

Оценивают себя при помощи цветных карточек

Читают задание к упр.2 и выполняют карандашом в учебнике, записывают в тетрадь отредактированные тексты по вариантам.

Взаимопроверка по образцу.

Оценивают карточкой

Личностные УУД – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД – понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа;; уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ

Регулятивные УУД – планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,.

Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения

7. Итог урока

Итак, на какие вопросы вы получили сегодня ответы?

-Что нас интересовало в начале урока?

-Осталось ли у вас что-то невыясненным?

-Что с этим делать, как вы думаете?

-Что помогло достигнуть цели?

-Что же за слова такие - синонимы?

-А сейчас я предлагаю вам составить синквейн по теме нашего урока.

1 строчка - тема:  синонимы

2 строчка- 2 прилагательных:  близкие, родственные

3строчка- 3 глагола:  разнообразить, находить, заменить  4строчка - предложение: Синонимы имеют оттенки.

5строчка - свое отношение: Мне понравилось тема. Ура!

-Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи.

 

Высказывания детей.

Личностные УУД – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные УУД–осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения

7.Рефлексия

-Интересно ли было на уроке?

-Изменилось ли ваше настроение к концу урока?

-Всем спасибо за урок!

-Вы молодцы!

.

8.Домашнее задание

Запишите домашнее задание: составить три предложения используя синонимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: "Имя существительное" УМК «Начальная школа XXI века»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка в 3 классе УМК «Начальная школа XXI века»...

Технологическая карта урока русского языка для 2 класс по теме: «Имена собственные». УМК «Школа XXI века»

Технологическая карта урока русского языка для 2 класс УМК «Школа XXI века» ...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по УМК "Школа 2100"

Технологическая карта урока по теме:"Изменение имен прилагательных по падежам"...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК «Начальная школа XXI века»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний учащихся.Тема:«Правописание не с глаголами».Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы ...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")

Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...