Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Боровик Людмила Александровна

Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива, рассчитан на 0,5 часа (17 часов в год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_russkiy.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по родному русскому языку

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» составлена на основе нормативных документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

Рабочая программа составлена на основе примерной  программы  по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова

УМК «Перспектива» авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова

Учебник: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Русский родной язык. 3 класс. Учебное пособие.- М.: Просвещение. 2019.

Место курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часа (1 час в неделю первое полугодие) 34 (0,5 часа в год) учебные недели в 3 классе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Русский язык: прошлое и настоящее  Ученик научится

-  распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений      между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим);

- распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений);

- распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);

- распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);

- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

- различать эпитеты, сравнения;

- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;

- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами

        Ученик получит возможность научиться:

- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта  в современных ситуациях речевого общения;

- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения

Язык в действии Ученик научится

-  произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)

- осознавать смыслоразличительную роль ударения;

-  различать по суффиксам различные оттенки значения слов;

-владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж множественного числа слов);

- владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением);

- различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа

Ученик получит возможность научиться:

- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

- редактировать письменный  текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок

Секреты речи и текста Ученик научится

-  строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;

-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

Ученик получит возможность научиться:

- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-давать оценку невежливому речевому поведению.

-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);

-пользоваться основными способами правки текста.

- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;

-анализировать типичную структуру рассказа

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве - Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

Содержание курса

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).  Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.)

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

дата

факт

Тема

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Вид

контроля

Универсальные

учебные

действия

УМО

Русский язык: прошлое и настоящее

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Родной язык»;

- познавательный интерес к русскому языку.

Регулятивные: 

- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.

Познавательные

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных

- умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера.

- сравнение записанного текста с образцом;

  Регулятивные: 

- определение цели учебной деятельности;  

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;  

Познавательные:

Общеучебные:

- ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях;

- находить информацию в дополнительных источниках : - умение учитывать разные мнения, выражать свои мысли

1

06.09

Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения. ОНЗ

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;

распознают слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений      между людьми;

распознают слова, называющие природные явления и растения;

распознают слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры;

используют словарные статьи для определения лексического значения слова;

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

поиск информации о происхождении фамилии

находят сведения о старинных русских городах в различных информационных источниках учатся подбирать и употреблять  сравнения, эпитеты  в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов

Текущий

Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Русский родной язык. 3 класс

2

13.09

Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). ОНЗ

Текущий

3

20.09

Какой лес без чудес. Образные названия растений. ОНЗ

Текущий

4

27.09

Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»

Текущий

5

04.10

Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. ОНЗ

Текущий контроль:

6

11.10

У земли ясно солнце, у человека – слово. Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием.

ОНЗ

Текущий контроль

Александрова О.М., Вербицкая  Русский родной язык. 3 класс

Язык в действии

7

18.10

Как правильно произносить слова. ОНЗ

работают со словарем ударений

Текущий

Личностные: 

- познавательный интерес к русскому языку.  

Регулятивные: 

- контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;

- использование полученных знаний в процессе контроля.

- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.  

Познавательные:

Общеучебные:

- ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях;

- умение учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Логические - контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее

Александрова О.М., Вербицкая  Русский родной язык. 3 класс

8

25.10

Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка ОНЗ

учатся различать по суффиксам различные оттенки значения слов;

учатся различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа;

учатся выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

учатся редактировать письменный  текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок

Текущий

Александрова О.М., Вербицкая  Русский родной язык. 3 класс

9

07.11

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка. ОНЗ

Текущий контроль:

Александрова О.М., Вербицкая  Русский родной язык. 3 класс

10

14.11

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам. ОНЗ

Текущий контроль

11

21.11

Восстановление деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими дополнениями ОНЗ

Текущий

Александрова О.М., Вербицкая  Русский родной язык. 3 класс

Секреты речи и текста

12

28.11

Особенности устного выступления ОНЗ

учатся строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

Текущий контроль:

Коммуникативные:

- умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию

Александрова О.М., Вербицкая  Русский родной язык. 3 класс

13

06.12

Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка» ОНЗ

Текущий контроль

Познавательные:

- прогнозировать наличие определённых орфограмм;

- формирование навыка самоанализа своей работы и самоконтроля;

- формирование умения корректировать  выполненную работу.

Коммуникативные:

- умение общаться, строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность в процессе сотрудничества

Александрова О.М., Вербицкая  Русский родной язык. 3 класс

14

13.12

Типы текста. Текст - рассуждение ОНЗ

 знакомятся со структурой текста рассуждения;

учатся создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации

Текущий

Александрова О.М., Вербицкая  Русский родной язык. 3 класс

15

20.12

Учимся редактировать тексты ОНЗ

учатся редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы

Текущий

Александрова О.М., Вербицкая  Русский родной язык. 3 класс

16

27.12

Текст – повествование. Структура текста. ОНЗ

учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст;

учатся оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

выполняют итоговую работу

Текущий контроль:

17

10.01

Итоговая контрольная работа

Контрольно-измерительные материалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС II поколения...

Рабочая программа ФГОС по русскому языку УМК "Перспектива", 1 класс

В рабочей программе прописаны основные рекомендуемы нормативные документы. Задачи обучения русскому языку на начальном этапе, которые позволяет реализовывать коммуникативно-познавательная направленнос...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" составлена согласно требованиям ФГОС, с учётом формирования личностных и метапредметных УУД...

Рабочая программа Русский язык УМК "Перспектива" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Перспектива"....

Рабочая программа "Русский язык" УМК "Перспектива" 3 класс

Рабочая программа "Русский язык" УМК "Перспектива" 3 класс...