Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Черепнина Галина Анатольевна

Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме.

Цель: учить образовывать разные временные формы глаголов.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна  теплом  в окошки  дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Дети, каким вы видите наш урок? (Интересным, поучительным, развивающим)

 - На уроке мы с вами будем исследовать.

- Что нам нужно, чтобы работа на уроке была успешной? (Активно работать на уроке, внимательно слушать учителя, высказывать свою точку зрения, оказывать помощь одноклассникам).

- Пусть вам сегодня на уроке помогут внимание, сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.

II. Минутка чистописания: прописываем    буквосочетания (индивидуальная работа)

III. Актуализация знаний

Что вы мечтаете делать, когда вырастете?  (Слайд№2)

Строить, растить и учить,

Верить, надеяться, жить.

Плавать, нырять и летать,

Плакать, любить, побеждать ...

Многое предстоит испытать

Тем, кто умеет мечтать.

(Стихотворение на слайде,  слова-глаголы у детей на  столах. Читают по

очереди)

-Что вы заметили в этом стихотворении? Какая часть речи чаще других встретилась в стихотворении?

- (В нем много глаголов.) 

 (Слайд №3)

-Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе? Для этого мы разделимся на две группы (с ромашкой РАБОТА В ГРУППАХ)

Проверка  (Слайд №4)

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

-Как  изменяется глагол?

-Для чего он нам нужен? (для  придания  речи  выразительности, точности и яркости)

(Слайд №5)

-Прочитайте подчеркнутый  глагол.  На какой вопрос отвечает?  Определите время и число.

-Прочитайте  глагол выделенный курсивом. На какой вопрос отвечает?  Определите время и число. (нельзя определить, т.к. это глагол неопределенной формы)

-Что это за форма глагола, у которого  нельзя определить время и число? (Неопределённая форма или инфинитив)

-На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

(Что делать? Что сделать?)

IV. Самоопределение к деятельности

-Отгадайте загадку: (Слайд №6 ) 

Летом бабушка вязала,
Чтоб я в холод надевала.
Очень бабушку люблю,
И подарок берегу.

(Слайд №7 )  (Свитер)

-Запишите это слово в тетрадь.

-Обратите внимание на произношение этого слова (свитэр).

-Подберите однокоренные слова (свитерок, свитерочек).

-Посмотрите на следующий слайд и прочитайте.

Слайд №8   На прогулку мал..чик (надевать) свитер, б..тинки, п..л..то и ша..ку.

-Как называется форма глагола в скобках? (Начальная форма - инфинитив)

 я переворачиваю на доске глагол «надевать» и табличку «инфинитив»

-Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (изменить форму глагола, вставить пропущенные буквы)

-Измените форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что происходит сейчас, в данный момент времени. (На прогулку мальчик надевает свитер, ботинки, пальто и шапку.)

-Вспомните, когда употребляют в речи глагол «надеть», а когда – «одеть»? (одевают кого- то, надевают на себя)

- Запишите предложение с глаголом в форме настоящего времени, вставляя пропущенные буквы.

-Самопроверка. Слайд №9 

-Кто из вас не допустил ни одной ошибки, встаньте.

-Вы, молодцы, садитесь.

-А остальные, исправьте ошибки, чтобы в дальнейшем их не допускать.

-Сделайте синтаксический разбор предложения.

-Давайте вместе дадим характеристику предложения. (Невосклицательное, повествовательное, простое, т.к. одна грамматическая основа, осложнено однородными членами, распространенное, т.к. кроме главных членов  в предложении  есть второстепенные).

- А теперь попробуйте изменить форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что происходило раньше. (На прогулку мальчик надевал свитер, ботинки, пальто и шапку.) не потеряйте суффикс- ва-

-Запишите получившееся предложение.

Самопроверка. Слайд №10 

-Прочитайте следующее предложение.

-В какой форме в нём употреблён глагол  «надевать»? (в форме будущего времени) (На прогулку мальчик будет надевать  свитер, ботинки, пальто и шапку.)

-Обратите внимание, что у глагола теперь сложная форма времени.

-Запишите это предложение.

Самопроверка. Слайд №11 

-Итак, чем отличаются эти три предложения? (формой глагола)

-В каких формах употреблён глагол в этих предложениях? (в 1 предложении- в форме настоящего времени, а во 2 -  в форме прошедшего времени, а в третьем - в форме будущего времени) (На доске сделать схему)

-Ребята, какие формы глагола мы образовали от инфинитива? (форму настоящего времени,  прошедшего времени  и форму будущего времени)

-А теперь попробуйте сформулировать тему урока (образование временных форм  глагола от его неопределённой формы) 

-Прочитайте тему урока  Слайд №12 

-Сформулируйте задачи урока:

(узнать, как образуются глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени, т. е познакомиться с алгоритмом образования временных форм;

 учиться образовывать временные формы глаголов)

V.Работа по теме урока.

1.Работа по учебнику.

- Откройте учебники на с. 76

-Прочитайте название таблицы (Изменение глаголов по временам)

-Рассмотрите таблицу, ознакомьтесь с теоретическим материалом.

 Слайд №13   

-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (что делать? и что сделать?)

-Сколько временных форм мы можем образовать от глагола несовершенного вида, т. е. отвечающего на вопрос «что делать?» (3 формы)

- А сколько временных форм мы можем образовать от глагола совершенного вида, т. е. отвечающего на вопрос «что сделать?» (2 формы)

- Какая форма здесь отсутствует? (форма настоящего времени)

-Чем отличается будущее время глаголов, отвечающих в неопределённой форме на вопросы «что делать?»  и «что сделать?»? (От глаголов, отвечающих в неопределённой форме на вопрос «что делать?», образуется сложная форма будущего времени, а от глаголов, отвечающих в неопределённой форме на вопрос «что сделать?», образуется простая форма будущего времени.

2.Составление  алгоритма  образования   временных  форм  глагола.  

-Давайте составим алгоритм образования временных форм глагола.  

Слайд №14 

-Каким будет первый этап нашей деятельности, когда нам необходимо будет образовать временные формы глагола от инфинитива? (правильно поставить вопрос к начальной форме глагола)

(Далее дети комментируют алгоритм, начиная словом «если»)

 – При образовании форм времени будем использовать эту таблицу, как памятку:

Время

Вид

  Что делать? (несов.в.)

Что сделать? (сов.в.)

н.в. (сейчас)

что делает?

-

пр.в. (уже)

что делал?

что сделал?

б.в. (потом)

что будет делать?

что сделает?

VI.Первичное закрепление: проговаривание в громкой речи.

  1. Найдите глагол, поставьте к нему вопрос.

2.Определите вид и напишите все возможные формы по порядку:
неопределенная форма,  наст.в.,  пр.в., буд. вр.

1.-У вас на столах лежат памятки, они вам ещё пригодятся  в дальнейшей  работе.

-А теперь давайте отдохнём. Слайд №15   

Вы наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

-Применить наши знания на практике поможет следующее задание.

2. Комментированное письмо. Работа у доски

-Упражнение   по учебнику: стр.    упр.

-Прочитайте глагол (звонить)

- Обратите внимание на ударение в слове «звонить»

- Нам нужно образовать от этого глагола временные формы. С чего начнём? (определим на какой вопрос отвечает этот глагол)

-Какие формы можно образовать от этого глагола? Давайте поработаем с единственным числом. (все: звонил, звонит, будет звонить)

- Запишите в тетрадях. (Дети записывают).

-Далее вам нужно поработать с такими словами как «повторять» и «повторить».

-Обратите внимание на ударение в слове «повторить».

- Чем отличаются эти глаголы? (повторить- совершенного вида, а повторять- несовершенного; в 1 случае суффикс- и-, а во втором – я-)

-Почему от глагола «повторить» мы не смогли образовать форму настоящего времени? (потому, что он отвечает на вопрос «что сделать?»)

3.Закрепление.

1.Самостоятельная  работа  в парах.

-Закрепим наши знания, возьмите карточки , прочитайте, ознакомьтесь с заданием.

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получился текст? (составить предложения)

-Скажите,  в какой форме стоят глаголы в скобках? (в начальной)

-Предположите по выделенному слову- помощнику (вчера), в форму какого времени, мы должны поставить глаголы в 1 абзаце? (в форму прошедшего времени).

-Пользуясь алгоритмом образования временных форм глагола, попробуйте прочитать предложения 1 абзаца (1-я пара)

Ещё  вчера  кругом лежал снег. В лесу зазвенела капель. Наступила весенняя пора. К нам пришёл первый весенний месяц – март.

- О чём говорится в 1 части? (о первом весеннем месяце)

- Что такое «капель»?  Словарь Ожегова. (Падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли) Слайд №16  

- Работаем дальше, предположите по выделенному слову- помощнику (сейчас), в форму какого времени, мы должны поставить глаголы во 2 абзаце? (в форму настоящего времени).

-Попробуйте прочитать предложения 2 абзаца, пользуясь алгоритмом образования временных форм глагола. (2-я пара)

Сейчас тёплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Домой прилетают птицы. С раннего утра до позднего вечера они поют на лесной поляне. На солнечных опушках цветёт мать- и – мачеха. Душистой смолой пахнут набухшие почки деревьев. Вылезают из своих жилищ жучки, паучки, букашки. На дворе стоит второй весенний месяц- апрель.

- О чём говорится во 2 части? (о втором весеннем месяце)

- Работаем дальше, предположите по выделенному слову- помощнику (скоро), в форму какого времени, мы должны поставить глаголы в 3 абзаце? (в форму будущего времени).

- Попробуйте прочитать предложения 3 абзаца. (3-я пара)

Скоро

По опушкам лесов, по берегам рек и ручьёв будет цвести черёмуха.

По опушкам лесов, по берегам рек и ручьёв зацветёт черёмуха.

 По полям, лугам, лесам загремит май. Он  разнесёт свет и тепло по всей земле.

-  О чём говорится в 3 части? (о третьем весеннем месяце)

VII. Домашнее  задание. 

-Дома вам предстоит записать составленный нами текст о весенних месяцах.

-Или   выполнить  задание по р.т. – стр.  44   упр. 98  (образовать от глаголов  возможные формы  времени, записать их и  указать время  глаголов)

VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока

- Ребята, какая форма глагола нам сегодня помогала образовывать его временные формы? (неопределенная форма –  инфинитив)

-Давайте ещё раз назовём глаголы неопределённой формы. У вас на партах лежат таблички с этими глаголами, возьмите  таблички  и  прочитайте глаголы. (Дети читают)  

—  Всегда ли можно образовать три формы времени?

—  Оцените свою работу на уроке  и затем внизу на карте самооценки поставьте  себе  отметку.

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме.

Слайд 2

Строить, растить и учить, Верить, надеяться, жить. Плавать, нырять и летать, Плакать, любить , побеждать… Многое предстоит испытать Тем, кто умеет мечтать.

Слайд 3

Что вы знаете о глаголе ? Записать на лепестках цветка, что вы знаете о глаголе. Работа в группах.

Слайд 4

Глагол является изменяется в предложении для чего нужен отвечает обозначает что делать? что сделать? частью речи действие предмета по числам, временам, родам сказуемое выразительность, точность, яркость

Слайд 5

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе» А.Н.Толстой

Слайд 6

Загадка Летом бабушка вязала, Чтоб я в холод надевала. Очень бабушку люблю, И подарок берегу.

Слайд 7

Свитер свитерок свитерочек

Слайд 8

На прогулку мал..чик (надевать) свитер, б.. тинки , п..л..то и ша.. ку .

Слайд 9

На прогулку мал ь чик наде ва ет свитер, б о тинки, п а л ь то и ша п ку.

Слайд 10

На прогулку мал ь чик наде ва л свитер, б о тинки, п а л ь то и ша п ку.

Слайд 11

На прогулку мал ь чик будет наде ва ть свитер, б о тинки, п а л ь то и ша п ку.

Слайд 12

Тема: Образование временных форм глагола от его неопределённой формы Задачи урока: - узнать, как образуются глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени ( т. е познакомиться с алгоритмом образования временных форм); -учиться образовывать временные формы глаголов.

Слайд 13

Работа по учебнику

Слайд 14

Время Вид Что делать? (несов.в.) Что сделать? ( сов.в .) н. в . (сейчас) что делает? - п р.в . (уже) что делал? что сделал ? б .в . (потом) что будет делать? что сделает? Памятка

Слайд 15

ФИЗМИНУТКА Вы наверное устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

Слайд 16

падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли. Капель -

Слайд 17

Ещё вчера кругом лежал снег. В лесу зазвенела капель. Наступила весенняя пора. К нам пришёл первый весенний месяц – март. Сейчас тёплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Домой прилетают птицы. С раннего утра до позднего вечера они поют на лесной поляне. На солнечных опушках цветёт мать - и - мачеха. Душистой смолой пахнут набухшие почки деревьев. Вылезают из своих жилищ жучки, паучки, букашки. На дворе стоит второй весенний месяц - апрель. Скоро по опушкам лесов, по берегам рек и ручьёв зацветёт черёмуха. По полям, лугам, лесам загремит май. Он разнесёт свет и тепло по всей земле.

Слайд 18

Рефлексия

Слайд 19

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Неопределённая форма (инфинитив)



Предварительный просмотр:

строить

растить

учить

верить

надеяться

жить

плавать

нырять

летать

плакать

любить

побеждать

надевать

надевает

надевал

будет  надевать

Время

 

Вид

  Что делать? (несов. вид)

Что сделать? (сов. вид)

н.в. (сейчас)

что делает?

-

пр.в. (уже)

что делал?

что сделал?

б.в. (потом)

что будет делать?

что сделает?

Время

 

Вид

  Что делать? (несов. вид)

Что сделать? (сов. вид)

н.в. (сейчас)

что делает?

-

пр.в. (уже)

что делал?

что сделал?

б.в. (потом)

что будет делать?

что сделает?

Время

 

Вид

  Что делать? (несов. вид)

Что сделать? (сов. вид)

н.в. (сейчас)

что делает?

-

пр.в. (уже)

что делал?

что сделал?

б.в. (потом)

что будет делать?

что сделает?

Время

 

Вид

  Что делать? (несов. вид)

Что сделать? (сов. вид)

н.в. (сейчас)

что делает?

-

пр.в. (уже)

что делал?

что сделал?

б.в. (потом)

что будет делать?

что сделает?

Время

 

Вид

  Что делать? (несов. вид)

Что сделать? (сов. вид)

н.в. (сейчас)

что делает?

-

пр.в. (уже)

что делал?

что сделал?

б.в. (потом)

что будет делать?

что сделает?

Время

 

Вид

  Что делать? (несов. вид)

Что сделать? (сов. вид)

н.в. (сейчас)

что делает?

-

пр.в. (уже)

что делал?

что сделал?

б.в. (потом)

что будет делать?

что сделает?

Время

 

Вид

  Что делать? (несов. вид)

Что сделать? (сов. вид)

н.в. (сейчас)

что делает?

-

пр.в. (уже)

что делал?

что сделал?

б.в. (потом)

что будет делать?

что сделает?

1

          Ещё  вчера  кругом  (лежать)  снег. В лесу  (зазвенеть) капель. (Наступить)  весенняя  пора. К нам (прийти) первый весенний месяц – март.

                 2

          Сейчас тёплые лучи солнца (съедать) последний снег. (Звенеть) под деревьями веселые ручьи. Домой (прилетать) птицы. С раннего утра до позднего вечера они (петь) на лесной поляне. На солнечных опушках (цвести) мать - и - мачеха. Душистой смолой (пахнуть) набухшие почки деревьев. (Вылезать) из своих жилищ жучки, паучки, букашки. На дворе (стоять) второй весенний месяц - апрель.

                   3

        Скоро  по  опушкам лесов, по берегам рек и ручьёв (зацвести)  черёмуха.  По полям, лугам, лесам (загреметь) май. Он  (разнести) свет и тепло по всей земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...