Конспект урока "Краткая форма имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Борисова Наталья Александровна

В конспекте урока по русскому языку "Краткая форма имен прилагательных" (3 класс) представлены разные формы и методы работы на уроке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Борисова Н.А.

Русский язык

3 класс

Тема: «Краткая форма имён прилагательных».

Цели урока: познакомиться с краткой формой качественных имен прилагательных, с особенностями их образования, изменения и роли в предложении; вырабатывать умение образовывать краткую форму имен прилагательных, использовать их в речи; повторить полученные ранее знания по теме «Имя прилагательное»; прививать познавательную активность, интерес к предмету.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Технологии: проблемного обучения, РКМЧП, КСО.

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, информационная карта, демонстрационные карточки.

Ход урока

ФОПД

ОК

УУД

1.Оргмомент. Психологический настрой на урок.

- Я желаю вам хорошего настроения, чтобы на этом уроке вы узнали много нового и интересного.

Фронт.

Набл.

Л

2.Минутка чистописания.

ог ор ос

ом оя ол

Фронт.

Набл.

Позн.

3.Словарная работа. Повторение пройденного материала.

хороший, огромный, интересный, горячий, прекрасный.

- Поменяйтесь тетрадями в парах и проверьте грамотное написание данных слов, используя данные критерии:

без ош.-5

1 ош.-4

2ош.-3

Диф. Задан. –Составьте предложения/ словосочетания с данными словами.

- Что общего во всех этих словах? (Имена прилагательные, единственного числа, мужского рода, качественные)

-Какие прилагательные относятся к разряду качественных? (Качественные имена прилагательные называют такой признак, который может проявляться в большей или меньшей степени, к ним можно подобрать антоним)

Инд.

С.р.

 

Парн.

С.р.

Фронт.

В/К

 В/Оц

Со стор. учит.

Набл.

Позн.

Л

Л К

Л  Позн.

Позн.

4. Знакомство с краткой формой имен прилагательных.

1) Проблемная ситуация. (Работа в группах)

- Распределите слова в группы: лес, легок, веселиться, красив, летний, легкий, ветерок, дует.

- Какие группы слов у вас получились? Какой признак разбиения вы взяли? При выполнении данного задания возник ли у вас вопрос? В какой столбик отнести слова «красив», «легок»?

Групп.

Со стор. учит.

Позн.

2) Целеполагание и планирование деятельности на уроке.

-Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Мы узнаем, к какой части речи принадлежат слова «красив» и «легок», есть ли еще подобные слова, как изменяются данные слова, каким членом предложения они бывают, поучимся употреблять их в речи.). Что научимся делать?

Фронт.

Самооценка:

моя работа на уроке, включенность в процесс урока;

мои знания материала урока.

Р

Л Р

3) «Открытие» новых знаний.

  • К какой части речи относятся новые слова? Как они образуются? (Работа в парах группы 1)

-Продолжите ряд. Подумайте, какой можно сделать вывод.

Хороший- хорош

Огромный-огромен

Интересный-….

Горячий-…..

Прекрасный-….

Звонкий-…

-Какой вывод сделаете? (Новые слова образованы от качественных имен прилагательных, обозначают признак, отвечают на вопрс каков?...)

-Да, это краткая форма качественных имен прилагательных.

Парн.

Со стор. учит.

Позн. Предм.

К

  • Изменение новых слов.

 (Работа в парах группы 2)

Проанализируйте карточки, о чем они нам говорят? Допишите слова в данные карточки.

Узкий – узок, узка, узко, узки.

Короткий – короток, коротка, коротко, коротки.

Яркий – ярок, ярка, ярко, ярки.

Трудный –….. труден, трудна, трудно, трудны.

Сильный – ….силен, сильна, сильно, сильны.

Больной –… болен, больна, больно, больны.

-Имена прилагательные в краткой форме изменяются по числам и по падежам.

-Получится ли у вас изменить их по падежам? (Нет, не получается)

Парн.

В/К

  Самооц.

К

Позн.

Предм.

Л Р

Позн.

  • Использование кратких прилагательных в речи.

Демонстрация картины.

Составление и запись предложений. Определение формы кратких имен прилагательных.

- Диф. задания: Составьте предложения, используя краткую форму прилагательных. /Расставьте предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.

Ранним утром летний лес особенно … (красивый). Воздух….(прозрачный, чистый и свежий). Могучий дуб … (высокий и статный). А береза… (изяшная и стройная).

Доп. предложения:

Как … летний ветерок! Как … солнечный луч! (легкий, яркий, веселый, прекрасный)

Инд.

С.р.

Со стор. учит.

Л

Позн.

  • Каким членом предложения являются имена прилагательные в краткой форме?

-Запишите предложения под диктовку. Подчеркните в них грамматическую основу.

Утром река особенно красива.

На берегу реки росла красивая береза.

 -Какой вывод можно сделать? (Имена прилагательные краткой формы являются сказуемыми)

Инд.

Фронт.

Предм.

Позн.

  • Образование краткой формы имен прилагательных.

 Работа в учебнике.

- Какая новость встречается на стр.127-128? (Не все качественные прилагательные могу образовывать краткую форму.

В формах кратких прилагательных мужского рода может появляться беглый гласный о или е: легкий-легок, смирный-смирен) 

Фронт.

Позн.

  • Систематизируем полученные знания. (Работа в группах)

-Я прошу собрать информационную карту о краткой форме имени прилагательного.

Итак, краткая форма имени прилагательного:

образуется от …..качественных имен прилагательных;

изменяются… по числам и родам;

не изменяются …по падежам;

в предложении всегда…. сказуемые;

в формах кратких прилагательных мужского рода может появляться ….беглый гласный.

Групп.

Со стор. учит.

Предм.

Позн.

К

  • Самостоятельная работа. Стр. 126 №1 / Стр. 128 №3

Диф. задания: выписать предложения с прилагательными в краткой форме/ выписать краткие прилагательные.

5.Рефлексия.

6.Оценка работы детей учителем

7. Домашнее задание. Стр. 128 №4

Инд.

Со стороны учителя

Самооценка

Р

Позн

Р Л

Утром река особенно (красив, красива, красиво, красивы).

Летом наш город особенно (красив, красива, красиво, красивы).

Летним вечером озеро особенно (красив, красива, красиво, красивы).

Зимой горы особенно (красив, красива, красиво, красивы).

Праздничное поздравление (готовы, готова, готово, готов).

Гена сегодня к уроку не (готовы, готова, готово, готов).

Наши рисунки уже (готовы, готова, готово, готов).

Рукопись к изданию (готовы, готова, готово, готов).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Удачной работы!

Слайд 2

Хороший, огромный, интересный, горячий, прекрасный Без ошибок – «5» 1 ошибка - «4» 2 ошибки- «3»

Слайд 3

Лес, красив, веселится, легкий, весел, ветерок, дует, летний

Слайд 4

Лес, ветерок Летний, легкий Веселится, дует Красив, весел

Слайд 5

Хороший - хорош Огромный - огромен Интересный - …интересен Горячий - …горяч Прекрасный - …прекрасен Звонкий - …звонок Что обозначают? На какой вопрос отвечают?

Слайд 6

Узкий – узок, узка, узко, узки. Короткий – короток, коротка, коротко, коротки. Яркий – ярок, ярка, ярко, ярки. Трудный –…труден, трудна, трудно, трудны. Сильный – …силен, сильна, сильно, сильны. Больной –… болен, больна, больно, больны. Как изменяются?

Слайд 8

Ранним утром летний лес особенно … (красивый). Воздух….(прозрачный, чистый и свежий). Могучий дуб … (высокий и статный). А береза… (изящная и стройная).

Слайд 9

На берегу реки росла красивая береза. Утром река особенно красива .

Слайд 10

Краткая форма имен прилагательных Образуются от качественных имен прилагательных Изменяются по числам и родам Не изменяются по падежам В предложении всегда сказуемые

Слайд 11

Домашнее задание: Стр. 128 №4, выучить правила

Слайд 12

Спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Краткая форма имен прилагательных"

Формирование понятия краткой формы имен прилагательных через  включение учащихся в исследовательскую деятельность...

Конспект по русскому языку «Краткая форма имен прилагательных» 4 класс

Класс: 4 Тип урока: Урок открытия новых знаний                  Тема: «Краткая форма имен прил...

Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)

Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...

Конспект урока по русскому языку «Начальная форма имени прилагательного» 3 класс УМК «Школа России»

Тема: «Начальная форма имени прилагательного»Цели деятельности учителя: расширение знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.План...

Конспект урока по русскому языку «Начальная форма имени прилагательного», Школа России, 3 класс

Цели деятельности учителя: расширение знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.               Планир...

Урок-проект "Начальная форма имен прилагательных. Употребление в речи имен прилагательных".

Закрепление и обобщение знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное» с помощью создания проекта в виде газеты «Эти замечательные имена прилагательные»...