Урок по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Антонова Татьяна Алексеевна

Открытый Урок по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_antonova_.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Единственное и множественное число имён существительных.

Цель урока: познакомить с понятием «единственное» и «множественное» число имён существительных.

Задачи урока:

1.формировать умение определять число имён существительных, умение употреблять  в речи  формы единственного и множественного числа имён существительных;

2.развивать наблюдательность, связную устную речь;

3.воспитывать аккуратное и бережное отношение к письменным принадлежностям, интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.

Планируемые результаты:

Предметные: определять грамматический признак имен существительных – число; изменять имена существительные по числам.

Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

сохранять интерес к учебному материалу;

участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Орг. момент

Посмотрите друг на друга.

Пожмите соседу руку.

И, конечно, улыбнитесь друг другу.

- Я желаю вам хорошего настроения и легкого пути к знаниям. Садитесь

II Минутка чистописания

Слайд 1

-Ребята, а начнем мы наш урок с минутки чистописания.

-Открывайте тетради, записываем число, классная работа.
-Посмотрите на доску какие буквы вы видите?

-Что общего в их написании?

-Правильно , есть элемент петля вверху и петля внизу.

-Запишите у себя в тетради как можно дольше не отрывая руки эти элементы.
________________________
________________________

-Оцените свою работу!

Я вижу, что в основном все справились с работой, у некоторых не совсем получилось. Им предстоит в следующий раз постараться.

Буква «в» и «д»

III Словарная работа

Слайд 2,3

-Ребята, посмотрите внимательно на доску. Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить выполнить?

-Верно, спишите эти слова, вставляя пропущенные буквы.

-Поставьте в записанных словах ударение, а вставленную букву подчеркните красным карандашом.

-Теперь давайте проверим себя, и исправим допущенные ошибки.

-Встаньте те кто не допустил ни  одной ошибки. Кто допустил 1 и 2 ошибки.- Я уверена, что вы запомните написание этих слов и больше не допустите в них ошибок.

Списать, вставить пропущенные буквы

IIПостановка темы урока

Слайд 4

Слайд 5

- Ребята, что объединяет эти слова?

-А какой общий признак у них?

-Я предлагаю вам заполнить карточку «Я  знаю, я умею, я могу!» 

-Поделитесь своими знаниями, где вы поставили плюс.

-Что такое имя существительно?
-Что обозначает? На какие вопросы отвечает

-А теперь поделитесь, где же вы поставили минус.

-Поднимите руку, у кого еще минус в этой графе.

-Ребята посмотрите какая же проблема у нас возникла? Что же мы еще не знаем об имени существительном?

-Сформулируем  тему нашего урока?

-Да верно!

-Поставим задачи урока. Что узнаем? Чему будем учиться?

Это словарные слова.

Это имена существительный.

Часть речи

Предмет, явление природы, события


Я не знаю, что имена существительные  бывают единственного и множественного числа.

Я не умею определять число имён существительных.

Единственное и множественное число имен существительных

Узнаем что такое число имен существительных.

Научимся определять число имен существительных

III Изучение нового материала.

 

Работа по учебнику.

Слайд 6

-Посмотрите внимательно на доску. Назовите предметы, которые изображены в правой части, в левой.

- Сколько предметов обозначают имена существительные в правом столбике

- Сколько предметов обозначают имена существительные в левом столбике.

-Ребята, может кто-то догадался, как называются имена существительные, которые обозначают один предмет? Несколько предметов?

- Давайте проверим правильность нашего вывода.

- Что нам в этом поможет?

-Открываем учебник на странице с. 61.  

- Прочитайте  правило тётушки Совы на

с. 61. Кто попробует повторить без учебника?

- Принято обозначать   имя  существительное   единственного числа – ед.ч. ,

имя  существительное   множественного  числа – мн.ч..

Яблоко, груша, машина. Яблоки, груши, машины.

- Эти имена существительные обозначают один предмет.

- Эти имена существительные обозначают много предметов.

Существительные единственного числа

Сущ. Мн.ч


Учебник

IV Первичное закрепление

-На стр.62 выполним письменно упр.106.

-Прочитайте задание.

-Поднимите руку кто не понял, что нужно выполнить?

-Нам нужно изменить число каждого имени существительного и записать пары слов. Над каждым словом указать его число.

-Разберем первый пример. (На доске).

Туфля
Прочитайте слово, в каком числе оно употреблено? Изменим форму этого слова во мн.ч

-Что меняется в слове ?

   

-Прочитаем правило на с.61

Как изменяются имена существительные?

- Изменение имён существительных по числам – это первый грамматический признак имени существительного

Последняя буква

- Имена существительные изменяются по числам.

Физминутка

Ну- ка дети дружно встали,                                                                                                          Руки высоко подняли,                                                                                                                       Сели, встали   на носочки                                                                                                                          И попрыгали немножко,                                                                                                              Выше ,выше, высоко.                                                                                                                   Прыгать на носках легко!

-Теперь, если я называю имя существительное в единственном числе – хлопок  руками, а если существительное  во множественном числе –топаем ногами.

Дом, школы,цветы, облака, ученик, родители.

V.Закрепление.

Работа в тетради (работа с карточками в парах, упр 105 с.61)

Самостоятельная работа

Слайд 8

Слайд 9

- Повторим еще раз сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе? Во множественном числе?

-Сейчас поработаем в парах. (Прежде чем начать работу вспомним правила работы в парах.)

-Данные слова вам нужно распределить в 2 группы. В ед.ч и мн числе.

-Договоритесь между собой кто из вас будет выписывать. Слова в ед. чтисле а кто во мн.ч

-Приступаем к работе

Проверка с интерактивной доской

-Над следующим заданием вам придется потрудиться самим

-Перед вами лежат карточки. Ваша задача имена существительные единственного чила преобразовать в имена существительные мн.ч, а существительные мн.ч в ед.ч.

-Обменяйтесь карточками со своим соседом по парте, возьмите в руки карандаш красного цвета, исправьте ошибки. Кто не допустил ни одной ошибки 5, 1-2 это 4, 3-4 ошибки это 3

С последней на первую передаем карточки. Я еще раз проверю, как вы справились с работой.

-Вывод: Имена существительные могут употребляться в ед.ч. и во мн.ч. Сколько предметов обозначает имя сущ. в ед. ч.? Сколько предметов во мн.Ч.?

- В единственном числе имена существительные обозначают 1 предмет, во множественном  - 2 и более.

VI.Подведение итогов

-Ребята, я предлагаю вам вернуться к карточкам, которые вы заполняли в начале урока. Заполните ее еще раз. (Разбор вопросов)

-Ребята, поднимите руки у кого остались вопросы, кто поставил минус? (У нас есть время повторить)

-У вас не осталось вопросов, я вам задам один. Помогите мне определить число 2-ч существительных.

Ножницы (показать), молоко

-А эту задачу нам предстоит узнать на следующем уроке.

Домашнее задание

Открываем дневники записываем домашнее задание с.61 повторить правило, с 63 упр 108

Рефлексия

Ребята, давайте оценим свою работу на уроке.

-Какой скоро приближается праздник?

-На уроке технологии мы изготавливали с вами цветы, я вам говорила, что они пригодятся нам для выполнения композиции.

-Давайте наполним нашу корзину цветами.

Если вам было все понятно ,легко на уроке, у вас хорошее настроение прикрепите цветок розового цвета, если возникали затруднения при выполнении заданий, не совсем все понятно прикрепите цветок желтого цвета, ну а у кого ничего не получалось, ничего не понятно, то прикрепите цветок синего цвета.

-Посмотрите какой у нас получился букет.

Выставление оценок

-Я согласна, что мы сегодня потрудились за работу на уроке….


8 марта

Ф.И.

                           «Я  знаю, я умею, я могу!»

Мои  результаты:

начало

урока

конец

урока

1

Я знаю, что такое имена существительные.

3

Я знаю ,что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

4

Я знаю, что  имена существительные бывают собственные и нарицательные.

5

Я смогу различить собственные и нарицательные имена существительные.

6

Я знаю, что имена существительные  бывают единственного и множественного числа.

7

Я умею  определять число имён существительных.

Ф.И.

                           «Я  знаю, я умею, я могу!»

Мои  результаты:

начало

урока

конец

урока

1

Я знаю, что такое имена существительные.

3

Я знаю ,что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

4

Я знаю, что  имена существительные бывают собственные и нарицательные.

5

Я смогу различить собственные и нарицательные имена существительные.

6

Я знаю, что имена существительные  бывают единственного и множественного числа.

7

Я умею  определять число имён существительных.

Ф.И.

                           «Я  знаю, я умею, я могу!»

Мои  результаты:

начало

урока

конец

урока

1

Я знаю, что такое имена существительные.

3

Я знаю ,что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

4

Я знаю, что  имена существительные бывают собственные и нарицательные.

5

Я смогу различить собственные и нарицательные имена существительные.

6

Я знаю, что имена существительные  бывают единственного и множественного числа.

7

Я умею  определять число имён существительных.

Ф.И._________________________________

Данные имена существительные в единственном числе преобразовать в имена существительные множественного числа.

Данные имена существительные во множественном числе преобразовать в имена существительные единственного  числа.

ДЕРЕВО-

КРЫЛО-

СТУЛ-

РУЧЕЙ-

 МАЛЫШИ-

ВОРОБЬИ-

СТРИЖИ-

ГРИБЫ-


Ф.И._________________________________

Данные имена существительные в единственном числе преобразовать в имена существительные множественного числа.

Данные имена существительные во множественном числе преобразовать в имена существительные единственного  числа.

ДЕРЕВО-

КРЫЛО-

СТУЛ-

РУЧЕЙ-

 МАЛЫШИ-

ВОРОБЬИ-

СТРИЖИ-

ГРИБЫ-


Ф.И._________________________________

Данные имена существительные в единственном числе преобразовать в имена существительные множественного числа.

Данные имена существительные во множественном числе преобразовать в имена существительные единственного  числа.

ДЕРЕВО-

КРЫЛО-

СТУЛ-

РУЧЕЙ-

 МАЛЫШИ-

ВОРОБЬИ-

СТРИЖИ-

ГРИБЫ-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»учитель начальных классовДубоделова Н.И. Цели: фор...

конспект урока по русскому языку "Род и число имени существительного"

Конспект урока предназначен для учащихся 3 класса Урок контроля, оценки и коррекции знанийУМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...