Урок русского языка. Повторение по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока по русскому языку.
2 класс.
Повторение по теме "Лексика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 2 класс.
Тема: Повторение учебного материала по теме «Лексика»
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Вид урока: Урок- путешествие
на основе теоретических и практических самостоятельных работ.
Метод обучения: частично-поисковый
Цель:
1.Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме: «Лексика».
2.Развивать аналитико – синтезирующее мышление; познавательные умения учащихся. Формировать умения выделять существенные признаки и свойства; применять полученные знания на практике.
3.Воспитать мотивы добросовестного отношения к труду и положительное отношение к знаниям.
Задачи:
- добиться усвоения учащимися понятий: лексика, лексическое значение слова, синонимы, антонимы, синонимический ряд;
- устранить пробелы в знаниях учащихся по данной теме;
- отработать навыки каллиграфии и орфографические навыки письма;
- развить речь учащихся;
- способствовать формированию словарного запаса учащихся.
Вторичная цель: показать целесообразность и эффективность использования ИКТ на уроках русского языка в начальной школе для повышения учебных компетенций учащихся и стимулирования учебного процесса.
Ход урока
1.Огранизационный момент
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
Раз – за парты тихо сели.
Два – свой стол мы оглядели.
Ручка здесь и здесь тетрадь,
Это три, четыре,
Пять - урок готовы мы начать.
-Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок – путешествие. А путешествовать мы с вами будем по волшебному лесу.
Тема урока: «Лексика»
-Что такое «лексика»?
- С какими понятиями мы познакомились, изучая данный раздел русского языка?
Итак, цель нашей сегодняшней работы: обобщить, закрепить все, что мы изучили на уроках по теме: «Лексика».
Работать мы будем следующим образом:
-За каждый правильный ответ вы получаете определенное количество баллов и записываете их на листочке, который лежит перед вами. В конце урока мы их
Подсчитаем, и каждый из вас получит соответствующую оценку.
-А сейчас, открываем тетради. Записываем сегодняшнее число.
2.Графическая минутка
Если вы были в лесу, то знаете, какие там запутанные тропинки.
-Составим графическую цепочку, такую же запутанную. Напоминаю главное правило: не отрываем руку при письме. Продолжите цепочку до конца строчки.
3. Обобщение и закрепление
1) -То, что мы с вами написали это «слово»? Почему?
-Так что такое лексическое значение слова?
-Хорошо. Попробуйте объяснить лексическое значение вот этого слова, если оно конечно есть. КОРЗИНА
Объяснение из толкового словаря Ожегова.
-Как называется словарь, объясняющий лексическое значение слов?
-Как вы думаете, корзина пригодится в нашем путешествии? Только собирать в нее мы буде не грибы да ягоды, а знания.
2)Словарная работа
-Открываем словарики и записываем данное слово.
-Делим на слоги, находим ударение, словарный звук.
-Работаем над транскрипцией.
3)Наше путешествие началось и первый кого мы встретили, в сказочном лесу это…ежик-четвероножик. Ежик попросил нас научить его придумывать разные предложения. Так как он давно уже мечтает стать писателем. Поможем ему?
-Составьте распространенные предложения со словом корзина.
-Что значит распространенное предложение?
Катя и Женя сплели чудесную корзину(красивую, великолепную, прекрасную, восхитительную, прелестную).
Записываем предложение с детьми.
Орфографический разбор предложения.
4)-Давайте заменим одно из слов в предложении синонимом. Но вначале вспомним: что такое синонимы?
Какое правило мы должны помнить при замене слова его синонимом в предложении?
Какое слово мы можем заменить, чтобы смысл предложения не изменился?
Дети называют слова.
5) – Теперь из названных слов, давайте составим синонимический ряд, от меньшего к большему.
Что такое синонимический ряд?
Красивую (нейтр.), чудесную, прекрасная, прелестная, великолепная, восхитительная.
Ежик сказал нам …..спасибо. Идем дальше? Идем, идем и вдруг нам на встречу…. Лисичка-сестричка и серый волк.
Говорят: «Помогите нам, ребята, задание волшебника выполнить». Да не одно, а целых три.
5)Работа с учебником
-Вам надо найти и выписать, через запятую, слова, которые вы считаете лишним в каждом ряду.
Самостоятельно.
-Прошу к доске… Вам надо заменить данные словосочетания одним словом и написать его. Индивидуальное задание.
Индивидуальные задания. Проверка.
-А теперь поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка) Поставьте плюсики над словами, которые выписаны правильно. Сколько плюсиков столько и баллов
Дым, чистописание, лошадь, ловить.
Сказали нам лисичка и волк не просто спасибо, а …большое спасибо.
-Прежде чем пойдем дальше давайте подведем итог. Мы повторили все, что знаем о синонимах. Остался последний вопрос: «Для чего служат синонимы в речи?»
Физминутка. Пора познакомиться с еще одними обитателями леса. Очень веселыми и подвижными. Дракончики!
1) Идем дальше. Тут из зарослей малины нам на встречу вылез… очень грамотный мишка. Мишка- топтышка. И спрашивает:
Что такое антонимы?
Найдите правильно подобранные антонимы и запишите. (Один учащийся у доски, остальные в тетради)
2)А дальше на большом, пребольшом дереве мы увидели… умную сову. Которая очень любит давать прохожим разные умные задания.
-На доске записаны предложения. Я предлагаю вам изменить смысл данных предложений на противоположный. Как мы это можем сделать?
Учащиеся подбирают антонимы.
2)А следующее задание нам дали белочка-припевочка и зайчик побегайчик.
Мы будем работать по вариантам.
Белочка дала задание девочкам. Им надо выбрать к данным словам синонимы из второго ряда, а мальчикам дал задание зайчик подобрать к этим же словам антонимы.
Кроме тех ребят кому они приготовили индивидуальные задания.
Индивидуальные задания в картинках. Ответы только учителю.
Плакать – смеяться
утро – вечер
день - ночь
Сидеть – стоять
зима – лето
солнце-луна
Бежать – идти
огонь-вода
плюс-минус
Проверка индивидуальных заданий.
Работа по вариантам
Пламя – огонь, вода
Мужество – отвага, трусость
Мороз – стужа, жара
Свежесть – прохлада, духота
Проверка по вариантам на доске.
-Поставьте себе такое количество баллов, сколько у вас правильных ответов.
4 .Итог урока
-И последнее задание, которое подведет итог нашему уроку и поможет завершить путешествие.
Выбирайте сложность вопросов по количеству баллов. Чем больше баллов, тем сложнее вопрос.
-Какая цель была поставлена перед нами вначале урока?
-Что мы повторили на уроке?
Посчитайте баллы, которые вы набрали в наши корзинки, и напишите результаты на своем листочке.
Показ баллов соответствующих оценкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-146303-1354017043.jpg)
Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"
Урок представляет собой мини-исследование традиций и обычаев русского народа. На материале публицистических статей учащиеся полу...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/27/picture-48209-1653652459.jpg)
Урок русского языка "Повторение по теме "О главном"
Конспект и презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМС "Планета Знаний" с использованием интерактивной доски....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-231076-1366134412.jpg)
урок русского языка "Повторение правописания изученных орфограмм.Состав слова."
Комплексное повторение изученных правил правописания, актуализировать знания, приобретенные при изучении темы «Состав слова», орфографический тренинг в проверке изученных орфограмм....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-231076-1366134412.jpg)
урок русского языка "Повторение правописания изученных орфограмм.Состав слова."
Комплексное повторение изученных правил правописания, актуализировать знания, приобретенные при изучении темы «Состав слова», орфографический тренинг в проверке изученных орфограмм....
ФГОС. 1 класс. Урок русского языка. "Повторение правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".Мультимедийная презентация.
ФГОС. 1 КЛАСС.РУССКИЙ ЯЗЫК.Тема: «Повторение написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах»Цель: создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи-ши, ча-ща, ч...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.
В ДАННОМ УРОКЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ РАЗНЫЕ ВИДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/14/picture-221507-1363273235.jpg)
Урок русского языка "Повторение. Падежи имён существительных" 4 класс (по учебнику Рамзаевой Т.Н.)
Данный урок составлен для учащихся 4 специального ( коррекционного) класса II вида. Также здесь представлена презентация к уроку....