Урок по русскому языку на тему: "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Асекова Гозель Зайнутдиновна

Урок русского языка во 2 классе обобщает тему «Части речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе обобщает тему «Части речи».

 Урок составлен по программе Школа России. В рамках ФГОС на данном уроке планируется достичь следующих результатов:

Личностные:

  • проявление творческого отношения к процессу обучения;
  • проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные

Познавательные:

  • умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

  • умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • умение осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать других;
  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные:

  • выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.

Используемое оборудование:

  • учебник: Русский язык. 2 класс, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Издательство: Москва “Просвещение”, 2010 г)
  • компьютер учителя;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • презентация Smart «Части речи»;
  • раздаточные материал, тесты.

При подготовке материала к уроку были использованы следующие возможности ПО SmartNotebook10:

  • работа с объектом: выделение, закрепление, группировка, порядок, прозрачность.
  • организация навигации.
  • Создание темы.
  • использование утилиты множественного клонирования.
  • анимация объекта.
  • слои и фоны.

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Дидактическая задача урока:

контроль за степенью усвоения учебного материала и сформированностью предметных и метапредметных умений.

Цели урока:

обучающие:

  • обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте);

развивающие:

  • формировать умения анализировать звучащую речь;
  • развивать воображение, мышление, речь учащихся;

воспитательные:

  • воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
  • воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;
  • воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.

Педагогические технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная.



Ход урока 

1. Организационный момент.

«Лучик солнца я возьму.
И к сердечку положу.
И станет всё вокруг
Добрее и светлее»

- А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

2. Актуализация опорных знаний.
Оформление тетрадей.

А) – Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Минута чистописания.

- Сегодня урок я хочу начать с этого стихотворения:

Ве..на, ве…на! И в…ё ей радо.

Как в забытьи, каком стоишь

И ….лышишь ….вежий запах …..ада

И тёплый запах талых крыш.

- Прочитали? Что вы заметили? (Пропущена буква С)

-Это наверно, потому, что вы иногда пишите её неправильно с другими буквами. Давай вспомним и напишем правильно эту букву.

Сс Сс Сс

со св сы сл яс ас

3.Словарная работа.

Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране Речь.

(Маршрутный лист.  Карта самооценки)

- На столе лежит листок.
Маршрутом называется.
Он поможет нам в пути
Все задания пройти!

- Познакомимся с оцениванием работы на уроке.
зелёный огонёк – без ошибок

жёлтый огонёк – 1-2 ошибки

красный - 3 ошибки и более

Работа по карточкам. (Карточка № 1)

-Начнём нашу работу с разминки.

-У каждого есть карточка со словарными словами. В них пропущены буквы.
Работа, хорошо, посуда, молоко, собака, машина, корова, платок, пальто.

-Вспомните , впишите нужные буквы.

Один ученик работает у доски.

Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

-На экране вы видите правильный вариант. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность написания слов.
Заполните маршрутный лист.

4.Определение темы и задач урока.

Мозговой штурм.

-Разгадайте, какие слова я зашифровала и определите тему сегодняшнего урока.

СЧИТА ЧИЕР

-Части речи. Правильно.

-Какие части речи мы уже с вами знаем?(Ответы детей)

-Но, если мы их уже знаем, зачем снова проводим урок про части речи, как вы думаете?

Учащиеся: Мы вспомним всё, что узнали на уроках. Проверим, хорошо ли мы усвоили эти знания, что знаем хорошо, а что упустили. Умеем ли применять эти знания в работе.
Вот мы сами и сформулировали тему нашего урока.

- Из чего состоит наша речь? (из слов)

 - С давних времён существует страна под названием Речь. Она поделена на части, в которых живут слова. Все слова относятся к какой - либо части речи. Каждая из частей имеет своё название. С некоторыми из них вы уже знакомы.

Работа в группах. (Карточка № 2)

1 группа.

Знайте вы теперь отныне- 
Есть одно такое имя - 
Назову любой предмет 
И на все вам дам ответ. 
Я – главная часть речи, 
Обозначаю все на свете, 
Без меня никак нельзя. 
Существительным ура!
Правило (Дети)
Задание для 1 группы:

Составьте из слов предложения и запишите их в тетрадь. Подчеркните все имена существительные. Определите число.
Землю, яркое, осветило, солнышко. На, нежные, распустились, деревьях, листочки. Расцвёл, в, душистый, лесу, ландыш. Птиц, наполнили, звонкие, лес, голоса.


1 группа.
Сильно любознательное
Имя прилагательное.
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Со мною все слова красивы,
Им краски радуги дарю!!!

Правило.

Задание: Составьте из слов предложения и запишите их. Подчеркните все имена прилагательные. Определите число.
Землю, яркое, осветило, солнышко. На, нежные, распустились, деревьях, листочки. Расцвёл, в, душистый, лесу, ландыш. Птиц, наполнили, звонкие, лес, голоса.


3 группа.

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол.
Правило

Задание: Составьте из слов предложения и запишите их. Подчеркните все глаголы. Определите число.
Землю, яркое, осветило, солнышко. На, нежные, распустились, деревьях, листочки. Расцвёл, в, душистый, лесу, ландыш. Птиц, наполнили, звонкие, лес, голоса.

4 группа.

Он членом предложения не бывает,

Но дело этот малый твердо знает.

Не изменяется, один не может жить,

Но вот с глаголами не захотел дружить.

Словам он руки помощи дает.

Им помогает, связи бережет.

И пишется от слов всегда отдельно.

Считает: приставать к ним очень скверно.

Правило

Составьте из слов предложения и запишите их. Подчеркните все предлоги.
Землю, яркое, осветило, солнышко. На, нежные, распустились, деревьях, листочки. Расцвёл, в, душистый, лесу, ландыш. Птиц, наполнили, звонкие, лес, голоса.

Каждая группа выполняет свои задания и обобщает их вслух.
– Расскажите, как вы определяли части речи?
Выявим алгоритм определения частей речи и будем пользоваться им на протяжении урока.

Часть речи Роль в речи Вопрос Член предложения
Заполните маршрутный лист.
https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/05/s_5be02026ba286/988571_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/05/s_5be02026ba286/988571_2.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/05/s_5be02026ba286/988571_1.png


Пользуясь нашим алгоритмом, определите какой частью речи является слово СОЛНЦЕ?

5. Динамическая пауза


6. Актуализация.
Фронтальная работа. (Карточка № 3)

Заполните таблицу.

Существительное

Глагол

Прилагательное

дерево

вишня

девочка

кошка

дом

Заполните маршрутный лист.

6. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. (Карточка № 4)

Звучит мелодия

– Какое время года изобразил в своем произведении Петр Ильич Чайковский?

–С помощью какой части речи вы можете описать весну? (Прилагательные) весна какая?(ответы детей)

У каждого из вас на столе лежит текст. Прочитайте текст. Какой текст вы прочитали? (Текст-описание). Какую роль сыграли прилаг. в этом тексте? Они украсили, разнообразили текст. Он стал красивее, мы смогли представить себе весну……

В выделенных предложениях подчеркните главные и второстепенные члены предложения, с которыми вы знакомы.


Пришла Весна

Пришла Весна. Взяла Весна тонкие мягкие кисточки и начала рисовать.
На широкой лесной поляне вывела большую весеннюю лужу. А вокруг неё рассыпала первые цветы – подснежники. Всё ожило. У Весны есть свои краски, которые она подарила природе. Своим любимым цветом Весна раскрасила молодую травку. Зелёной дымкой она покрыла сад, а яблоньке подарила белое платьице. Почуяв тепло, прилетели к нам птицы. Не забыла Весна и жёлтую краску. Она разбросала по зелёному полю жёлтые огоньки. Это весенние цветы. Яркое солнышко прогрело землю.

Какое прекрасное настроение весной!


А теперь посмотрите на экран. Сверьте выполненное задание.

Заполните маршрутный лист.

10.Подведение итогов.
Что интересного узнали на уроке?
Какая работа на уроке вам понравилась?
Что мы должны помнить о частях речи? (возвращаемся к кластеру)
– Что было самым трудным?








Подсчёт баллов. Выставление оценок.

-В оценочном листе подсчитайте заработанные баллы.

4 зеленых огонька – «5»
3 зеленых огонька – «4»
2 зеленых огонька – «3»

-Согласно бальной таблице, поставьте себе оценку.

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый квадрат

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – желтый квадрат

Если не разобрались, было не очень интересно – красный квадрат


Спасибо за старание!
Ведь главное – желание!
А навык и умение
Мы приобретем!!!



















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: «Части речи. Обобщение». (УМК "Перспектива") 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: «Части речи. Обобщение». (УМК "Перспектива")...

Конспект урока по русскому языку по теме "Части речи. Знакомство".

На данном уроке применяется технология "несколько мышей"....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Части речи"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Части речи"...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Части речи" 3 класс

ФИО учителя: Корнева Е.Н.Класс: 3Основная цель урока: Создать условия для развития умений определять, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам.Цели:Учебно...

План - конспект урока по русскому языку на тему: "Часть речи- ГЛАГОЛ", 2 класс

План - конспект урока по русскому языку на тему: "Часть речи- ГЛАГОЛ", 2 классТема: Понятие о глаголе, как части речиЦель: Познакомить учеников с новой частью речи – глаголом.Задачи:1....