Сценарий урока письма "Письмо буквы Щ"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

 Булгакова Ольга Сергеевна

Этот урок проводится в 1 классе по программе "школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок письма32.65 КБ
Файл презентация к уроку письма1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организа

ционный этап.

- Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

- У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их улыбкой. Спасибо.

Мы сюда пришли учиться

Не лениться, а трудиться.

Работать будем старательно

И слушать очень внимательно.

- Проверим готовность к уроку:

Спинка? -

Ножки? -

Ручки? -

Тетрадь? –

- Сегодня урок не совсем обычный. А почему?

Но сначала,  ответьте, Вы любите сказки?

- Да. Сказки любят и взрослые и дети. И очень хорошо, что вы любите их. Потому что мы отправляемся Страну сказок вот на таком волшебном  ковре самолёте.

(слайд 1)

(звучит песня «Сказки гуляют по лесу»)

     

Приветствуют и садятся за парты.

Прямая

На месте

На месте

Уголком

Хором отвечают: Да.

2.Актуализация знаний учащихся.

Пробное учебное действие (задание, которое пока выполнить не можем) и фиксация затруднения.

- У вас на партах лежат листы зелёной бумаги. А на них напечатаны буквы в два ряда. Но что- то там не так. Есть неправильные, перевёрнутые буквы. Нужно исправить все недочёты.

 Зачеркните неправильные, перевёрнутые буквы.

- Какие буквы у вас остались?

- А с какой новой буквой вы сегодня познакомились на уроке чтения сегодня?

- Что вы узнали об этой букве?

- Молодцы. А теперь переверните листочек.. Что вы видите? Нужно раскрасить эту букву. А какой цвет будем использовать? Почему?

- Отгадайте загадку.

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает?

-Отгадайте, о ком идет речь?

- Что вы знаете о щуке?

( на доске появляется картинка  щуки)

-Из какой сказки этот герой?

- Кто автор этой сказки?

- Можем ли мы записать слово «щука»?

Дети работают на зелёных листочках.

Буквы щ.

С буквой щ.

Дети дают характеристику звуку щ

Дети раскрашивают букву щ зелёным цветом потому, что буква щ обозначает мягкий звук щ.

Отгадывают загадку.

Щука

- О щуке

- Это рыба. Она покрыта чешуей, имеет плавники, хвост, живет под водой.

 «По щучьему велению».

- Это русская народная сказка.

- Нет. Не умеем писать букву щ.

3. Подведение к осознанию темы и целей урока.

Мотивация к учебной деятельности.

- Кто догадался,  какая тема нашего урока?

-  Сформулируйте цель урока, чему должны научиться?

(Выяснить, из каких элементов состоит новая буква, как соединяется бука щ  с другими буквами, научиться писать с ней слоги и слова, предложения)  ГОВОРИТ УЧИТЕЛЬ

Чтобы на  уроке у нас с вами все получилось, мы должны  составить план: что зачем будем выполнять.

-Прочитайте, что написано на карточках.

-Давайте  определим  очередность работы на уроке.

(на доске карточки в неправильном порядке)

- Какую карточку мы возьмем первой? Второй? Третьей? Четвёртой?

1.Буква

2.Слоги.

3.Слова.

4. Предложения

Письмо буквы щ.

- Научиться писать букву щ. 

Выяснить, из каких элементов состоит новая буква, как соединяется бука щ  с другими буквами, научиться писать с ней слоги и слова, предложения.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Открытие нового знания

Приступаем к 1 пункту плана урока -                      Буква.

- Очень часто в сказках героев ждут различные испытания. Ждут они и нас. А вот и первое испытание.  Прочитайте имена героев сказки.

- А почему я выделила эти буквы?

______________________________________

- А почему  слово -Щелкунчик  записано с большой буквы?

______________________________________

- А какое вы знаете правило?

- Молодцы. Справились с испытанием Кощея и Щелкунчика.

- А теперь открываем  пропись  с 27.

- Обведите элементы буквы щ. У каких букв  встречаются такие элементы?

______________________________________

(Учитель обращает внимания на посадку детей)

Письмо буквы – щ.

Учитель предлагает посмотреть мультимедийную презентацию «Письмо строчной буквы щ» и повторить движением ручки в воздухе, а затем прописать  в 1 строчку буквы щ.

- Возьмите красный карандаш или ручку, обведите самую красивую букву щ.

Дети на слайде читают:

Кощей Бессмертный, Щелкунчик.

Одна строчная, другая заглавная.

_________________________

Потому что это имя.

________________________

Имена пишутся с большой буквы.

Я тетрадочку открою и как надо положу!

У буквы и, ш, л..

Дети работают в прописи.

____________________________

Дети повторяют движение ручки и прописывают в прописи.

Самостоятельно пишут букву, учитель ведёт счёт.

Дети обводят похожую на образцовое написание букву.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Работа над

развитием речи. Составление предложения из слов.

Написание слогов

- Итак следующий пункт нашего плана урока ? (СЛОГИ).

- Прочитайте слоги на следующей строчке.

- Самостоятельное письмо слогов по образцу, обращая внимания, что соединения с гласными  – нижнее.

ФИЗМИНУТКА

Учитель говорит слова

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.(1,2,3,4,5)

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Написание слов с буквой щ, сочетание щу.

- И так следующий пункт плана нашей работы?

______________________________________

- Послушайте загадку и угадайте имя сказочного героя, который приготовил для вас следующее испытание.

Что за мальчик странный,

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт он длинный

Кто же это?

- А испытание следующее:

  Звуковая схема к слову ЩУКА.

______________________________________

- И это ещё не всё. Запишем слово щука. Поставим ударение.  Ребята, сочетание ЩУ всегда пишется с гласной У.

Работа с предложением

- И так следующий пункт плана нашей работы?

Учитель: «Оденьте наушники», прочтите предложение, записанное на следующей строчке.

(Ещё раз громко читает предложение Глеб)

________________________________________________

- Давайте вспомним признаки предложения.

- Докажите, что это предложение.

___________________________________________________

- Сколько слов в этом предложении?

(Первое – ЁРШ, второе – И, третье – ЩУКА, четвёртое – РЫБЫ)

- Самостоятельно спишите предложение.

___________________________________________________

- Следующий сказочный персонаж пришёл к нам из леса. Кто он? Учитель загадывает загадку.

Он носит вместо шапки

Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном

Не ошибётесь, если

Ты скажешь :

-Это …. (Гном)

(Слайд 3)

- Ребята, гном приготовил для вас предложение. Но работать вы будете не в прописях, а на листочках, которые он принёс вам из леса.  Прописи отложите в сторону.  Но он так спешил к вам на урок, что все слова рассыпались.

- Возьмите листочки с заданием.

- Задание первое:  Соедините стрелкой слово, обозначающее предмет из левого столбика, со словом – действием из правого столбика.

- Задание второе: 

Подумай, где живёт щука. Обведите карандашом нужное слово

 (в поле, в болоте, в реке)

- Пожалуйста, ответьте на вопрос. Где живёт щука?

- Спишите предложение с доски

В реке живёт щука.

(на слайде)

Учитель обращается к детям:

- Заканчивается наше путешествие в Страну сказок. Мы встретили героев  различных сказок, выдержали много испытаний.

- Интересно было на уроке?

- Какие задания для вас показались самыми трудными?

- Кто справился легко со всеми заданиями?

Слоги

Чтение слогов детьми- ЩА, ЩЕ, ЩУ

Дети выполняют движения

Дети говорят- Учимся писать слова.

_______________________________________

 

Дети отвечают – Буратино.

Ученик выходит к доске и строит  звуковую схему к слову ЩУКА

______________________________

Самостоятельно записывают слово 2 раза.

Дети отвечают – Учимся писать предложения

Ученик громко читает предложение – Ёрш и щука – рыбы.

_______________________________________

Начало предложения пишется всегда с большой буквы, в конце предложения ставим точку.

_____________________________

Четыре слова.

Дети самостоятельно списывают предложение.

_______________________________________

Дети отгадывают загадку.

Дети соединяют. Читают, что получилось.

Дети читают задание.

Дети отвечают. – В реке.

Высказывания детей.

Рефлексия учебной деятельности.

- Какое новое знание мы сегодня открыли?

- Для чего мы её изучали?

- Пригодится ли нам это знание?

Оцените свою деятельность на уроке. Закончите предложения:

Я научился …

Я запомнил …

- Молодцы, ребята. Я очень довольна вашей работой на уроке.

Научились писать букву щ.  

Без неё не получилось бы многих слов, она нам необходима в речи.

Оценивают себя

Дети выходят на перемену.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ко … ей Бессмертный ... елкунчик щ Щ

Слайд 5

В реке живёт щука.

Слайд 6

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Бб" (Начальная школа XXI века)

Урок проведён в первом классе с использованием деятельностного метода....

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе. "Звуки [г], [г. Буква Г,г.]

Сценарий урока литературного чтения,  данного в 1 классе по теме "Звуки [г],  [г]. Буква Г,г....

Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Знакомство с буквой Мм"

Разработка и презентация урока обучения грамоте в 1 классе...

Сценарий урока русского языка в 1 классе с компьютерной поддержкой на тему "Строчная буква "е" по системе "Перспективная начальная школа".

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Интнресны методы и приёмы по обучению написания строчной буквы "е". Даётся подробное описание формируемым на уроке УУД: регулятивным, поз...

Сценарий урока по русскому языку для 1 класса "Строчные буквы л, м"

Сценарий урока русского языка соответствует УМК "Школа 2100". На уроке использовались игровые приемы, деятельностный метод обучения....

Сценарий урока "Буква М", "Письмо заглавной и строчной букв М. м"

Сценаий урока с презентацией по письму и чтению  (букварный период) для 1 класса  по теме "Буква М" по программе "Начальная шукола XXI века"...

Сценарий урока "Согласная буква Г"

Сценарий урока изучения новой буквы....