Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального  государственного  стандарта  начального общего образования и авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого

Основная цель изучения курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnyy_r.ya_.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Занимательный русский язык»

Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального  государственного  стандарта  начального общего образования и авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого

Основная цель изучения курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

        Программа курса «Занимательный русский язык» реализует задачи:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

          Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Планируемые результаты.

4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Содержание программы. Тематическое планирование.

4 класс  «Занимательная лингвистика»

Тематическое планирование (64 часа)

Тема занятия

Количество

часов

Дата

Фонетика и орфоэпия (12 часов)

1

Что такое орфоэпия?

1

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

3-4

Звуки не буквы!

2

5-6

Звучащая строка.

2

7-8

Банты и шарфы.

2

9-10

«Пигмалион» учит орфоэпии.

2

11-12

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

2

Лексикология  (52 часа)

13-14

Имена вещей.

2

15-16

О словарях энциклопедических и лингвистических.

2

17-18

В царстве смыслов много дорог.

2

19-20

Как и почему появляются новые слова?

2

21-22

Многозначность слова.

2

23-24

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

2

25-26

Об одном и том же - разными словами.

2

27-28

Как возникают названия.

2

29-30

Слова – антиподы.

2

31-32

Фразеологические обороты.

2

33-34

Словари «чужих» слов.

2

35-36

Капитан и капуста.

2

37-38

«Он весь свободы торжество».

2

39-40

Мы говорим его стихами.

2

41-42

Слова, придуманные писателями.

2

43-44

Слова уходящие и слова – новички.

2

45-46

Словарь языка Пушкина.

2

47-48

Смуглая Чернавка.

2

49-50

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

2

51

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

52-53

Какой словарь поможет избежать ошибок?

2

54-55

Словарь- грамотей.

2

56-57

Научная этимология.

2

58-59

Какие бывают имена?

2

60-61

Древнерусские имена.

2

62-63

Отчество и фамилия.

2

64

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

Итого 64 часа  

        

Содержание занятий.

Фонетика и орфоэпия (12 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема  2.Что такое фонография или звукозапись?

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема  3-4.        Звуки не буквы! Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

Тема  5-6.        Звучащая строка.

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема  7-8.        Банты и шарфы.

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема  9-10.        «Пигмалион» учит орфоэпии.

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема  11-12.        Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. 

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (52часа)

Тема  13-14.        Имена вещей.

Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение  словарного запаса  учащихся.

Тема 15-16   О словарях энциклопедических и лингвистических.

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 17-18.        В царстве смыслов много дорог.

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

Тема 19-20.        Как и почему появляются новые слова?

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 21-22. Многозначность слова.

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 23-24.        «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 25-26.        Об одном и том же- разными словами.

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Тема 27-28.        Как возникают названия.

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 29-30.        Слова – антиподы.

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Тема 31-32.        Фразеологические обороты.

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 33-34.        Словари «чужих» слов.

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Тема 35-36.        Капитан и капуста.

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема 37-38.        «Он весь свободы торжество».

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 39-40.        Мы говорим его стихами.

 Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема 41-42.  Слова, придуманные писателями.

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

 Тема 43-44. Слова  уходящие и слова – новички.

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

 Тема 45-46. Словарь языка Пушкина.

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

 Тема 47-48.  Смуглая Чернавка.

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 49-50.   Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. 

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Тема 51.   Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». 

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 52-53. Какой словарь поможет избежать ошибок?

Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 54-55.          Словарь- грамотей. 

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 56-57.        Научная этимология. 

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Тема 58-59.         Какие бывают имена? 

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема 60-61..         Древнерусские имена. 

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема 62-63.         Отчество и фамилия. 

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 64. Надо ли останавливаться перед зеброй? 

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 4-го класса

Обучающиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных.

Обучающиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

-пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык", 4 класс

Данный документ поможет учителю в составлении рабочей программы кружка "Занимательный русский язык" для 4 класса...

Рабочая программа курса "Занимательная Математика" 4 класс

Программа курса внеурочной деятельности для 4 класса...

Программа курса "Занимательный русский язык" для 4 класса в соответствии с ФГОС НОО (автор Курагина Н.И.).

Программа курса «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с Федеральным Государственным стандартом второго поколения (Стандарты второго поколения. Планируемые результаты нача...

Рабочая программа курса "Занимательный русский язык" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык". Курс предназначен для начальной школы 1-4 класс. В работу входит рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Пр...

Рабочая программа курса "Занимательная математика" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса "Занимательная математика" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...