Конспект урока русского языка на тему "Написание слов с парными согласными в конце слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Крутских Анна Александровна

Урок-путешествие на остров парных согласных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnyy_urok_russkogo_yazyka_po_teme.docx150.85 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционный урок русского языка по теме: "Урок-путешествие на остров парных согласных". 2-й класс

Тема: Написание слов с парными согласными на конце слова

Цель:

закрепить знания учащихся о правописании парных согласных; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

формировать умение на практике применять правила; развить интерес к русскому языку через игровую форму обучения; развитие орфографической зоркости и усвоение написаний слов с непроверяемыми орфограммами.

 обогатить словарный запас учащихся и работать над развитием речи;

развивать положительное отношение к учебе;

воспитывать чувство коллективизма, дружбы и сопереживания.

Тип урока: урок закрепления знаний                                                                                    Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: карточки - «билеты» по количеству учащихся, флажки красного, желтого и зеленого цвета по количеству учащихся, карточки со словарными словами, фигурки морских обитателей, таблица « Морской бой», таблица-опора « Парные согласные», фотография шхуны.

Ход урока

I. Оргмомент.

–  На уроке вы будете выполнять различные задания, давать полные правильные ответы, не забывать о том, что писать надо красиво и грамотно, внимательно слушать учителя и помогать друг другу в трудных ситуациях. Помните пословицу: "Дерево держится корнями, а человек – друзьями".

Сели правильно, проверили, все ли готово к уроку из учебных принадлежностей                                                                                                                                                                                                                          

 II Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы отправимся в  путешествие по океану орфографических знаний.                                                                             Упражнение «Морской бой» Отправляясь в путешествие, мы должны определить вид транспорта: отгадайте слово на игровом поле по шифру: Г4, Б4, А3, В2, А1 .

        

А

Б

В

Г

1

А

Х

Р

Т

2

В

П

Н

Л

3

У

О

С

Ь

4

Б

Х

М

Ш

16039.jpg Итак, это шхуна – двухмачтовое судно с косыми парусами.

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давай поднимем парус

И прямо в океан!

        

III. Актуализация опорных знаний

1. Каллиграфическая минутка

А отправляемся мы из порта Чистописания.

Небольшое волнение на море, как в этих строчках:

лЛл ЛлЛ мМм МмМ

2. Устная работа с классом

– Итак, наш путь лежит на остров парных согласных. (Приложение 28).Давайте вспомним эти пары.                                                                                                                                           Есть на свете братики – ровно шесть.

И сестренки тоже есть – ровно шесть.

Парные согласные всем нужны,

С парными согласными мы дружны.

С б и п всегда вместе,

С в и ф идем в лесок,

С г и к поем мы песни,

С д и т учим урок,

С з и с играем в мяч,

С ж и ш решим задачу.

С ними в дружбе будем мы всегда,

С ними нас не разлучить никогда.

 (Дети хором читают пары). Ребята! Вспомните правило проверки парных согласных по звонкости-глухости, если они находятся на конце слова.

IV.Работа над материалом урока

– Поднимаясь на борт корабля, необходимо предъявить билет. (Приложение 29)

 Сейчас каждый из вас вытянет свой билет и, если правильно выполнит задание, станет пассажиром на нашем судне.

9c55336b8512.png пиро(г,к)

9c55336b8512.png   лис(т,д)                                                

9c55336b8512.png гри(п,б)

(На карточках – слова с пропущенными парными звонкими – глухими согласными. Дети должны объяснить, какую букву нужно вставить и почему).

 2.Словарная работа

– Отправляясь в далекий путь, необходимо запастись провизией. А сложим мы всё в плетёное изделие чаще из прутьев, служащее для упаковки, хранения, переноски чего-либо.                                                                                                             Кто знает отгадку, находит карточку (Приложение 29а)

 и  проговаривает слово.                  

Этот овощ получил свое название за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым;                                                                                                                               Само с кулачок, красный бочок,

      Потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко.

Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком;

 Плод со съедобным ядром в скорлупе.

Про этот овощ сложена загадка: "Красна девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали".

сканирование0001_cr.pngоогурец.jpgморковь.jpgяблоко.jpgкорзина.jpg

Ответы: огурец, орех, помидор, морковь, корзина.

Запишите слова в тетрадь.

– Подчеркните опасные места, поставьте ударение. Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить?

3.Дифференцированная  работа по карточкам (Приложение 30)

– Но вот, чтобы отправиться в путь надо поднять паруса, для этого надо правильно выполнить задание

Карточка №1

К данным словам подобрать и записать проверочные слова.

Морж - :

Енот - :

Пруд - :

Мороз - :

Лев - :

Карточка №2

Вставьте в словах пропущенные буквы.

Подберите и запишите к данным словам проверочные слова.

Камы: - :

Утю: - :

Водопа: - :

Мос: - :

Велосипе: - :

Карточка №3

Из данных слов выпишите слова, которые требуют проверки и подберите проверочные слова.

Столб, дом, флаг, дельфин, кусты, поезд, груз.

   Карточки оформлены в виде парусов, на обратной стороне которого написано задание. Учащимся даётся возможность выбрать самостоятельно задание разной степени сложности, осуществить переход от менее трудного содержания заданий к более сложным.

4. Физкультминутка

Я плыву на шхуне белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой.

(Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.)

5. Выборочный диктант

– Внимание! Впереди – Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? Я буду читать предложения, а вы находить слова с парными согласными, требующими проверки:  полосатый краб, белый парус, песчаный пляж, колючий ерш, пятнистый осьминог, скалистый берег, много медуз, дружный экипаж.

– Какие способы проверки парных согласных на конце слова вы знаете?

6.Проверка знания орфографии

– А вот перед нами остров Безграмотландия.  Посмотрите, кто нас встречает. Это же пираты!   Пираты предлагают вам записать текст под диктовку. (Приложение 31)

 Тех, кто напишет с ошибками, пираты завтра найдут и возвратят на свой остров. Докажем, что мы все хорошо знаем правила орфографии  

Найдите ошибки и правильно запишите предложение:

Пушыстый рыжый катенок Васька спит удвери.

– Какие правила здесь нарушены? Найдите основу предложения.

7. Гимнастика для глаз

– Смотрим вдаль – близко (имитация движений). Возьмите в руки бинокли, посмотрим, не виден ли остров?  (В разных углах класса развешены фигурки морских обитателей. Дети по описанию находят их местоположение). (Приложение 32)

8. Устная работа с классом

– Мы приближаемся к острову парных согласных. Жители острова хотят проверить ваше умение понимать язык этой страны. Для этого надо восстановить буквенный облик слов, переводя текст  с фонетического на обычный. Нам потребуются переводчики.

На доске: Слышим

[дуп]  [сат]  [йош]  [глас]  

Дети по желанию выходят к доске и пишут слова.

9. Работа с деформированным текстом

– И вот последняя остановка. Надо правильно сделать запись в бортовом журнале.

На доске запись:

дну, морскому, плывет, по, краб.

водой, чайки, над, летают.

V. Подведение итогов урока

– Вот мы и добрались до острова парных согласных. Господин Гласный благодарит вас за проделанную работу. Вы показали, что многое знаете и умеете. Вы – единая команда, и в вашем единстве – сила. А на наш борт пришла телеграмма. Расшифруйте ее!

14 16 13 16 5 24 29

(По алфавиту дети разгадывают слово – молодцы!)

(У каждого на парте флажки из бумаги трех цветов. Они выбирают один и складывают учителю в конверт)

- если  вам было легко выполнять задания       –              

- если у вас на уроке возникали затруднения –                

-  если задания для вас были трудными –                        

-   Спасибо за урок.

VI.Домашнее задание

Продолжите текст про морских жителей. Морские жители - известные хитрецы. Они всегда ловко прячутся от своих врагов. В тексте обязательно  должны встречаться слова с парными согласными в конце.

(Показ книг, которые дети могут самостоятельно прочитать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс

Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание парных согласных в корне слова"

Конспект урока русского языка разработан  по программе "Школа России" Канакиной.Тип урока- закрепление знаний....

Конспект урока русского языка 2 класс "Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласной"

УМК :Школа РоссииКласс 2Тема: Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласнойЦель: через исследование познакомить со способами проверки и правилом правописания парных согласных на ко...