Правописание частицы НЕ с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сибгатуллина Гульнара Азатовна

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.

Цель: создать  условия  для открытия новых  знаний правописания частицы не с глаголами.

 

Задачи:

  • образовательные: познакомить с отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать частицу – не – с глаголами.
  • развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
  • воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.

Планируемые результаты:

     Личностные:

 - осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя как носителя        русского    языка;

- становление положительного отношения к  учению (к уроку русского языка);

- овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей;

     Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- планирование своих действий;

-  действие по намеченному плану;

- оценивание своих действий и полученного результата.

Познавательные универсальные учебные действия:

- чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;

- нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;

- нахождение в материалах учебника, в словарях необходимой информации;

-  коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.

Коммуникативные  универсальные учебные действия:

- участие в общей беседе;

- участие в совместной деятельности;

- высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам, понимание возможности существования других точек зрения.

     Предметные:

- умение распознавать глаголы в тексте;

-  умение правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;

- умение правильно писать частицу не с глаголами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_chastitsy_ne_s_glagolami.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.

Цель: создать  условия  для открытия новых  знаний правописания частицы не с глаголами.

Задачи:

  • образовательные: познакомить с отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать частицу – не – с глаголами.
  • развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
  • воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.

Планируемые результаты:

     Личностные:

 - осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя как носителя        русского    языка;

- становление положительного отношения к  учению (к уроку русского языка);

- овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей;

     Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- планирование своих действий;

-  действие по намеченному плану;

- оценивание своих действий и полученного результата.

Познавательные универсальные учебные действия:

- чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;

- нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;

- нахождение в материалах учебника, в словарях необходимой информации;

-  коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.

Коммуникативные  универсальные учебные действия:

- участие в общей беседе;

- участие в совместной деятельности;

- высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам, понимание возможности существования других точек зрения.

     Предметные:

- умение распознавать глаголы в тексте;

-  умение правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;

- умение правильно писать частицу не с глаголами

Методы и формы работы.  Методы: наглядный, частично-поисковый, контроля

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

 Оборудование: учебник для 3 класса,2 часть УМК Школа России В.П. Канакина В. Г. Горецкий  Москва «Просвещение»2013, компьютер, презентация, толковые словари.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Этапы урока

УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

1. Организационный момент.

Слайд –

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание.

(Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке –ФИЗМИНУТКА-подготовка  кисти рук к письму    Интерактивы «Каллиграфия».)

Слайд –

2. Минутка чистописания.

 Слайд –

Не   не

Готовность и способность к саморазвитию

Сформированность мотивации к обучению

Характеризовать способы каллиграфического письма

2

Актуализация и пробное учебное действие

Слайд –

- Что вы знаете о глаголе?

 Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?  что сделать?

- Что еще вы знаете о глаголе?  

Глаголы изменяются по временам: могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени.

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

- Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делали? что сделали? 

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?  

Что делает? что делают?

- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?  

Что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

- Как еще могут изменяться глаголы?  

По числам. Они могут быть единственного и множественного числа.

Актуализировать свои знания для выделения места затруднения

Формирование навыков грамотного письма

3

Выявление места и причины затруднения

- Какое сейчас время года?

- Всем нам хочется пойти в гости к матушке  природе.

- А давайте вспомним какие нужно соблюдать  правила поведения в природе.

 

Слайд –

  • срывайте цветы!
  • ломайте ветки деревьев!
  • ловите бабочек и других насекомых!
  • уничтожайте лягушек и жаб!
  • разоряйте гнезда птиц!
  • берите животных из леса домой!

- Ребята, а вы согласны с этими правилами, или, может быть, в них чего-то недостает?

/ Здесь везде надо добавить не/

- Вы совершенно правы!

Прогнозировать результат

4

Построение проекта выхода из затруднения

Формулирование темы и целей урока.

НЕ

срывайте цветы!

НЕ

ломайте ветки деревьев!

НЕ

ловите бабочек и других насекомых!

НЕ

уничтожайте лягушек и жаб!

НЕ

разоряйте гнезда птиц!

НЕ

берите животных из леса домой!

- Значит, что нового мы узнаем о глаголе? /как пишется частица не с глаголами/ Слайды –

- Так какая тема нашего урока? 

Тема:  Правописание не с глаголами.

Цели урока:

  • Познакомить с отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать частицу – не – с глаголами.
  • Познакомить с глаголами- исключениями.

Слайд –

Готовность и способность к саморазвитию

Сформированность мотивации к обучению

Формировать алгоритм

5

Реализация построенного проекта

- Прочитайте  правило на стр. 124

Упр.223 ( Выписать глаголы с частицей не)- 1 человек работает  у  доски

– Как пишется частица НЕ с глаголами?

– Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи?

– Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
             Они не являются членами предложения.
             К ним нельзя поставить вопрос.

- Внимательно послушайте сказку.

Сказка.  «Сила любви» .

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.

Слова исключения: Слайды –

Формировать устные и письменные алгоритмы выполнения

Формирование навыков грамотного письма

Формировать умение слышать, слушать и понимать.

6

Физкультминутка

- Я называю глаголы с частицей НЕ, а вы выполняете действие наоборот.

Не качайтесь, не кружитесь,

Не тянитесь, не шагайте,

Не приседайте, не моргайте,

Не шепчите и не спите.

А теперь всё просыпайтесь

И за дело принимайтесь.

7

Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи.

Работа в парах.

- Составьте памятку о том, как избавиться от вредных привычек. Вставьте, где надо, частицу НЕ и дополните своими советами.

Девочек ____ за косички.

_____ драться на переменах.

На уроках _____ говорить с соседом.

_____ приходить вовремя на занятия.

Слайд –

Формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга

Производить взаимопроверку

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону

Работа с пословицами.

Слайд –  

– Составьте пословицы, объясните их смысл.

(Не)шути с огнём :                    торопись делом.

(Не) спеши языком,                 обожжёшься.

– Запишите пословицы, раскрывая скобки.

– Прочитайте глаголы с частицей НЕ.

– Как написали эти слова, почему?

Воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения

Самостоятельность мышления

9

Включение в систему знаний и повторений

  1. Тест
  1. НЕ – это...
  • Приставка
  • Предлог
  • Частица

                    2 Не с глаголами пишется...

  • Отдельно
  • Слитно
  • Когда как

3 Выбери раздельное написание.

  • (Не) веста
  • (Не) навидел
  • (Не) ждёт

Слайды –

  1. Стихотворение – памятка.

- Для лучшего запоминания предлагаю вам стихотворение-памятку, но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача дополнить его словами.

Слайд –

 ___ выучил-  __   делай,

___  знаешь-  __   спеши,

С глаголами ___________

Частицу ____ пиши.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения упражнений

10

Домашнее задание:

с. 125. Упр. 227, выучить правило.

11

Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Устная работа «Закончи предложение».

  1. Сегодня мы узнали о …
  2. Теперь я могу …
  3. Я научился …
  4. Мне было трудно …
  5. Своей работой я …

2. Стихотворение о глаголе и частице НЕ.

- Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице НЕ:

Глаголу нравится читать,

Играть, работать и мечтать!

Глаголу очень нравится

Всё делать очень живо.

Частица НЕ – красавица,

Но как она ленива!

Она не ходит, не сидит,

Не шьёт, не жнёт и не кипит,

Книг не читает, не поёт,

Другим работать не даёт.

Глагол же, не любя безделья,

С частице пишется раздельно!

- На этом наш урок закончен. Спасибо за хорошую работу.

Способность характеризовать и оценивать собственные знания и умения

Список используемой литературы:

  1.  Учебник для 3 класса, 2 часть УМК «Школа России» В.П. Канакина В. Г. Горецкий  Москва «Просвещение»2013
  2.  ВолинаВ.В.  Весёлая грамматика. – М.: Знание, 2008  
  3. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга 1: Книга Я11 для учителя. - М.:Издательство «Первое сентября», 2001.-320 с.: ил. ISBN 5-8246-0001-5. Редактор-составитель: М.А. Козлова

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание частицы не с глаголами

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание не с глаголами" (программа "Школа 2100" )...

Презентация к уроку "Правописание частицы не с глаголами"

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе "Првописание частицы не с глаголами"...

Правописание частицы НЕ с глаголом.

Форма урока:сюжетно - ролевая игра : "Помощь Глагольному капитану". Коллективные работы,сюжетно - ролевые игры позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности обучающихся.Грамматическ...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....