Сообщение "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка в начальной школе"
статья по русскому языку

     Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация, понимаемая как внутриклассная  дифференциация, при которой ученики получают право и возможность самостоятельно выбирать уровень изучения предмета. Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми школьниками базового
уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременное создание условий для развития  учащихся, проявляющих индивидуальные способности.
          В любом классе присутствуют дети с самыми разнообразными особенностями. Так, например, среди учащихся всегда найдутся любящие уроки русского языка, безразличные к ним и явно неприязненно относящиеся к урокам родного языка, учащиеся с хорошими и слабыми способностями по данному предмету. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diff._podhod_russkogo_yazyka.docx49.06 КБ

Предварительный просмотр:

 «Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка

в начальной школе»

I. Введение                                 

         В настоящее время дифференциация обучения прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Практически нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации.

         Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация, понимаемая как внутриклассная  дифференциация, при которой ученики получают право и возможность самостоятельно выбирать уровень изучения предмета. Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми школьниками базового

уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременное создание условий для развития  учащихся, проявляющих индивидуальные способности.

          В любом классе присутствуют дети с самыми разнообразными особенностями. Так, например, среди учащихся всегда найдутся любящие уроки русского языка, безразличные к ним и явно неприязненно относящиеся к урокам родного языка, учащиеся с хорошими и слабыми способностями по данному предмету.

         Первые в умелых руках учителя могут стать ему опорой в классе, а в неумелых помехой. Опорой потому, что на первых порах такие ребята явятся активным началом в классе, помогут словеснику в его работе с отстающими. Помехой потому, что эти же ребята в слабом классе и у недостаточно опытного учителя начнут скучать, а от скуки станут пошаливать или заниматься другими делами.

          Вторые к урокам русского языка вначале будут относиться равнодушно. Из этих школьников образуется группа пассивных или шумных, нарушающих дисциплину ребят.

          Третьи – это те, у которых крупные, застарелые пробелы в знаниях, на уроках они нарушают дисциплину, в школу часто приходят неподготовленными к уроку или вовсе пропускают занятия.

 II. Основная часть. Дифференцированный подход к обучению учащихся как средство активизации познавательной деятельности и развития учащихся с разными способностями. 

1. Изучение вопроса дифференцированного обучения в развитии истории 

          На протяжении всей истории школьного обучения педагог неизбежно сталкивался с проблемой организационно-методического решения реализации на практике дифференцированного обучения.

История возникновения и развития дифференцированного обучения как формы организации учебной деятельности школьников среднего и старшего звена, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности, тесно связана с развитием педагогики.

Дифференцированное обучение приобретало особую значимость на различных этапах развития образования:

- до середины XIX века, когда обучение проходило при непосредственном взаимодействии учителя и ученика (индивидуальное обучение);

- в конце XIX века, когда дифференцированное обучение активно внедряется в массовую школу капиталистических стран, в которых из-за увеличения сроков обязательного обучения (8-10 лет) окончание школьного курса стало совпадать с периодом профессионального самоопределения;

- в 20-е годы ХХ века, когда В. Штерном и Э. Клапаредом были разработаны и апробированы различные виды дифференцированного обучения (дифференциация по способностям, дифференциация по интеллекту, дифференциация по неспособностям).

          В России о необходимости дифференцированного обучения говорили еще в 1918 году. В опытно-показательных учреждениях Наркомпроса того времени создавали группы учащихся по степени одаренности. Занятия с одаренными детьми способствовали повышению их творческой активности. К сожалению, в таких группах наблюдалось и перевозбуждение психики детей, их чрезмерная усталость, нервозность, что объяснялось отсутствием опыта работы, недостатком литературы и методик. Одновременно создавали группы слабых учеников - прообраз современных классов коррекции. Учащимся предоставлялась возможность работать по индивидуальным планам в соответствии со своими способностями и возможностями.

        Особую актуальность дифференциация в нашей стране получила в 50-60 гг. При этом акцентировалось внимание на создании в старших классах такой системы обучения, которая позволила бы учащимся наряду с получением среднего образования, более углубленно изучать предметы в избранной ими области знаний. В 60-70 гг. единственным видом дифференцированного обучения стали факультативные занятия. В последние годы - профильное обучение, курсы по выбору, факультативы.

        Психолого-педагогической сущностью современных отечественных подходов к дифференциации является индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей и интересов каждого школьника.

        Социальная сущность заключается в целенаправленном воздействии на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

         Таким образом, дифференцированная форма обучения - это особая форма работы на уроке, которая требует знания в этой области и опыта работы. Выдающийся педагог ХХ столетия В.А.Сухомлинский говорил: «Все дети талантливы по-своему!».

          Самая важная и благородная задача учителя заключается в том, чтобы помочь каждому ученику проявить имеющиеся у них способности, включить их в соответствующую деятельность, совершенствоваться в различных условиях учебно-воспитательного процесса в школе и во внешкольных учреждениях.

2. Дифференцированное обучение школьников.

          Как уже было сказано выше, дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.

          Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

           Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.

            В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:

-по образовательным целям;

-по уровням выполнения заданий;

-по времени обучения, времени выполнения заданий;

-по содержанию обучения;

-по последовательности учебного материала;

-по структуре учебного материала;

-по подходам к обучению;

-по видам учебной деятельности;

-по способам применения заданий;

-по оценке деятельности.

          Таким образом, дифференцированное обучение - это такое построение системы обучения, при которой учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее относительно однородные группы (либо в малые группы внутри класса - внутренняя дифференциация, либо в целые классы, даже школы - внешняя дифференциация) для отдельного обучения (постоянно или временно) по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам.

          Более подробно мне бы хотелось остановиться на внутриклассной дифференциации.

 Внутренняя дифференциация представляет собой различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся, например, класс, подобранной по случайным признакам.

           Эта форма основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся. Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.

          Особенность внутренней дифференциации на современном этапе – её направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей. Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей учащихся (дифференцированный подход), так и в системе уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения.

          Традиционно сущность внутренней дифференциации состояла в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом. Однако теперь стало необходимым применять в работе внутреннюю уровневую дифференциацию.

           Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.

Смысл уровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и формы обучения. Под уровневой дифференциацией понимается обучение учащихся одного и того же класса на трех уровнях обучения: базовом, продвинутом и высоком.

Базовый уровень - определенный программой и учебником, максимум знаний и умений, достижение которого обязательно учащимися всего класса.

Продвинутый уровень - некоторые, выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения (знания) и формирование прочных умений по применению этих знаний в различных ситуациях.

Высокий уровень - дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по теме и формирующие умения решать задачи повышенной сложности.

В зависимости от вида и формы дифференциации, учащихся класса разбивают на группы:

-по уровню развития мышления, творческого потенциала, интересов;

-по наличию базовой подготовки (фактические знания, умения, успеваемость);

-по склонностям, интересу к определенному виду деятельности, выбору вида деятельности.

При этом во всех формах дифференциация осуществляется в виде:

-детерминированного обучения, при котором учитель, изучив особенности учащихся, сам определяет способы и содержание индивидуального подхода к каждому или некоторым из учащихся;

-демократического обучения, при котором учащемуся предоставляется частичный выбор содержания, форм, методов, уровня обучения в рамках обязательного обучения;

-открытого (гуманистического) обучения, при котором учащийся становится субъектом управления своей собственной деятельности. Он может выбирать уровень, предмет, форму, темп обучения вплоть до самостоятельного обучения при индивидуальной программе.

3. Технология дифференцированного обучения.

          Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающая определенную часть учебного процесса. В своей деятельности необходимо учитывать признаки технологии дифференцированного обучения:

1. Процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося.

2. Наличие совокупности методов и приемов.

3. Проектирование и организация.

4. Наличие комфортных условий.

       Технология дифференцированного обучения – это процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся.

Для того чтобы использование технологии дифференцированного обучения дало положительные результаты, необходимо провести диагностику учебной деятельности школьников:

1.Отношение ученика и класса к учебе.

2.Направленность познавательного процесса.

4.Особенности процесса самостоятельной работы, учебной деятельности учащихся. 5.Активность, организованность, ответственность, самостоятельность учащихся. 

6.Эффективность применяемых средств и стимулов учебной деятельности.

         Таким образом, начиная работу с новым классом, необходимо проводить диагностику учебных способностей учащихся.

         Дифференцированное обучение помогает сделать образовательный процесс более эффективным, потому что исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка детей; у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам, уделять внимание сильным; отсутствие в классе отстающих снижает необходимость в упрощении общего уровня преподавания; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; повышается уровень я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; повышается уровень мотивации.

       Как правило, на уроках не бывает равнодушных: сильные работают с максимальной нагрузкой, а средние и слабые тянутся за ними, не теряя веры в свои силы и возможности. Именно дифференцированная работа позволяет добиться высоких результатов в обучении и помогает научить ребенка самостоятельно работать.

 4. Организация самостоятельной работы  при дифференцированном обучении.

          Самостоятельная работа – это действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Установлено, что форма организации труда влияет на его результат.

Форма организации – это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой.

Классно-урочная система позволяет организовать познавательную деятельность одновременно со всеми учащимися. Это может быть и фронтальная беседа, и самостоятельная работа, выполняемая в классе под руководством и наблюдением учителя.

        Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоят в следующем:

1.Все ученики выполняют общее для всех задание;

2.Учитель дает инструктаж к выполнению заданий;

3.Используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.

          Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единичных задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной работы успешно обсуждаются всеми учащимися, подвергаются взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений учащихся, стимулирует познавательный интерес и активность.

          Несмотря на то, что учащиеся получают общее задание, общий инструктаж, каждый ученик работает самостоятельно, индивидуально, стремится достичь цели, прежде всего, собственными усилиями. Если же это не удается, при анализе итогов работы в классе ученик имеет возможность послушать правильные ответы учащихся. Таким образом, достигается сочетание коллективной и индивидуальной работы, в которую вовлекаются все учащиеся класса.

            Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна тогда, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме. Также полезна и важна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения заданий по образцу. Поэтому первыми целесообразнее использовать типовые задачи, общие для всего класса, чтобы учащиеся, получая общий инструктаж учителя, быстрее осознали механизм применения знаний, усвоили основную схему действий. На этом этапе важную роль играет коллективный анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения заданий.

             Фронтальная самостоятельная работа эффективна, если результаты ее обсуждаются в процессе общеклассной беседы. Каждый получает возможность проверить свой ответ, высказать свое мнение, уточнить, обогатить его суждениями других ребят.

            Индивидуальная самостоятельная работа та, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество с учащимися. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса.

 5. Учет возрастных особенностей учеников при выборе методов обучения.

        Возрастные особенности учтены в программах, но есть ряд моментов при выборе методов обучения, которые придется учитывать самому учителю. Если в начальных классах основным методом устного изложения является рассказ-беседа, то в 5-ом классе преобладает уже беседа-рассказ, а к старшему школьному возрасту мы должны подготовить ученика к восприятию лекции.

       Наглядные методы в начальных классах  имеют большие преимущества, но удельный вес их применения будет уменьшаться от младших классов к старшим.

       Приемы познавательной деятельности репродуктивного характера к старшим классам все шире заменяются частично-поисковыми и проблемно-поисковыми. От младших к старшим классам растет удельный вес разнообразных методов самостоятельной работы школьников по овладению учебным материалом, и уменьшаются виды работы, связанные с непосредственным изложением учебного материала учителем на уроке.

      В стимулировании и контроле учебной деятельности от младших к старшим классам наблюдается уменьшение роли стимулирования занимательностью и, наоборот, увеличивается значение стимулирования с помощью познавательных затруднений.

      Непосредственное управление учебной деятельностью еще преобладает в 5-ом классе, но постепенно должна возрастать степень и роль самоуправления учением со стороны учащихся, и эта роль должна увеличиваться к старшему школьному возрасту. Значит, есть необходимость учить детей самоконтролю, самоанализу, самоорганизации.

       Темп преподавания должен постепенно возрастать, а как следствие увеличиваться объем учебного материала, предлагаемого для усвоения на одном уроке. С учетом роста работоспособности школьников постепенно увеличивается объем домашних заданий, в 5-ом классе до 2,5 часов в день.

        В процессе обучения надо иметь в виду, что учебные возможности школьников развиваются с возрастом неравномерно. В начальных классах быстрое нарастание, а в 5-6 классах замедленное, затем опять нарастание в 7-8 классах, снова замедленное в 9, и ускорение роста в 10-11 классах.

        В 4-ом классе отношение к учению изменчивое. Дисциплинированность колеблется. Наиболее часто явление учебной недисциплинированности обнаруживается в 5-6 классах. В этом же звене число учащихся с отрицательным отношением к учению резко возрастает.

Проведенная выше оценка особенностей возрастного подхода при использовании методов обучения позволяет сделать важный вывод: в 1-4 классах методы обучения должны быть максимально разнообразными, чтобы поддерживать высокую работоспособность учащихся в период, когда они испытывают повышенную утомляемость. Необходимо удовлетворять разнообразные меняющиеся интересы ребят, готовить их к интенсивным и трудоемким методам обучения в старших классах. 

 6. Организация работы по дифференцированному обучению на уроках русского языка

           Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка.

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы  по уровню обучаемости.

        Характерные особенности групп и задачи по работе с ними: 

                      1) Школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности.

Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.

            Главная задача - воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.

                        2) Школьники со средними учебными возможностями.

При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников.

Задача - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

                             3) Учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, не говорят, плохо запоминают и т.д.).

          При работе с такими учащимися следует уделять им особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока учащиеся 1 и 2 групп работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух.

           У слабоуспевающих учащихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма, вычислений. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина. Учителю необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке. Необходимо активно управлять их учебной деятельностью, поддерживать внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения в трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в усвоении.

       В педагогике разработана система методов и приемов работы, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.

             Виды дифференцированной помощи: 

- Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках.

- Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.

- Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.

- Использование слабыми учащимися при ответе составленного дома плана изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.

- Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.

- Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.

- Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.

-Указание правила, на которое опирается задание.

- Указание алгоритма выполнения задания.

- Указание аналогичного задания, выполненного раньше.

- Объяснение хода выполнения подобного задания.

- Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.

- Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

- Постановка наводящих вопросов.

          Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат.

Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо также соблюдение особенностей работы по вариантам.

           Особенности дифференцированной работы на уроках. 

- Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.

- Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения.

- Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.

- Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый решает их на своем уровне.

         Дифференциация может осуществляться: по объему и содержанию работы, по приемам и степени самостоятельности. Она может присутствовать на разных этапах урока (при закреплении, повторении, объяснении нового материала).

         Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке может быть различным. Примерную схему урока можно представить следующим образом.

 

Этапы урока

Класс группа

Содержание работы

Время

1

Весь класс

Совместная постановка цели, задач урока.

2 мин.

2

Весь класс

Лингвистическая разминка (синонимы, антонимы и т.д.; игры, другая словарная работа).

3 мин.

3

1,2,3 группы

Дифференцированное повторение необходимого материала. (Проверка домашнего задания, опорное повторение для нового материала: правило с примерами, объяснением).

7 мин.

4

Весь класс

Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение.

7 мин

5

Весь класс;1,2,3 группы

Образец ответа, рассуждение по схеме-опоре, графическое обозначение, тренировочные примеры или Дифференцированное закрепление (повторное объяснение для 3 группы в случае необходимости).

5 мин.

6

1,2,3 группы

Закрепительные упражнения (индивидуальная работа учителя с 3 группой). Проверка работы каждой группы с участием остальных.

8 мин.

7

Весь класс

Общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная работа, диктант, работа с перфокартой и т. д.

8 мин.

8

Весь класс

Организация проверки задания (само/взаимопроверка и т.д.)

2 мин.

9

1,2,3 группы

Дифференцированное домашнее задание.

3 мин.

             На всех этапах следует отрабатывать орфографию, пунктуацию, речь. Перед каждым заданием четко ставить задачу и подводить итог.  

 7. Технология опыта.

         Дифференцированный подход в организации учебно-поисковой деятельности на уроках русского языка.

         Замысел работы заключается в том, чтобы показать, как возможно организовать дифференциацию работы учащихся на уроке на разных этапах.

         Для того чтобы все учащиеся класса глубоко и прочно усвоили новый материал, следует подходить к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения являются следующие принципы: проблемности;  исследование изучаемых проблем и явлений; индивидуализация; создание мотивации;  взаимообучение.

           Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

На уроках русского языка класс делится на 3 группы.

1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, они получают задания повышенной трудности.

2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, следует уделять внимание развитию их способностей, воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах.

3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно.          

      Дифференциацию использую на разных этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала.

Дифференцированный подход  при подборе домашних заданий.

              Он позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Домашние задания распределяются по группам (по степени сложности). Для группы сильных учащихся часто даются опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме, составить схему-опору, найти в словарях и т.д.)

              Очень важно рационально организовать проверку домашнего задания. Она не должна занимать много времени, поэтому следует использовать разные способы проверки: самопроверку, взаимопроверку, слабых учеников целесообразнее учителю чаще проверять самому. Например, после изучения приставок ПРИ-, ПРЕ- проверила усвоение материала следующим образом: о значении приставки ПРИ- предложила рассказать слабому ученику, о значении приставки ПРЕ- задала вопрос ученику, посредственно занимающемуся, об особых случаях написания слов с приставками ПРИ-, ПРЕ- вызвала рассказать сильного ученика.

Дифференцированный подход для успешного усвоения нового материала.

      Здесь  важны подготовительные упражнения. Это диктанты, игры, самостоятельная работа. Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы.

       Объяснение нового чаще всего  проводится для всех одинаково. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще раз повторить. Первоначально к доске вызываются 2-3 сильных ученика, которые выполняют задания по новой теме, проговаривают правило. Затем эти дети продолжают работать самостоятельно над дополнительными и обязательными заданиями, а к работе у доски подключаются более слабые. При подведении итога урока прошу сильного ученика сформулировать правило, после чего слабые должны его повторить.

      Новый теоретический материал не даю в готовом виде. Наличие теоретических задач делает обучение проблемным.

3.Дифференцированный подход при закреплении изученного.

      Тщательно продумываю задания и их проверку. В этом помогают схемы, тестовые задания и другие.

       Для закрепления теоретического материала готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся. Часто учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения, указывают при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями. Например, при закреплении темы «Причастие в 7 классе прошу ответить на простые вопросы из раздела «Контрольные вопросы» слабых учащихся, те, кто посильнее, подготовят ответы на вопросы из этого же раздела, но на такие, где надо поразмышлять, сравнить признаки. Сильные учащиеся готовят сообщения об истории изучения данной части речи разными учёными- русистами и пытаются объяснить, с кем из исследователей они согласны и почему.

4. Дифференцированные индивидуальные самостоятельные работы. 

        При выполнении этих работ возрастает роль самого ученика в определении содержания работы, в выборе способов ее выполнения, возникает возможность сотрудничества учителя и ученика, особенно при выполнении учениками заданий творческого характера. В работе широко использую компьютерные технологии. Ребятам предлагаются разные задания по изучаемой теме, выполнять которые они могут, используя компьютерные программы. Сильным ученикам будет предложено пройти тестирование самостоятельно, слабым -  с подсказкой справочной службы программы.

                  Применение большего числа письменных упражнений разных видов дает

возможность развивать письменную речь: безошибочно определять место орфограммы,

решать орфографические задачи.

                 В этом могут помочь задания следующего характера: письмо с «окошками»,

проговаривание правил и их использование, подбор примеров на каждое правило, с целью

отработки навыка грамотного написания слов (Приложение 1).

Целенаправленная и систематическая работа по формированию орфографической

зоркости учащихся может дать положительный результат при обучении грамотному

письму. Для повышения орфографической грамотности детей я использую разные приемы

и методы обучения, в том числе решение задач повышенной трудности: например, не

просто вставить пропущенную букву, а найти орфограмму в слове. Такой прием позволяет

обучающимся активизировать внимание, мышление и память, дает возможность ребенку

применить уже имеющиеся знания, а также приобрести новые. Целенаправленное и

систематическое формирование орфографической зоркости на основе графического и

цифрового обозначения орфограмм дает хорошие результаты: дети уверенно определяют

место в слове, где возникает орфографическая задача, видят даже те орфограммы, которые

не изучаются в начальных классах.

                        Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения

орфографическими нормами и навыками грамотного письма.

Традиционно слова с непроверяемым написанием, или так называемые словарные

слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их

графического облика. Это объясняется тем, что правописание таких слов основано на

историческом принципе орфографии, морфемы слов пишутся единообразно, но проверить

их нельзя, поэтому написание их рекомендуется запомнить. Новое слово записывается в

тетради, прочитывается, анализируется и многократно повторяется на следующих уроках.

         Одним из средств, обеспечивающих осмысленное запоминание непроверяемых слов,

является этимологический анализ или этимологическая справка. На уроках при работе над

правописанием непроверяемых слов я использую разнообразные приемы, проблемные

ситуации, игры-путешествия, пословицы, синонимы, антонимы. Навыки грамотного

письма формируются в процессе упражнений. В этой работе привожу некоторые виды

заданий и упражнений, предлагаемых на уроках русского языка при организации   словарно-орфографической работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.  

ЗАДАНИЯ НА РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ

Карточка 1.

3..рно, уг..стил, сл..ва, к..льцо, сл..пой, св..ча, сп..шил, др..ва, с..рняки, г..р..да, зв..зда, др..жал, гл..за, гн..здо, в..сло, к..ты, с..ло.

1. Выпиши слова с безударной гласной, которую можно проверить так:

много — один;

один — много.

Запиши к ним проверочные слова.

1. С подчёркнутым словом составь предложение.

Карточка 2.

Серебристой бахромой на ветвях висит зимой,

А весною на весу превращается в росу.

Весна красна цветами, а осень плодами.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

1. Найди и прочитай загадку. Отгадай ее.

2. Выпиши слова с безударной гласной, которая проверяется путём изменения   формы слова. Подбери к ним проверочные слова.

3. Запиши пословицы и объясни их смысл.

Карточка 3.

На дв..ре в..сна. Зиме к..нец. Всюду слышны г..лоса птиц. У крыльца пробилась первая тр..ва. Капельки в..ды бл..стели на травке.

1. Спиши, вставляя пропущенные безударные гласные.

2. Составь и запиши еще несколько предложений о весне.

3. Подчеркни слова, на написание которых надо обратить внимание. Вспомни

правила.

Карточка 4.

Весь луг усыпан одуванчиками. Б..жит конь Буян. За ним ст..лбом л..тит белый пух.

Только голые ст..бельки остались л..жать на з..мле.

1. Озаглавь данный текст.

2. Запиши текст. Вставь пропущенные буквы.

3. Выпиши слова с пропущенными безударными гласными. Подбери к ним  проверочные слова. Повтори нужное правило.

  Игра «Чей ряд лучше».

Каждому ряду выдаются листочки со словами с пропущенными безударными

гласными. Каждый ученик должен вписать пропущенную букву и передать листок

следующему. Какой ряд быстрее и без ошибок заканчивает задание, тот и является

победителем.

гр...за м...ря з...ма , м…сты, н...га , г...ра, р...ка сн...га тр...ва, в...лна л... сток ст...на, сл...ды ч…сы кр...ты, р...ды с.лач, л…цо, х…лмы, п...ро, сл…ны

Слуху вы не доверяйте –

Удареньем проверяйте:

Сосны, воды, травы, дело...

А теперь пишите смело.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Карточка 1.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Рядом в скобках напишите проверочные

слова.

Сосновые л…са (…). Белые гр…бы (…). Веселые ч…жи (…). Заячьи сл…ды (…).

Вишневые с…ды (…). Футбольные м…чи ( …).

Повторите правило. Приведите свои примеры на это правило.

Карточка 2.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Рядом в скобках напишите проверочные

слова.

Родная стр…на (…). Высокая г…ра (…). Крутая ск…ла (…). Холодная в…да (…).

Зеленая тр…ва (…).

Повторите правило. Приведи свои примеры на это правило.

Карточка 3.

Найдите в каждом столбике лишнее слово. Вставьте пропущенные буквы.

Подберите проверочные слова.

Гр…за в…лна сл…ды

К…ньки с…ды тр…ва

П…ро р…са р…бота

Г…ра уч…ник м…ря

Карточка 4.

Ст_лбы, хв_сты, вр_ги, с_стра, сл_ны, тр-па, л_ства, р_ка, сл_ва, в_лна, р-са.

1. Спиши слова. Вставь пропущенные буквы.

2. Какое правило ты применял?

Карточка 5.

В рощах шум и гам. Прилетели в р_дные м_ста гр_чи. Птицы на в_твях строят

свои гнёзда. В с_ду цв_тёт сирень. Верба распустилась под _кном. (?)

В_сна в полном разгаре!

1. Выпиши предложения, в которых есть слова с безударной гласной. Проверь

эту орфограмму.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1. Определение родовых понятий и видовых отличий.

 Посуда - …, …, … .

Мебель - …, …, … .

2. Обобщение, развитие аналитико-синтетического метода мышления.

 Тетрадь, пенал, портфель - … .

 Молоток, топор - … .- 24 -

 Берёза, осина - … .

3. «Четвертый лишний».

 Весна, осень, день, лето.

 Молоко, сыр, творог, кефир.

 Морозить, зимний, вьюжить, холодить.

4. Вставь пропущенные буквы.

 Врбей, слома, крова.

Трактр

 Врона

 Вкзал

 В робей

С рока

В рона

5. Орфографический анализ текста (на первом этапе текст предлагается с

дополнительными пометами «опасные места», на последующих ученики должны

сами увидеть орфограммы и объяснить их).

Роет землю серый крот,

Разоряет огород.

6. Работа с орфографическим словарем.

− Подобрать и вписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности»,

«Птицы».

− Выписать слова по группам «Части речи».

7. Развитие речевых умений и навыков.

Подбор однокоренных слов;

Составление словосочетаний;

 Подбор синонимов, антонимов (с использованием соответствующих словарей);

 Подбор пословиц и поговорок (по памяти, рассыпных, продолжение пословиц и

поговорок и т.д.);

 Составление предложений, связного текста по картине, по серии картинок, по

опорным словам;

 Составление или подбор сказок («Маша и медведь», «Колобок», «Сказка про

храброго зайца» и т.д.);

 Творческие задания (изготовление книжек – малышек, рисование и т.д.);

Во время проведения словарно-орфографической работы можно решать и другие

лексико-грамматические задачи.

Игра № 1

Кидаешь фишку, на одной стороне которой написано «гласный», а на другой –

«согласный». Если выпадает «гласный», выбираешь слово с орфограммой «гласная буква»,

если – «согласный», то соответственно согласная.

Ходим по очереди. Кто отвечает верно, тот выигрывает.

Игра № 2

Кидаешь кубик. Если на кубике выпадают числа от 1 до 3, выбираешь легкое для

тебя слово (объясни и запиши). Если выпадают числа от 4 до 6, выбираешь соответственно

трудное слово. Побеждает тот, кто больше и правильнее объяснит слов.

Игра № 3

Играют два человека, они говорят друг другу слова по слогам. Задача: увидеть в

словах опасные места, объяснить по какому правилу пишутся слова. Найти в своем слове

ошибку, если допустил, и исправить её.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕМА УРОКА «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Цель – ответить на вопрос урока, доказать значимость имен прилагательных,

совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного,

имени прилагательного, формировать навыки грамотного письма, воспитывать чувство

коллективизма, умение работать совместно.

1.Чистописание.

Н   нн

Какое правило напоминает вам это соединение? (Написание слов с удвоенной

согласной.)

На доске учитель открывает слова: длина, рано, весна.

Образуйте от этих слов, слова с удвоенной согласной. Дети на следующей строке

записывают слова: длинный, ранний, весенний.

Какой частью речи являются эти слова? Назовите признаки прилагательного?

2. Сообщение темы и цели урока.

На доске учитель открывает запись.

Вопрос Почемучки? Какую роль в русском языке выполняют имена

прилагательные?

Ребята, сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос.

3. Работа по проблеме урока.

1) Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две

группы: норка, гладкая, красные, галка, лисичка, рыжие, бантик, пушистая.

Проверка вслух. По какому признаку вы записывали слова в первый столбик?

(имена существительные). Назовите орфограммы в словах.

Обратимся ко второй группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? Дополните

этот столбик своими словами.

Попробуем ответить, для чего нужны в русском языке такие слова.

Послушайте два текста.

1. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

2. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит

ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

О чем первый текст? (О весне.)

О чём второй текст? (О весне.)

Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите своё мнение.- 26 -

Что же отличает первый текст от второго? (Наличие прилагательных.)

Во втором тексте я использовала прилагательное последний для описания снега. Но

это прилагательное не такое уж красивое. Ведь можно было взять, например, слово

пушистый, серебристый. (Здесь это точное описание снега.)

Вывод. Имена прилагательные нужны для точности описания и уточнения.

Давайте попробуем наиболее точно описать зимний снег и весенний снег.

Задание по вариантам.

1 вариант из слов выбирает прилагательные, которые помогут описать зимний снег.

2 вариант из слов выбирает прилагательные, которые помогут описать весенний

снег.

Последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый,

мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый.

Проверка. Коллективное обсуждение. Подчеркнуть орфограммы.

Вывод. Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то

можно узнать его, даже не видя.

Игра. Отгадайте, о чем (о ком) идет речь).

Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)

Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)

Слова, какой части речи уточняют имена прилагательные? (Им. сущ.)

Словарная работа. Подберите к 8 словарным словам имена прилагательные. Дайте

точное описание предметам. Взаимопроверка.

Письмо по памяти. Утром запел голосистый соловей.

Задание первого уровня: написать предложение по памяти, подчеркнуть

орфограммы.

Задания второго уровня: написать предложение по памяти, подчеркнуть

орфограммы.

Выполнить разбор предложения.

Проверка. Сколько орфограмм вы подчеркнули?

Для чего же нужны имена прилагательные? (Для описания и уточнения признаков

предмета.)

Что именно уточняют имена прилагательные? (Им. сущ.)

Разноуровневая самостоятельная работа.

Первый уровень: Март – первый в.сенний месяц поб.жали говорливые ручьи

Второй уровень: ...утром Кирилл пош.л в … рощу на травке засверкала …роса

запели …птицы.

(Вставить имена прилагательные.)

(Подчеркнуть имена прилагательные.)

4. Итог урока.

Ребята, смогли мы ответить на вопрос, поставленный в начале урока?

Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

Что нового для себя вы узнали на уроке?

Что вам понравилось?

5. Домашнее задание. Подготовить описание предмета, не называя его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе

Конспект урока русского языка "Состав слова. Приставка - значимая часть слова"...

Технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе

В работе  показана технология деятельностного метода обучения на уроках русского  языка в начальной школе...

Использование дифференцированного подхода в обучении на уроках русского языка в начальной школе.

Дифференцированный подход к учащимся показан мною на примере уроков по развитию связной речи...

Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланиро...

Методы проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе. Безударные гласные в корне слова.

Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы сделать ученика не только объектом обучения, пассивно воспринимающим информацию, но и активным суб...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Деятельностный подход в обучении на уроках английского языка в начальной школе. Метод проектов.

Специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является сформированное к нему отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овлад...