Рабочая программа кружка «Секреты русского языка» для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Образцова Людмила Николаевна

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Секреты русского языка”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

г. Балаково Саратовской области

  РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО учителей________________________

Руководитель____________ ________________________

Протокол № 1 от _________2019г.

   СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

 __________Г.И.Алексеева          

                   

               ________2019 г.                  

         

    УТВЕРЖДАЮ          

Директор МАОУ СОШ №16

__________Т.Г. Запяткина                      

 Приказ №_____ от 01.09.2019 г.

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по кружку

«Секреты  русского языка»

начального общего образования

                                             

                                             Составила: Образцова

                                                                             Людмила Николаевна,

                                                                              учитель  начальных классов

                                                                              МАОУ СОШ №16

                                                                               

              Рабочая  программа  «Секреты орфографии» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и с программой по русскому языку «Русский язык» 4 класс Н.А. Чураковой, Москва, Академ/учебник, 2014г.

Особенностью предлагаемого курса является усиление практической направленности в процессе обучения, что позволяет развивать критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой и повышать уровень качества знаний, умений учащихся по русскому языку.

Актуальность программы определяется  и тем, что учащиеся должны понимать: изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей.

В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. 

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Секреты  орфографии”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Рабочая программа «Секреты орфографии» рассчитана на 72 часа, 2 раза в неделю. Реализуется в 4Б классе общеобразовательной школы в 2019-2020 учебном году. Срок реализации рабочей программы 2019-2020 учебный год.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса: развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение  словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке; воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; развивать  смекалку и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 Особенности программы 

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.

          Данный  курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. Беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН,  устные журналы, олимпиады и т. д.

  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.

 Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

                                      Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты:осознавать роль языка и речи в жизни людей;  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);  слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;  выразительно читать и пересказывать текст;  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

                                                     Содержание  программы

Тема 1. Можно ли писать без букв? Когда возникла письменность? (4 ч.) Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 2. Как они пишутся? (Знакомство с орфографическими словарями) (3 ч.)

      Работа со словарями. Мини- сочинения «Здравствуйте, я – опасное слово!».

Тема 3. В путь за главным правилом. (3ч.)

     Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 4  Опасные согласные На сцене гласные (4 ч.)

     Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 5. На сцене гласные (3 ч.)

Тема 6 - 7. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Наш знакомый - Ь АУ! Непроизносимые согласные» (4 ч.)

     Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

Тема 8 - 10.. Строительная работа морфем (3 ч.)

      «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 11. Приставки- труженицы (4 ч.)

       Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 12 – 14. Для разных приставок – разные правила. С этими приставками никаких хлопот

Решение лингвистических задач. Нахождение орфограммы приставки (4 ч.)

          Тема 15. Приставки-нарушители.(3 ч.)

    Тема 16. Внимание! Самые трудные!(3 ч.)

       Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 17. Смотри в корень! Слова-родственники..(3ч.)

Тема 17 – 18. Сколько бывает родственных слов?.(4 ч.)

     Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 19 . Кто командует корнями?  (3 ч.)

Тема 20  Кто командует корнями? (3 ч.)

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 21.. Кто командует корнями? (ударение) (3ч.)

               Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 22.. Кто командует корнями? (согласные звуки) Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. (3ч.)

       «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 23. Кто командует корнями? (смысл)?(4ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 24 – 28. Приведём все знания в порядок . Речевые игры..(5ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

Тема 29 – 31. «Рождается внезапная строка» (Речетворческий тренинг. «Бином фантазии»)?(4ч.)

 Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами.

Тема 32 – 34. Не лезьте за словом в карман!». Или вам поможет орфография.(5ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу   4 - го класса

Обучающиеся  научатся:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.  Состав слова.                                                                                                                         Признаки родственных слов.   Виды пересказа.                                                                                                                                                                                                            

Обучающиеся  получат возможность научиться:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.         Пересказать текст

                       

Учебно-тематический план

№п/п

Тема

Теория/практика

Всего часов

1

Можно ли писать без букв? Когда возникла письменность?

2/2

4

2

Как они пишутся. Знакомство с орфографическими словарями.

1/2

3

3

В путь за главным правилом.

1/2

3

4.

Опасные согласные.

2/2

4

5.

На сцене гласные.

1/2

3

6.

Фонемные» и «нефонемные» правила. Наш знакомый - Ь АУ!

2/2

4

7

Строительная работа морфем.

1/2

3

8

Приставки-труженицы.

2/2

4

9

Приставки- нарушители.

2/2

4

10

          Внимание! Самые трудные!

1/2

3

11

         Смотри в корень! Слова-родственники.

1/2

3

12

Сколько бывает родственных слов?

2/2

4

13

Кто  командует корнями?

6/10

16

14

Приведём все знания в порядок .

2/3

5

15

«Рождается внезапная строка»

2/2

4

16

Не лезьте за словом в карман.

2/3

5

                                                                                                                 Итого: 72 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Немецкий язык"

Рабочая программа кружка "Немецкий язык" составлена для учащихся начальной школы....

рабочая программа по французскому языку 2-4класс

Данная рабочая программа  разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и на основе примерных программ, одобренных Министерством Образован...

Рабочая программа по русскому языку в 4классе

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС!...

Рабочая программа кружка английского языка "Грамматические сказки" (4 класс)

Рабочая программа кружка английского языка рассчитана на 1 час в неделю, 39 часов в год.Включает в себя грамматический и страноведческий материал, соответствующий возрасту обучающихся 4 класса....

Рабочая программа по русскому языку для 4класса

Рабочая программа по русскому языку в 4классе по программе "Школа России" Канакиной В.П., Горецкого В.Г. составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД....

Рабочая программа по русскому языку для 4класса

Данная рабочая программа составлена к УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой...

Рабочая программа по русскому языку "ПНШ"- 4класс

Рабочая программа русск.яз 4 кл.ПНШ...