Качественные прилагательные.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Полетаева Людмила Александровна

Новая тема с ууд и планируемыми результатами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kachestvennye_imena_prilagatelnye.doc423.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока по русскому языку

«Качественные имена прилагательные»

3 класс

Цели: создать условия для понимания и различения имён прилагательных по значению.

Задачи: закрепить знания об именах прилагательных, изучить качественные имена прилагательные, развивать умение сравнивать группы слов, делать самостоятельно выводы;  воспитывать любовь к родному языку.

Задачи  урока:

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в группах

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.

Ход урока:

    I.Организационное начало урока. Мобилизующий этап (1 мин.)

1.Ребята, прочитайте девиз нашего урока: «Тот, кто хочет много знать,

                                                                                Должен сам все постигать»

- Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? ( Сам)

- А можно ли заставить кого – то учиться? ( Нет он должен сам этого захотеть).

Я уверена, что вы хотите учиться. И вполне возможно, что вы встретите на своем пути различные препятствия и трудности. Но именно преодолевая их,  человек постигает азбуку мудрости, накапливает сокровища знаний, становится мудрее. Желаю вам на этом уроке многому научиться и получить хорошие отметки.

- Ребята, сегодня вы будете сами себя оценивать. Для этого я раздала вам оценочные листы. Давайте их рассмотрим.

2. Совершенствование навыка каллиграфии. 

  1. Угадай слово:

Метель затихла, ветры смолкли,

У елей чуть блестят иголки.

А Дед Мороз садится в сани,

Ему пора прощаться с нами.

Ему на смену величаво

Идет красавица одна.

О ней вы знаете немало,

Зовут красавицу…( в е с н а)

Откройте тетрадь, запишите дату – двадцатое  апреля. На следующей строке – классная работа.

   - Какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Отгадка в нашей загадке начинается с буквы В…. весна. Это будет  буква «вэ» заглавная  и строчная.   (1 мин.)

3. Сколько частей речи в русском языке?(10) имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения, наречия и глаголы.

предлоги, союзы и частицы. К особому разряду слов относят междометия. Давайте проверим.

Давайте мы с вами посмотрим на схему «Части речи» и заполним её.

- На какие группы они делятся? Самостоятельные и служебные. Назовите группу самостоятельных частей речи? Служебных? 

Оцените  в оценочном листе.

4. - О какой части речи мы будем сегодня говорить? Угадайте -  отгадав

загадку:

         

Да это имя прилагательное. Молодцы!

Несколько уроков  мы уже работали с именем прилагательным и знаем о нём многое, а сегодня сделаем ещё одно открытие.

Перед вами корзина. На стикерах вы должны записать всё что вы уже знаете об имени прилагательном, обсудите со своим соседом и напишите что – нибудь одно. ВРЕМЕНИ 1 МИНУТА. ПРИКРЕПЛЯЕМ НА КОРЗИНУ. Ответы детей могут быть такими:

а. (Прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы? какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? Чьи?

б. имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

в. А во множественном числе не определяется род имён прилагательных.

г.  ( Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам – ставятся в туже форму, что и имена существительные, от которых они зависят.
д.  В предложении имена прилагательные чаще всего являются определением и сказуемым…..

Вот какая у нас красивая и богатая знаниями корзина.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии ( 5 – 6 мин.)

- Какую часть речи мы изучаем? Как вы думаете,  всё ли мы знаем об имени прилагательном?

*- Предлагаю игру «Словесное лукошко».

Прочитайте быстро слова и найдите лишние.    Какие это части речи?

Голубой, весёлый, ручеёк, тёплое, весеннее, солнце, маленький, подснежник, капель, верный, быстрый,

Назовите лишние слова.

- А как вы думаете, почему сюда попали имена существительные?  (Они взаимосвязаны или согласуются с прилагательными). Запишите  в тетрадь любые 2-3 прилагательных. Как называются  прилагательные, которые  вы записали?

III.Сообщение темы и цели урока.  Этап усвоения новых знаний

- Ребята, посмотрите на слайд и скажите, на какие разряды по значению делятся имена прилагательные? (Качественные, относительные и притяжательные).

 - Значит, имена прилагательные не все одинаковые. Они делятся на три разряда.

-  Посмотрите внимательно и скажите, с какими прилагательными мы сегодня будем работать, кто догадался? (Качественные)

Дети формулируют тему урока и ставят перед собой задачи, которые они должны решить на уроке. Определите, какие цели и задачи мы должны поставить перед собой.

  • сегодня мы будем учиться  выделять среди всех имён прилагательных качественные имена прилагательные.
  • будем изучать признак …. (каких?) качественных прилагательных;
  • учиться образовывать форму …. (каких?) качественных прилагательных;
  •  находить и использовать в тексте ….качественные прилагательные

- Посмотрите на рисунок, что вы видите на нём? Назовите прилагательное. (жираф  высокий, повыше, самый высокий). Можно ли сравнить эти прилагательные? (Да)

- А на этом слайде? (яблоко красное, яблоко более красное). Назовите прилагательное.

- собака (большая, очень большая)

- Что мы сейчас делали с именами прилагательными? (Сравнивали их)

 - Так вот, ребята, если мы смогли это сделать - сравнить, значит перед нами качественные прилагательные.

- Скажите, может кто – то обратил внимание на то,  какие слова нам помогали сравнивать эти предметы? (более, менее, самый, самая)

- Значит,  мы можем эти слова  называть помощниками, и мы можем подставить их к качественным именам прилагательным? (да)

- Ребята, значит, признак предмета может проявляться в большей или меньшей степени?

- Давайте сравним наши ответы с авторским на стр. 111 вашего учебника. (СЛАЙД: С.111 с правилом)

- Посмотрите, какие главные слова выделены в нашем правиле, давайте прочтём хором.  

- Значит,  какие слова – помощники мы можем подставить к качественным именам прилагательным?

- Прочтите приведённые примеры (под правилом) (мягкий-мягче…)

- НО! НЕЛЬЗЯ сказать: самый каменный, более железный, вишнёвейший! Значит,  это – не качественные прилагательные!

- Выполним  упр. 1 стр. 111 (+ СЛАЙД) у. 2, у.3.с.112.

- Посмотрите, под цифрой 1 сравнивается один и тот же признак, мы можем сравнить прилагательное ГУСТОЙ?  (да – лес густой)

(лес) густой – гуще – самый густой. Значит, какие эти прилагательные? (качественные)

- А под цифрой 2?  (Лес) берёзовый – еловый – сосновый. Сравнивается один и тот же признак? – НЕТ! (Нельзя сказать: самый берёзовый или менее берёзовый, более сосновый или еловый). ЗНАЧИТ ЭТИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ НЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ!!!

- Поработайте в паре, попробуйте определить под цифрой 3. Качественные или не качественные это имена прилагательные? (да) Будем их выписывать? (да)

- Найдите, ребята, под какой цифрой у нас ещё качественные прилагательные? (5)

- Какие слова – помощники  нам помогали определять качественные прилагательные? Кто сделает вывод? Дети делают вывод.

  1. Физминутка

Утром стрекоза проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

IV. Систематизация знаний. Закрепление материала.

  1. *Игра «Самый внимательный». Качественные прилагательные - хлопок в ладоши, не качественные – приседаем. Не забывайте про слова – помощники! ОЦЕНИВАЕМ

Светлый - хлопаем, молодые - хлопаем, тополиный - приседаем, львиный - приседаем, нарядный - хлопок.

2.  Следующее препятствие… 

- *игра “Лови ошибку”.

 Ребята, у вас на партах лежат карточки. Работая в паре, проверьте верно ли подчеркнули качественные прилагательные?

Зеленый, тонкий, берёзовый, любимый, птичий, деревянный

- А в это время один из вас поработает у доски. Нужно из данных слов выбрать качественные прилагательные. Кто желает?…

- Аргументируй свой ответ. Какие слова не подошли? Берёзовый, птичий, деревянный. Почему(оцениваем)

 3.  Работа в группе – *"Мозгодром"*Заполни пропуски в словах.
  Был …  день.  Дул …  ветер. По …       небу плыли … облака.  

    Погода была ... .  И настроение было … .

   

     

Посмотрим на нашу замечательную корзинуи проверим несколько  ответов согласны или нет. Я думаю, что вы очень хорошо знаете изученные темы по прилагательному.

  1. Итог урока. Рефлексия
    Оцените свою работу на уроке и в этом нам поможет
    дерево успеха :

зелёный листочек – мне было интересно, желтый листочек – мне было трудно, красный листочек – я ничего не понял.

 

 -Что вам понравилось?

- С каким разрядом прилагательных мы познакомились сегодня?  (Качественным)

 - Какие слова являются помощниками качественных прилагательных?

- Ребята, вы всё правильно сказали, а на следующем уроке вы узнаете, как ещё могут изменяться имена прилагательные.

- А  сейчас давайте подведём итог нашего урока.

  1. Выставление оценок.

— Ребята, сегодня  активно отвечали на уроке: ФИО……………. Я им ставлю ____, а у остальных ребят я проверю задания, которые они выполняли на уроке, и поставлю им оценку. Выставление отметок с оценочными листами.

Фамилия имя ________________________________

Этапы урока

 баллы

Оцени себя

1. «Словесное лукошко» (работа в паре)

2

2. УПР. 1.СТР.111 (работа в паре)

3

3. упр.2. СТР.111 – 112( В ПАРЕ)

2

4. ИГРА «Самый внимательный».

2

5. «Лови ошибку» (работа в паре).

3

6. Найди лишнее (работа в группе).

2

ИТОГ УРОКА

14 б. – 5.      10 – 13 б. – 4.     7 б. и меньше - 3                                     

  1. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Краткая форма качественных прилагательных".

Урок составлен по программе "Начальная школа 21 века" Материал включает в себя конспект и презентацию....

Презентация Качественные прилагательные 2-й класс автор Ешмекова И.Г.

Данная презентация, на мой взгляд, является удобным средством отработки и закрепления прилагательных, которые часто встречаются во втором классе в течение учебного года. С этой презентацией удобно раб...

Конспект урока Качественные прилагательные во 2-ом классе учебник Enjoy English Биболетова М.З. и др.

Основными задачами данного урока считаю:- Необходимость активизировать у учащихся употребление лексики по теме урока.- Совершенствование навыков устной речи учащихся. Необходимо научить их умению сост...

Тема: «Качественные имена прилагательные» Тип урока «Открытие нового знания» Цель урока: создание условий для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антонимической пары.

Тема: «Качественные имена прилагательные»Тип урока «Открытие нового знания»Цель урока: создание условий  для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антоним...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Краткая форма качественных прилагательных"

Конспект урока русского языка в 3 классе "Краткая форма качественных прилагательных" Начальная школа 21 века.Работа над образованием и правописанием краткой формы качественных прилагательных...

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ...

урок русского языка 3 класс УМК Школа 21 века "Качественные прилагательные"

В уроке представлены разные формы работы, помогающие научить детей отличать качественные прилагательные от других форм....