Формирование общероссийской гражданской идентичности через осознание понятия «Родина»
статья по русскому языку

Репина Елена Юрьевна

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная жизнь молодого поколения, т.к. пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

В этом отношении младший школьный возраст – самый благоприятный период духовного развития.

Для него характерен высокий уровень эмоциональности, непосредственность, жажда познания окружающего мира и себя, как его неотъемлемой части. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_repina.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование общероссийской гражданской идентичности через осознание понятия «Родина»

Репина Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова

Россия - это общее географическое и историческое пространство, в котором на протяжении нескольких столетий живут различные по своей культуре и вероисповеданию народы, объединенные одной исторической судьбой. В настоящее время особое звучание приобретают вопросы укрепления общего духовного пространства России через возвращение к традиционным идеалам и ценностям. Духовное единство народа – это такой же важный фактор развития страны, как политическая и экономическая стабильность. [1; 2]

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная жизнь молодого поколения, т.к. пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В этом отношении младший школьный возраст – самый благоприятный период духовного развития. Для него характерен высокий уровень эмоциональности, непосредственность, жажда познания окружающего мира и себя, как его неотъемлемой части. [5; 6]

Современное информационное пространство, использующее все возможности современной техники, крайне агрессивно, оно навязывает детям зачастую чуждые российским традициям ценности. Образовательные организации должны раскрывать способности и таланты молодых россиян, подготовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, и при этом воспитать их настоящими гражданами и патриотами. Отсюда возникает проблема: как привить младшим школьникам исконные нравственные и духовные ценности, научить любить и уважать свою Родину. [8; 9]

Во соответствии с ФГОС, на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы обозначена необходимость формирования основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. [10, с. 4-5]

Исследования гражданской идентичности в отечественной научной литературе опираются, главным образом, на теорию социальной идентичности Г. Тэджфела и социальной категоризации Дж. Тернера. [3, с. 61] Термин «гражданская идентичность» включает в себя когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности); ценностный (наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности); эмоциональный (гражданские чувства, патриотизм); деятельностный (реализация гражданской позиции в конкретной деятельности и поведении) компоненты. [4, с. 76]

На наш взгляд, формирование гражданской идентичности обучающихся в образовательной организации возможно в процессе гражданско-патриотического воспитания. Оно должно быть построено на изучении как локальной (история семьи, ближайшего социального окружения: школа, город), так и региональной истории (история и культура Вятского края, Кировской области).

В связи с этим, при разработке собственной воспитательной программы становления гражданской идентичности младших школьников нами были поставлены следующие задачи:

- углубление знаний обучающихся о Родине, своем крае, месте рождения;

- углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России;

- воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

- формирование у обучающихся чувства ответственности за будущее России.

По нашему мнению, знакомство с родным краем нужно начинать с более содержательного знакомства с историей своей семьи, в частности –с составления родословной. Так, со своими учениками в 1-м классе на уроке окружающего мира нами проводилась беседа «Ваш семейный архив». Обучающиеся пытались ответить на следующие вопросы:

- Что вы знаете о своей семье, о своих родителях, о дедах и прадедах? Как зовут, где живут и учатся, или работают ваши двоюродные и троюродные братья и сестры, тети и дяди? Например, в Прибалтике в некоторых школах на специальных уроках памяти ученики по очереди встают и рассказывают все, что они знают об истории своей семьи, о своих предках. Некоторые могут рассказывать весь урок. А мы с вами? На сколько минут хватит ваших знаний? Такие знания нужны всем. В некоторых семьях есть люди, которые собирают старые письма и фотографии, наводят справки о родственниках. С ними интересно поговорить, потому что эти люди могут многое рассказать о своей семье. Попробуйте и вы узнать побольше о своей семье.

Исследовательская работа показала, что даже многие родители не имеют достаточных сведений о своих предках. Поэтому первоклассникам пришлось расспрашивать дедушек и бабушек о тех, кто жили до них. Проведенная ими работа стала очень нужным делом, т.к. в каждой семье появилось свое генеалогическое древо. А в некоторых семьях нашлись даже какие-то старинные вещи, семейные реликвии.

Дети сделали выводы, что Кировская область - многонациональный регион. Среди их предков оказались и русские, и татары, и марийцы, и чуваши. Например, Витя Казаков узнал, почему в их семье празднуют не только Пасху и Рождество, но и Курбан-байрам. Все его родственники по маминой линии – татары и у них другая вера, они мусульмане.  А Марина Кальсина, съездив в деревню, услышала, как ее уже очень старенькая прабабушка умеет говорить на чувашском языке.

 Посетив школьный музей «Наследие», школьники узнали, что наш край имеет обширное героическое прошлое. Так, жители Вятского края боролись с монгольскими захватчиками, защищали с оружием в руках советскую власть в годы гражданской войны, более 600 тыс. жителей Кировской области сражались на фронтах Великой Отечественной войны, почти 258 тыс. из них погибли. «А в вашей семье кто-нибудь воевал?» - спросил экскурсовод.

С этого момента начался новый этап нашей исследовательской деятельности. В поисковую работу были вовлечены все члены семей. [7] Некоторым из них пришлось направлять запросы в архив, расспрашивать односельчан, дальних родственников и даже ехать за сведениями в другие области. Так, например, съездив в город Казань, Витя Казаков узнал, что его прадед был удостоен звания «Герой Татарстана».

Дети сделали вывод: не было ни одной семьи, которую не коснулись бы беды и страдания войны. Не было и таких, кто отказался защищать Родину. Многие погибли на фронте, другие голодали в тылу. В это страшное время все были охвачены одним стремлением – спасти страну от немецко-фашистских захватчиков. Наши предки были готовы к самопожертвованию ради светлого будущего своих детей и внуков, ради мира и счастья на родной земле.

Материалов было собрано так много, что мы с классом решили к 65-летию Победы оформить «Книгу памяти». В настоящее время она является экспонатом нашего школьного музея. А Совет ветеранов г. Кирова вручил нам за проделанную работу Благодарственное письмо. Дети радовались результатам проделанной работы. А мы увидели их личностный рост: они стали больше любить свою семью, гордиться своими предками.

На следующий год по материалам «Книги памяти» мы подготовили литературно-музыкальную композицию «Урок истории страны» и выступили на городском конкурсе-фестивале «Баллада о солдате», где стали дипломантами.  В дальнейшем обучающиеся неоднократно выступали на этом конкурсе, но уже в номинации «Автор».  Они писали сочинения, стихи, в которых выражали свою любовь к семье, родной стране, родным местам. Жюри конкурсов, также как и мы с родителями, замечали, что в этих произведениях есть «душа». (см. Приложения 1-3)  

«Книга памяти» - это лишь маленький сборник историй о жизни людей нашей страны. А мы с ребятами считаем, что с этого большого и нужного дела началась история нашего класса, история нашего творчества, история нашей дружбы, любви друг к другу. Эта работа затронула душу детей, заставила их задуматься, нужна ли людям война, хотим ли мы так же страдать.  Не так много нужно человеку для счастья – всего-то любовь и понимание.  

Сейчас тем детям, написавшим «Книгу памяти», уже по 14 лет. Мы много вместе пережили, много путешествовали по городу Кирову, ездили в село Великорецкое, посетили города России: Великий Устюг, Москву, Санкт-Петербург. Очень много общались, говорили «по душам».

Уверена, что наша система воспитательной работы оправдала себя. Воспитанники научились самому главному – любить и быть счастливыми там, где они живут, а значит любить Родину. Это утверждение можно подтвердить фразами из сочинений обучающихся:

«Мне кажется, что все люди на нашей Земле хорошие, а самое главное – добрые. Ведь доброта самое главное в человеке».

«Я очень люблю свою жизнь, школу, друзей, учительницу, весь мир. Пусть даже большую часть людей я не знаю, пусть даже они могут быть плохими, злыми, но я знаю, что в каждом есть хорошее и доброе. Я люблю свою семью, маму за то, что я родилась. Если бы я не родилась, не познакомилась бы со своими друзьями. И, вообще, я благодарна всем людям».

 «У меня есть все для счастливой жизни. Понимающие и поддерживающие родители, лучшие подруги, лучшая учительница, которая очень часто разговаривает с нами «по душам». Иногда ее речь затрагивает нашу душу до слез».

Таким образом, формирование всех компонентов гражданской идентичности обучающихся возможно на ступени начального общего образования через приобщение младших школьников к традиционным нравственным ценностям и использование ресурсов локальной и региональной истории.

Список литературы

  1. Азаров, Ю.П. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров. М., 1994. 607 с.
  2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. 2-е изд., переработ. и доп. М., 1985. 238 с. (Библиотечка семейного чтения).
  3. Ерёмина, Т.Ю. Научные исследования гражданской идентичности личности / Т.Ю. Ерёмина // Молодой исследователь: вызовы, поиски и перспективы развития российского образования: сборник материалов XX Международной научно-практической конференции аспирантов и молодых исследователей; под общ. ред. С.Ю. Новоселовой. М.: ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», 2017. С. 60-65.
  4. Ерёмина, Т.Ю. Социальное партнерство как ресурс формирования гражданской идентичности личности / Т.Ю. Ерёмина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2017. № 2. С. 75-80.
  5. Жиренкова, О.Е. Быть гражданином России / О.Е. Жиренкова. М.: «ВАКО», 2008.
  6. Маленкова, Л.И. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому / Л.И. Маленкова // Домашнее воспитание. № 2, 1998.
  7. Першина, Ю.В. Изучение истории Великой Отечественной войны как ресурс гражданско-патриотического воспитания личности школьника / Ю.В. Першина // Развитие социального партнерства в решении проблем образования и воспитания школьников: Сборник методических материалов учителей МБОУ «СОШ № 70» г. Кирова, научн. ред. и авт.-сост. Ю.В. Першина, Т.Ю. Ерёмина, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», МБОУ «СОШ № 70» г. Кирова. Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2016. С. 4-8.
  8. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. М.: ИМПЭТО, 1997. 46 с.
  9. Плохова, М.Г. Семейное воспитание как средство социализации личности / М.Г. Плохова // Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. М., 1993. С. 45-53.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0% BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/748/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9D%D0%9E%D0%9E.pdf (дата обращения: 02.10.2017).

Приложение 1

Письмо брату

Старший брат – самый лучший на свете!

Он со мною играл и гулял,

Покупал мне игрушки, конфеты,

От мальчишек всегда защищал.

Помню вечер декабрьский, холодный,

Запорошенный снегом вокзал,

В этом поезде брат мой любимый

Далеко-далеко уезжал.

Помню я, как заплакала мама

И как папа ее утешал:

-Ты не плачь, дорогая, не надо,

Наш мальчишка мужчиною стал!

Ну зачем надо нам расставаться?

Я тогда не сумела понять.

Почему мы должны оставаться,

Ну а ты далеко уезжать?

И тогда мне ответила мама:

- Будет в армии брат твой служить

Настоящему взрослому парню

По- другому нельзя поступить!

Чтоб смогла ты спокойно учиться,

Веселиться, с друзьями играть,

Чтобы мирно в саду пели птицы,

Кто-то должен страну защищать!

Кто страны охраняет границы?

Ну, конечно же, русский солдат.

Тем солдатом ты можешь гордиться,

Потому, что он твой старший брат!

Нелегко и непросто бывает,

Жизнь солдата всегда – тяжкий труд,

Но ведь в армию, я точно знаю,

Только смелые парни идут!

Не боятся они испытаний

И страну защитят от врагов.

Много в армии сильных и храбрых,

Не бывает в строю слабаков!

Ты на фото такой же веселый,

И солдатская форма к лицу!

Ты стал выше, сильней и красивей,

маме радость и гордость отцу!

У меня все идет хорошо,

И стараюсь я лучше учиться,

Чтобы ты далеко-далеко

Мог своею сестрёнкой гордиться!

Знаю я, мы увидимся скоро,

Пусть быстрее бежит день за днем,

Ты служи, милый братик, достойно!

Ну а мы тебя любим и ждем!

Заузолкова Дарья, 2 класс,

 

Приложение 2

Стихотворение о Родине

Рвется душа на волю,

Мысли не удержать.

Так хочется мне по полю

В жаркий денек пробежать.

К белой березе прижаться,

Ручкой погладив кору,

И звонко вдруг рассмеяться

В тихом сосновом бору.

К речке спуститься быстрой,

Что за оврагом бежит.

Мост обогнуть старинный,

Который лет сто стоит.

Сложно мне передать

Нежные чувства мои.

Как одним словом назвать

Родные просторы земли?

Родина, Матушка, Мать-

Это из песни слова.

Так будем тебя называть

Наша родная страна!

                                                                             Ронжина Анастасия, 3 класс

Приложение 3

К бабушке в гости

На горушке стайка изб

Щурит слепо окнами,

Словно бабушки на лавке

Хвастаются внуками.

С остановки напрямик

Через луг и мостик

Я бегу по траве

К бабушке в гости

Вот знакомая изба,

Три окошка в ряд.

Вдоль забора ели

Калитку сторожат.

Под ногой шуршит трава,

Сладко пахнет липа.

Где петунья цвела,

Выросла крапива.

И молчит старый дом

Двери на замочке.

Не мелькает в огороде

Бабушкин платочек.

А вокруг тишина!

Солнце припекает.

Над зеленой травой

Бабочки летают.

Взрослым стал давным-давно!

Все я сам решаю.

А зачем сюда спешил,

Этого не знаю!

Прошлое ушло как тень.

Детство не вернуть назад

И закрыта крепко дверь,

Не открыть никак.

Кулдов Григорий, 3 класс,

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.

Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размываниенравственных ориентиров личности. У современных детей искажены п...

Патриотическое воспитание в игре как метод формирования основ гражданской идентичности дошкольника и младшего школьника

В статье даётся описание проведения праздника, посвящённого Дню защитника Отечества....

Роль семьи в формировании российской гражданской идентичности младших школьников

Формирование у родителей представления о гражданской идентичности как личностном качестве и раскрытие основных направлений воспитания гражданской идентичности у младших школьников....

Формирование российской гражданской идентичности школьника: потенциал курса ОРКСЭ

Большое значение имеет введение  в школах курса ОРКСЭ, который имеет целью формирование у учащихся, целостной картины мира, нравственных установок и ценностей. В рамках данного курса учащиеся зна...

Статья "«Значение программы «Этикет и культура общения в духовно-нравственном воспитании личности россиянина - ступени к формированию российской гражданской идентичности»

В статье раскрыта важность духовно-нравственного воспитания личности россиянина, ступени к формированию российской гражданской идентичности и показана актуальность и значимость в достижении этого допо...

«Практика клубной деятельности как основа формирования российской гражданской идентичности гимназиста»

        Представляем вашему вниманию передовые и инновационные педагогические практики деятельности гражданско-патриотического клуба «Славия». «Я - граждан...

Выступление на НПК " Формирование российской гражданской идентичности школьника: потенциал курса ОРКСЭ" в г. Улан-Удэ 2017г.

quot;Детские объединения, как один их способов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения"...