Технологическая карта урока русского языка по теме Корень слова. Однокоренные слова. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку

Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России". Тема "Корень слова. Однокоренные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

ФИО учителя Попова Елена Александровна

Класс: 3В МБОУ СОШ № 114

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: формировать умение находить однокоренные слова и выделять в них корень, опираясь на смысловую составляющую.

Задачи урока: 

  • Повторить общие сведения о родственных словах, наличие в  них общей смысловой части;
  • Знать что такое корень слова.
  • Формирование умение находить в тексте однокоренные слова.
  • Развивать  мышление,  речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
  • Отрабатывать каллиграфию письма;
  • Прививать интерес к родному языку.

                                                                                                              Планируемые результаты.

Предметные

  • различать однокоренные слова;
  • выделять корень в однокоренных словах;
  • подбирать примеры однокоренных слов;
  • находить однокоренные слова в тексте.

Метапредметные:

Познавательные:

  •  наблюдать, проводить сравнение объектов, классификацию по заданным критериям;
  •  осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий.
  •  построить логические цепи  рассуждений.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • нацелить на успешную деятельность.

Коммуникативные

  • вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • формировать  умение слушать и слышать;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи  с учётом своих учебных речевых ситуаций;

Личностные

  • проявлять интерес к русскому языку;
  • адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности.
  • формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  • формировать чувство коллективизма, и индивидуальности обучающихся.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, в группе.

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формирование УУД

                                        Организационный  

Создание  позитивной мотивации обучающихся 

- Добрый день! Мы отправляемся в путешествие по чудесной стране Русского языка.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя и гостей, проверяют свою готовность к уроку.
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнават2ь новое.

Коммуникативные

- формирование  умения слушать и слышать.

Словарная работа

Составить пословицу.

Оформление тетр.

держится,  Дерево, корнями,  друзьями, а человек

Как вы думаете есть ли в русском языке у слов родственники?

Предлагает оформить тетради.

Семнадцатое октября.

Классная работа.

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации,

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.  

На доске таблички со словами.

Составляют пословицу.

Объясняют значение.

Объясняют орфогрммы.

Записывают  в тетрадь, по памяти.

Взаимопроверка.

Повторение изученного материала. Актуализация знаний учащихся.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Загадка о дереве.

Весной веселит,

 Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

-Назовите части дерева.

-Какая часть дерева главная?

почему?

-Где в жизни ещё есть корень?

Для чего они нужны?

 (где корень встречаем?)

Какие орфограммы связаны с корнем?

Организует диалог с обучающимися.
 

(На слайде)

Ответы учащихся.

Дерево.

Листья, ветви, ствол, корень.

Корень.

Правописание слов с безударными гласными  в корне.   (Леса- лес)

Правописание слов с непроверяемыми гласными.(Корова)

Правописание слов с парными согласными по глухости и звонкости  в корне. (Гриб-грибы)

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. (Праздник, солнце).

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

                      Постановка учебной задачи.

Формулирование  темы и задач урока

Тема:Корень слова. Однокоренные слова. Давайте сформулируем цели урока с помощью опорных слов.

На доске опорные слова:

Научиться распознавать, группировать…   ( однокоренные слова)

Подбирать ….(примеры однокоренных слов)

Определять…(лексич.знач)

Организует подводящий диалог.

Формулируют задачи урока

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

                      «Открытие» учащимися нового знания.

Загадка.

По небу гуляет,

Дождь  рассыпает.

У нашей тучи капли необыкновенные: они  словесные.

- Объяснить лексич. знач слов.

-Что общего во всех словах?

-Как называются слова,  у которых одинаковый  корень,?

Работа с учебником. С.74. правило (рубрика Вспомните!)

Прочитайте только корень, (оставшиеся части)

Ясен ли смысл слов?

Какой сделаем вывод. Что такое корень?

Работа с учебником. С.74. правило

Организует диалог с обучающимися.

Называют (туча).

Учащиеся сами подбирают слова.

Дождь, дождик, дождливый, дождевой, дождинка, дождище, дождевой.

Одинаковый корень, близкое знач.

Однокоренные.

Находят нужную страницу в учебнике.

Корень -это главная, важная  часть.

Находят нужное  правило.

                                                                           Физкультминутка. 

Первичное закрепление нового материала. 

Уточнение представлений              об однокоренных словах

Уточнение представлений
о понятии «корень».

Выявление качества и уровня усвоения знаний, а также установление причин выявленных недостатков

Задания с учебника

С 74 упр 130.

Выписать однокоренные слова

Организует работу с учебником.

Выполняют задания учебника с комментированием.

Выписывают однокоренные слова, выделяют корень.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи,

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Дидактическая игра «В гости к родственникам»  На карточках.

- Перед вами по два  домика. В первом живёт корень - голос- , во втором – -говор-, в третьем - -бег-, в четвёртом - -мал-. Определите к кому в гости отправится каждое слово.

К- 3

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Чистота, чистый, чистить

.4.Горюет, плачет, печалится.

5.  Рыба рыбак, рыбачит

6. Горе, горевать, горный.

Организует подводящий диалог

Работа в парах.

Первый ряд выписывает родственные слова с корнем - голос- и с корнем -  бег-, второй – с корнем -бег- и с   -говор- корнем -мал-.

На карточках. Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Общая часть родственных слов должна быть похожа не только по звучанию и написанию, но и содержать общее лексическое значение.

                                                                                        Подведение итогов. Рефлексия.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

- Давайте оценим наш урок и нашу работу.

На  доске плакат со словами.

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

Организует диалог

Задает вопросы 
о задачах урока.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

Дети  подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

Этап разъяснения домашнего задания.  

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

С 75.упр132

Разъясняет Дз

Записывают задание на дом, задают вопросы

держится

Дерево

корнями

друзьями

, а человек

Думаю, смысл пословицы в том, что каким бы сильным, большим, могучим дерево не было - без корней оно погибнет, ведь они его держат, даже дубу будет без корней не устоять и ветра не надо, оно упадет не дожидаясь его. Так и человек, каким бы он сильным, здоровым не был, богатым не был, без друзей он пропадет и держится своими друзьями, которые в трудную минуту всегда придут на помощь и выручат. Сам по себе человек не может одолеть и трудности, а с друзьями и беду пережить легко. Поэтому, друзей нужно ценить, любить, уважать и не ссориться с ними.

дождик

дождь

дождливый

дождевой

дождинка

дождище

дождевой

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" 3 класс

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс

Русский язык. Конспект урока с презентацией. Тема урока "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс, УМК Занкова, программа А,В,Поляковой....

технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта по русскому языку, 2 класс, "Корень слова. Однокоренные слова"

Технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС 2022 года....