Тема "Творительный падеж имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Чешегорова  Людмила Ивановна

Урок русского языка по теме "Творительный падеж имён существительных" 3 класс ПНШ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе.

Тема: « Творительный падеж имён существительных»

Цель: на практическом материале раскрыть особенности творительного падежа  (вспомогательное слово, вопросы, предлоги, роль в предложении), развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:

Образовательные: организовать практическую деятельность, в ходе которой дети смогут раскрыть особенности творительного падежа имён существительных; развивать орфографическую зоркость.

Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы; для развития речи в форме построения высказываний, логических рассуждений и доказательств.

Воспитательные: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности,адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения,для успешной коммуникации при работе в парах, в группах.

Ожидаемые результаты:

Метапредметные:

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные УУД: обобщать ( выделять ряд объектов по заданному признаку); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; проводить аналогиимежду изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные УУД: принимать участие в работе парами; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Предметные:

формировать навык правописания окончаний имён существительных в творительном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных; определять имена существительные в творительном падеже.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 3 класс, часть №1 УМК «Перспективная начальная школа», авторы: М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова; учебная презентация, раздаточный материал, мультимедийный проектор

Ход урока.

Этап урока.

 Методы и приемы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

1мин

- Давайте встанем! Настроимся на работу! Протрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделимся теплом друг с другом: потяните ладони соседям! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

- Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование навыков самоорганизации.

2.Актуализация опорных знаний

Психологический настрой

Мотивационный этап

Практический,

вопросы первичного восприятия.

2 мин

2 мин

4 мин

1. Минутка чистописания

-Сядьте ровно, спинки прямые, ноги стоят правильно, тетрадь положите в наклон.

-Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Чистописание: Тт

2. Составьте пословицу(Карточки слов на доске):

И, где, там, труд, радость.

- Сегодня наш урок пройдёт под девизом:  "Где труд, там и радость".

 -Объясните смысл пословицы.

 - Что сейчас является вашим трудом?

- Какие ценные качества  понадобятся нам на протяжении всего урока?

(Дисциплинированность, аккуратность, организованность, … трудолюбие)

- С  чем знакомились на предыдущих уроках? ( С падежами)

- Сколько падежей в русском языке? ( 6 падежей)

- С какими падежами мы уже знакомы? ( с И.П., Р.П., Д.П., В.п.)

А сейчас мы поиграем. Игра «Узнай падеж».

1.Этот падеж не дружит
   с предлогами, но подлежащее
   всегда стоит в этом падеже. 
И.п.

1)На какие вопросы отвечает И.п.?
2)Назови предлоги
И.п
3)Чем в предложении является имя существительное в И.п.?

4)Какие окончания имеет И.п.?

5)Назовите вспомогательное слово?

2.Кого же нет?
  Я очень беспокоюсь,
  Чего же нет?
  Отправлюсь я на поиск
   Прошу, друзья, скорее помогите!
.
   И как зовут меня, скажите. 
Р.п

1)На какие вопросы отвечает Р.п?
2)Назови предлоги
Р.п

3)Чем в предложении является имя существительное в Р.п?

4)Какие окончания имеет Р.п.?

5)Назовите вспомогательное слово?

3. Я работаю старательно.
    Кому отдать? К чему призвать.
    Лишь только я могу сказать.
    С предлогами к и по порой дружу.
    Но и один гулять хожу.
Д.п.

1)На какие вопросы отвечает Д.п.?
2)Назови предлоги
Д.п.

3)Чем в предложении является имя существительное в Д.п.?

4)Какие окончания имеет Д.п.?

5)Назовите вспомогательное слово?

4. У этого падежа нет «своих» вопросов.
   Один он попросил у именительного падежа.
В.п.

1)На какие вопросы отвечает В.п.?
2)Назови предлоги В.п.
3)Чем в предложении является имя существительное в В.п.?
4)Как распознать Р.п. и В.п.?

5)Какие окончания имеет В.п..?

6)Назовите вспомогательное слово?

- Как определить падеж имени существительного?

На доске представлен алгоритм:

1. Определить словосочетание, в которое входит существительное.

2. Поставь вопрос от главного слова к зависимому.

Слушать,

выполнять

работу.

Владеть навыками сотрудничества 
со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Вспоминать пройденный материал.

Знать признаки имен существительных в изученных падежах, вопросы, предлоги

Регулятивные:

 планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:

умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодейство-

ватьсо взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Коммуникатив-

ные:

 Развитие умения слушать и понимать других

 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  Оформлять свои мысли в устной форме.

Высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

3.  Постановка учебной задачи

Частично-поисковый

Практический: письменное граммат-орфограф.упр..

8 мин

- Все ли падежи мы изучили? (нет)

- Хотите узнать, какой следующий падеж мы будем изучать? (да)

- Тогда нам нужно выполнитьзадание-подсказку.

Задание- подсказка.

- Вот вам конверты со словами. Вам нужно распределить их в три столбика по падежам: В п, Р п, Д п.

- Дети работают в группах

Р п

Д п

В п

До января

К декабрю

Про февраль

Из серебра

По морозу

На календарь

?? – Какое слово мы не смогли записать в столбики? Почему?

(Т п)

- Как вы узнали, что это Т п? (по вопросам)

- О каком падеже идет речь? Какой это падеж?

Дети: Творительный

- Как вы думаете, почему его так назвали?

( кем? Чем? Творить, работать…..)

Слушать,

выполнять

работу, отвечать на вопросы.

Выполнять упражнения, отвечать на вопросы.

Регулятивные:

контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

Регулятивные:

-умение ставить учебную задачу.

2 мин

- Сформулируйте тему урока.

(Открывается тема урока.Слайд3 .)

- Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка.

- Какую цель мы можем поставить на сегодняшний урок?

Дети: узнать вспомогательное слово, какие предлоги употребляются с существительными в творительном падеже, роль в предложении.

Отвечать на вопросы, выполнять задания данные учителем.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Динамическая пауза.

1 мин

Снегири летят, крыльями машут,

Проснувшись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на ветке садятся.

Выполнять движения.

4. Построение проекта учебных действий

Фронтальная работа с классом

Объяснительно-иллюстративный,

Частично-поисковый

Репродуктивный

Практический: упражнение

5 мин

8 мин

1 мин

1 мин

1. Построение кластера

- По ходу изучения сегодняшней темы мы с вами составим кластер

- Прочитайте в учебнике правил на странице 86

-Какую информацию мы можем сразу внести в кластер?

Д.: вопросы, предлоги, роль в предложении)

Дети с учителем на доске составляют кластер.

(на боковой доске, с помощью карточек)

- Почему предлоги в правиле выделены голубым цветом?

(возможно, что ещё есть предлоги в Т.п.)

- Полностью мы построили кластер?

(нет)

- Что мы должны узнать?

Дети:

1) Какие ещё есть предлоги?

2) какие окончания у Т.п.?

3)какие есть вспомогательные слова?

- Делаем вывод: нам не хватает полной информации, чтобы построить кластер. Будем её находить с помощью разных заданий.

2.- Продолжим узнавать всё о творительном падеже.

Работа в парах с проверкой

(парам выдаются карточки),

1 пара работает на доске.

а)Составь и запиши словосочетания в Т.п.

б) Выделите окончания существительных

горжусь….. сестра

остановился перед …           река

повстречался с …                 медаль

зашла за …                            вода

пролетели над …                  тётя

прополз под …                      мост

доволен….. голова

                                                гнездо

 конь  

- Проверка.

-Какие части речи использовали при составлении словосочетаний?

(глагол+ имя существительное)

-  В каком падеже записаны словосочетания?

(в Т.п.)

-Какую информацию мы сможем ещё внести в кластер?

Дети.

1)вспомогательное слово- глагол;

2)словосочетания могут быть без предлога;

3)окончания: ой, ей, ом, ем, ью;

4)дополним предлог - между

3. Заполнение дополнительной информацией кластер.

4. Рассмотрите таблицу на слайде.

- Что нового вы нашли о творительном падеже?

4-й слайд

Творительный падеж

Вопросы

Вспомогательные слова

Предлоги

Окончания

кем?

доволен

над, за

-ой, -ом

чем?

горжусь

под, перед

-ей, -ем

с, со, между

-ью

Обобщение знаний о творительном падеже.

- Ребята, давайте сделаем вывод: что вы знаете о творительном падеже?

- Сейчас мы с вами эти признаки добавим в наш кластер.

- Дополняем кластер.

(1. вспомогательные слова: горжусь, доволен,

2. предлоги: между, со)

Проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 

осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных

Делиться впечатлениями, обобщать свои наблюдения, учиться делать выводы с опорой на поставленную цель, учебную задачу урока, темы, раздела

Проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 

осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных

Познавательные: делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.

 Динамическая пауза.

1 мин

Снегири летят, крыльями машут,

Проснувшись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на ветке садятся.

Выполнять движения.

5.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Частично-поисковый,

Метод языкового анализа и синтеза,

Метод самопроверки и взаимопроверки результатов

3мин

Задание в парах (на карточке): запиши слова из скобок в тетрадь, определи падеж, выдели окончание.

  1. Надо мыть руки … (обед)
  2. У нас есть крыша… (голова)

3. Все люди ищут место… (солнце)
4. Мы живём … (Москва) и (Петербург)
5. Я чувствую, что кто-то стоит … (дверь)
6. Вчера я встретилась… (подруги).

правильные ответы

1.перед обедом, 2.над головой 3.под солнцем 4.между Москвой и Петербургом 5.за дверью 6.с подругами

- Проверяем.

- Что объединяет слова в скобках?

(они стоят в Т.п.)

- Что мы можем рассказать о Т.п.?

( рассказ по кластеру)

Уметь определять имена существительные в творительном падеже.

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

ПУУД: выполнять действие по заданному образцу и правилу

3мин

Самостоятельная работа:

запиши падеж имен существительных в словосочетании.

Смириться с неволей, клевал руку, кружить под потолком, вылетел на улицу, суп с лапшой, ветка осины, вьюга кружила.

Ответ: Т.п., В.п., Т.п., В.п., Т.п.,Р.п.,И.п..

6. Рефлексиядеятельности

Итог урока.

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

2 мин

  • Какую цель мы с вами поставили перед собой в начале урока?
  • Как вы думаете, достигли мы цели?
  • Как можно определить падеж имён существительных?

- Назовите вопросы творительного  падежа

- С какими предлогами употребляются имена сущ. в творительном падеже?

- Какие окончания имеют имена сущ. стоящие в форме тв. падежа?

– Всё ли  получалось сегодня у вас?

– В чём испытали затруднения?

- Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:img12

Отвечать на вопросы учителя

Вспоминать пройденный материал

Оценить свою деятельность

РУУД: умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

ЛУУД: формирование основ оптимистического восприятия мира; формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

7.Домашнее задание.

1мин

У. с.89 №75.

У. с.86 правило.    

Анализ урока русского языка.

Тема урока: Творительный падеж имён существительных.

Класс – 3.

Учитель: Чешегорова Людмила Ивановна.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии:

1.Проблемно-диалогическая технология.

2.Технология игровых методов.

3.Обучение в сотрудничестве.

4.ИКТ- технологии.

5.Технология здоровье сбережения:

- двигательные физминутки,

- дозировка заданий,

- своевременная смена видов деятельности учащихся.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 3 класс, часть №1 УМК «Перспективная начальная школа», авторы: М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова; учебная презентация, раздаточный материал, мультимедийный проектор

При работе с учебником, учащиеся приучаются работать самостоятельно, находить нужный материал и выделять главное. Важно приучить ребёнка выделить именно ту часть текста, которая нужна и важна для дальнейшей работы. Электронное приложение позволяет ускорить образовательный процесс. Карточки увеличивают темп работоспособности детей.

Краткая характеристика класса.

В 3 классе 22 ученика: 15 мальчиков и 7 девочек. 20 детей пришли группой из детского сада, 1 девочка была оставлена на повторный курс по адаптированной программе 6.2+ЗПР, 1 мальчик приехал из Краснодарского края (в 3 класс). Ребята охотно приняли новых детей. Помогли им адаптироваться в новом коллективе. Класс дружный, ученики уважительно относятся к взрослым и друг другу, присутствует взаимовыручка. Ребята дружат не только в школе, но и за её пределами.Конфликты ещё возникают, но стараемся быстро их разрешить. Явного лидера в классе нет, но многие бы хотели. Дети пытаются организовывать свою деятельность.Ученики добрые, отзывчивые,очень шустрые, подвижные, но спокойно реагируют на замечания, стараются не нарушать правила поведения в школе, но на некоторых учеников необходимо обращать внимание в плане дисциплины.

По развитию дети в классе неодинаковые. Половина из списка учеников можно выделить более активных, способных. Они быстро усваивают учебный материал, усидчивы, обладают хорошей памятью, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Есть дети пассивные на уроках. Они отвлекаются, нуждаются в помощи учителя и постоянном контроле.

Многие ребята заняты во внеурочное время в спортивных секциях, музыкальной  и художественной школах, занимаются шахматами.

В классном коллективе высокая познавательная активность и творческие способности. В классе проводится много мероприятий, праздников, проектные работы по разным предметам, выставки поделок и рисунков. Большую помощь оказывают родители. Родители детей класса активны. Создают благоприятные условия для жизни детей в школе.

Анализ решения поставленных задач (планируемых результатов).

1 Организационный момент- 1 мин

Психологический настрой

2 Актуализация знаний – 8 мин

- Минутка чистописания-2 мин

Этап актуализация  ранее усвоенных знаний и умений.

Цель: повторить правила, алгоритм написания

- Составление пословицы – 2 мин

Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

- Игра «Узнай падеж» - 4 мин

Этап актуализация  знаний.

Цель: повторить понятия, правила, алгоритм и способ использования.

3 Постановка учебной задачи – 10 мин

- Задание-подсказка – 8 мин

Этап целеполагание – осознание основной цели урока в общей системе знаний по изученной теме.

Цель: сформировать представления о том, что нового узнают, чему научатся на уроке.

- Определение темы и цели урока – 2 мин

Физминутка – 1 мин

4 Построение проекта учебных действий – 15 мин

- Построение кластера (П.с 86) – 5 мин

Этап получения новых знаний .

Цель: сформировать понятие о Т.п., обучение УУД (построение речевого высказывания).

- Продолжение изучение Т.п. (работа в парах, карточка) –

7 мин

Этап первичного закрепления. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: сформировать учебные действия по использованию алгоритмов, правил, продолжить формирование УУД.

- Заполнение дополнительной информации в кластер –

1 мин

- Исследовательская деятельность - 2 мин

(Рассматривание таблицы на слайде, находят новое о Т п.)

Этап формирования УУД. Самоанализ и самоконтроль.

Цель: закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

Физминутка – 1 мин

5 Включение нового знания в систему знаний и повторение – 6 мин

- Задание в парах с проверкой – 3 мин

Этап контроля результатов деятельности учащихся.

Цель: проверить умение использовать изученный материал.

- Самостоятельная работа – 3 мин

Этап обобщение и систематизация знаний.

Цель: проконтролировать знания учеников по изучению данного материала.

6 Рефлексия деятельности. Итог урока. 2 мин

Этап рефлексии.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты коллективной и индивидуальной  деятельности.

7 Домашнее задание. 1 мин

Вывод.

  • Цель урока достигнута, пути достижения выбраны эффективно.  Фронтальная, индивидуальная, работа в парах соответствует решению основной дидактической задачи урока. Содержание теоретического материала соответствует программе. Учащиеся настроены на выполнение большого объема работы. Разные формы работы позволили быстро переключать внимание учащихся с одного задания на другое, это придавало уроку динамичность. Применение ИКТ на уроке позволило ускорить образовательный процесс, тем самым увеличить темп работоспособности детей. Все обучающиеся класса были включены в активную деятельность на уроке.

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач соответствуют уровню подготовки учащихся согласно системно-деятельного подхода. Характер самостоятельной учебной деятельности является репродуктивным. В течении урока наблюдалось соответствие УУД на каждом этапе урока. Время рассчитано на каждый этап урока рационально, подведены итоги урока.

  • Во время проведения урока поведение учителя соответствовало нормам педагогической этики, требовательность и уважительность к воспитанникам:

- видеть и слышать ученика,

- деловой доброжелательный тон общения,

- внимательность, чуткость учителя,

- смена деятельности учащихся во время урока, физминутки.

  • Считаю, что цель была достигнута, задачи – реализованы.
  • Урок соответствует требованиям СанПин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями ...

Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...

Конспект урока по русскому языку «Падежи имён существительных. Винительный падеж» 3 класс (УМК «ПНШ»)

Тема: «Падежи имён существительных. Винительный падеж»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о падежах имён существительных, формирование представлений о винительном падеже....

Конспект урока по русскому языку. "Падеж имён существительных. Винительный падеж". УМК "Школа России", 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о винительном падеже, формирование умений отличать его от существительных в именительном и родительном падежах.Планируемые результаты:Предметн...