Конспект урока "Несклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nesklonyaemye_sushch.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».

Цели: развивать умение определять падеж имён существительных; повторить понятиенесклоняемые имена существительные.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Предметный результат:

Знать: несклоняемые имена существительные

Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Орг.момент.

-  Итак, начинаем наш  урок русского языка. Откройте тетради, запишите число.

  1. Словарная работа.

-  Сегодня на уроке мы с вами узнаем   много нового и интересного.

-  А начнём наш урок с орфографической разминки. Замените одним словом и запишите:

  • Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)
  • Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)
  • Здание большой станции на путях сообщения (вокзал)
  • Специалист с высшим техническим образованием (инженер)
  • Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный)
  • Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с передней, кухней (квартира)
  • Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)
  • Разговор, обмен мнениями (беседа)

 

-  Прочитайте ещё раз внимательно  слова. Какое слово  лишнее и почему? (Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие  слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?)   ( Им.сущ ) Докажите.

  1. Обобщение знаний об имени существительном.

-    Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием  «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи.  Послушайте задание:

-    Подготовьте  рассказ об имени существительном, используя следующий план:  (слайд)                     

1. Какого рода бывают имена существительные?

2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)

3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

 

  -  Просклоняйте существительные:

1 вариант – сестра

2 вариант – окно  (ученик).

-  Выделите окончания.

( У доски работают 2 человека)

-  Проверим, как вы справились с заданием.

- Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)

4. Минутка чистописания

- Скажите, о каком синониме слову дорога идет речь в стихотворении

Асфальтовое, новое,
Через леса сосновые, 
Через луга медовые, 
Через поля пшеничные,
Полянки земляничные,
Во всей своей красе,
Дождём умыто, росами,
Укатано колёсами,
Раскинулось ( шоссе)!

- Правильно, синоним к слову дорога – шоссе

- О какой особенности написания этого слова нужно знать и помнить? (сс)

сс

шоссе

Составить устно с данным словом предложения.

5.Постановка цели и задачи урока

- Просклоняйте существительные дорога и шоссе (задание выполняется индивидуально в рабочих тетрадях).

Проверка (дети называют слова вместе с вопросами. Ответы детей сопровождаются демонстрацией слайда презентации).

-Что вы заметили? (Слово шоссе не изменилось).

- Что можете сказать об окончании слова шоссе? (Его нет).

- Как могут называться такие существительные? (Предположения детей.)

- Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные.)

- Знакома ли вам такая группа слов?

-Какую цель поставим на уроке? (познакомиться, уметь правильно употреблять в речи).

6.   Первичное усвоение, проверка понимания

Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках.

  В магазине продаются разные пальто.   У  пальто  меховой воротник. К пальто  пришиты красивые пуговицы. Мама купила  мне   новое зимнее пальто.  Я доволен своим  пальто.  Мне было тепло в  пальто.

-  Что вы заметили?(  Во всех предложениях повторяется слово пальто) .  Какой частью речи оно является?

- Давайте узнаем ,  в каком падеже употребляется  слово  пальто в каждом предложении.    Как будем действовать?  Что нужно сделать?

                                   слайд №2.        

                                 Памятка.

Чтобы определить падеж существительного, надо:

  1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
  2. По вопросу и предлогу определить падеж.

       

   (Появляется запись на доске:

И.п. – пальто.

Р.п. –  пальто.

Д.п. – пальто.

В.п. -  пальто.

Т.п.-   пальто.

П.п. – в пальто.

- Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).

б) В русском языке таких слов много.

Шоссе, фламинго, метро,  кино, радио, кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе.

  1. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

        ( Дифференцированная работа с карточками)

Вставьте в предложения  подходящие по смыслу несклоняемые существительные .

Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе.

Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых  __________________  ,

 

большого _______________________ . Маленький   ___________ был

грустным.

Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том  как

______________ катал детей по зоопарку, а _________________________

рисовал красками картину.

  1. Итог урока.

-   Итак, с какими словами познакомились на уроке?

-  Почему он так называются?

9.Домашнее задание

С 88 упр 152


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...

Конспект урока "Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном."

Конспект урока "Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном."...

Конспект урока "Имена существительные с шипящими на конце" (2 класс)

Урок обобщает знания учащихся об именах существительных. Знакомит с правилом написания имён существительных с шипящим на конце....