Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: "Буква Ч" 1 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Неволина Ольга Викторовна

Технологическая карта урока по теме "Буква Ч" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_1_klass_bukva_ch.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Обучение письму

Тема урока: «Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']»

Класс: 1

Дата проведения урока: _______________

Цель урока: Познакомить с написанием букв Ч, ч, формировать навык каллиграфического письма.

Задачи:

Дидактические: сформировать в памяти чёткий образ буквы Ч, ч, содействовать усвоению начертания строчной и заглавной букв; формировать навыки каллиграфического письма; понятие о строчной и заглавной букве;

Развивающие: развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, фонематический слух;

Воспитательные: организация рабочего места, соблюдение гигиенических требований при письме (правильная посадка за рабочим столом, положение тетради во время работы, положение ручки в руке), аккуратность, внимательность.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока, задача урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая).

Методы, приемы обучения

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

 I. Организация
начала урока

Задача: эмоциональный настрой учащихся на работу.

-Доброе утро, проверьте всё ли у вас готово к уроку?

-Сейчас тихонько присядут те ребята, которые готовы внимательно слушать и активно работать.

-Следим за посадкой: спинки прямые, ножки стоят прямо, руки на парте. 

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

Ф

И 

Словесный

 

Самоконтроль 

Педагогический контроль

 

К: планирование учебного сотрудничества с учителем 

Демонстрация основ самоорганизации

 

II. Актуализация знаний

Задача: актуализировать ранее полученные учащимися знания, подвести к теме урока.

Мы с вами изучили уже много букв и звуков русского языка. Давайте проверим свои знания.

Я буду показывать вам буквы, а вы называть их.

а, б, г, д, и, о, р, с, у.

-А кто может выйти к доске и написать строчную букву А? Б? Поднимаем руки.

-Скажите, на какие 2 группы можно разделить эти буквы?
-Что такое гласные?

-Что такое согласные?

Звукобуквенный анализ слов рис, роса.

- Ребята, давайте вспомним стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет…»

-Что Таня боялась потерять?

-Давайте послушаем слово “мяч”.

Закрепляет на доску карточку со словом.

-Сколько слогов в этом слове?

-Почему вы так решили?
-Какой первый звук?
-Дайте ему характеристику. (Ставим зеленую  точку)

-Какой звук второй?

-Что мы о нём знаем?

Правильно, ставим красную точку.

-Какой звук последний?
-Правильно, с этим звуком мы сегодня и будем знакомиться.

-Нам нужно дать характеристику звуку [ч'].

- Звук [ч'] гласный, согласный?

-Звук [ч'] твёрдый, мягкий?

Ребята, запомните, звук [ч'] всегда мягкий!

(Произносим с голосом и шумом, значит он согласный, всегда мягкий, непарный глухой.)

Называют буквы.

Записывают на доске буквы, остальные работают в тетрадях.

Гласные и согласные.

Буквы, которые поются и произносятся с голосом.
Буквы, которые не поются, произносятся с голосом и с шумом.

Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях.

Мяч

Один


Одна гласная в слове.

М.

Согласный, мягкий.

Я.

Что он гласный.

Ч.

Характеризуют звук [ч'].

Согласный.

Мягкий.

Ф

Словесный, практический

Доска, карточки с буквами

Внешний контроль

Повторить  письмо прописных букв,  правила выполнения звукобуквенного анализа слов;

упражняться в написании изученных букв, слогов и слов

П: производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение)

К: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Понимать границы собственного знания (не знания)

III. Формулирование темы и задач урока

Задача:

спрогнозировать предстоящую деятельность на уроке.

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? 

-Чему вы должны научиться на уроке?

Буквы Ч, ч, обозначающие звук [ч'].

Научиться писать заглавную и строчную буквы Ч, ч, сочетания с буквами.

Ф

Словесный

Внешний контроль

Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно

Понимать границы собственного знания (не знания)

IV. Освоение нового материала

Задача: научить правильно писать строчную и заглавную буквы Ч, ч.

Пальчиковая гимнастика

- Прежде чем приступить к письму буквы ч, подготовим пальчики к работе. Повторяйте за мной.

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик –слабенький,

Этот пальчик - длинненький,

Это пальчик - сильненький,

Этот пальчик- большачок,                                Ну, а вместе - кулачок.

- Посмотрите еще раз внимательно на букву Ч, на что она похожа?

Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя!

Откройте прописи на с.27

- Скажите, о чём вы будете помнить во время письма.

Чтобы правильно и красиво написать строчную букву ч, послушайте объяснение.

(начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведём руку вверх до рабочей строки, веду руку вниз, закругляю, пишу наклонную линию с закруглением внизу)

Пропишите строчку самостоятельно. Выберите одну красивую, правильно написанную букву, подчеркните её.

На какую букву похожа заглавная буква Ч? 

А чем отличается?

Посмотрите на образец. Из скольких элементов состоит заглавная буква Ч?

Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведём вверх вправо, закругляем, ведём наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведём вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки

- Пропишите заглавную букву Ч.

- Посмотрите в тетрадь своего соседа по парте, все ли прописано? (Взаимопроверка)

Слушают учителя, повторяют движения

На цифру 4

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,                                             Сяду прямо, не согнусь,                                       За работу я возьмусь.

Внимательно слушают учителя

Прописывают строчную букву ч

На букву У

Вторым элементом

Буква Ч состоит из двух элементов. Наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо

Прописывают заглавную букву Ч

Ф

И

П

Словесный, практический, наглядный

Доска, интерактивная доска, пропись

Внешний контроль, самоконтроль, взаимоконтроль

Производить поэлементный анализ и письмо буквы Ч,ч

П: стремиться к расширению своей познавательной сферы

Р: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, сопоставлять свою работу с представленным образцом

Выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков

Физминутка

V. Первичное закрепление

Задача: научить правильно соединять буквы в слогах.

-На строчке ниже записан слог ча, рядом запишите его еще раз. Обращаем внимание на соединение букв. Аналогично слоги Чу, че.

-Какое слово записано на строчкениже? Прочитайте.

Записываем час, часы, обращая внимание на соединение букв.

Работа по развитию речи

-Ребята, какими бывают часы?

-Что значит выражение «Часы стоят»? «Часы спешат»? «Часы идут, но немножко отстают»?(В.Орлова «Часы»).

-Прочитайте предложение, записанное ниже.

Запишем это предложение, проговаривая элементы соединения букв, подчеркивая букву ч. Давайте разберем слово часы, какая буква первая?

Какая это буква?

-Ребята, не забывайте, что звук [ч'] всегда мягкий, давайте его подчеркнем, наша линия будет для него подушкой, которая будет указывать на мягкость.

Поставим над буквой зеленую точку.

Какая буква следующая? Какую точку поставим над ней?

-Следующая буква?  

-Какаябуква после С?

Записывают слоги

Час

Механические, электронные, настенные, башенные (на башне, например, кремлевские куранты), наручные.

Отвечают на вопросы учителя.

На стене часы настенные

Записывают предложение.

Ч

Согласная

А, гласная, красную

С. Согласная. Звук твердый. Синяя точка.

Ы. Гласная. Красная точка.

Ф

И

Словесный, практический

Доска, интерактивная доска, пропись

Внешний контроль

Научиться писать слоги и слова с буквой ч, выполнять звукобуквенный анализ слова

Р: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на образец.

П: стремиться к расширению своей познавательной сферы, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

К: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи

Выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении

VI. Подведение итогов урока

Задача: обобщить знания обучающихся, сделать выводы.

- С какой буквой мы познакомились сегодня?

- Что узнали об этой букве?

-Что узнали о звуке [ч']?

– Какое задание было для вас сложным?

-Какое задание для вас было наиболее интересным?

Ч

Согласная

Всегда мягкий

Ф

Словесный

Внешний контроль

К: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи

Р: соотносить учебную задачу с полученным результатом

Понимать границы собственного знания (не знания), оценивать свою работу на уроке

VII. Рефлексия

Задача:осознание учащимися своей УД (учебной деятельности); самооценка результатов деятельности.

– Поднимите руки, кто доволен сегодня своей работой?

- Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте в левом нижнем углу кружок, две точки-глаза, одну-нос, а снизу нарисуйте улыбку-если на уроке вам было все понятно и вы активно работали вместе с классом, прямую линию-есличто-то было непонятно или допускали ошибки, грустный смайлик-если не включились в работу с классом, не все получалось.

-Ребята, спасибо за урок! Вы сегодня хорошо работали, радовали меня своими ответами, а маленькие ошибочки мы вместе исправляли.

Оценивают свою работу на уроке

Ф

Словесный

Самоконтроль

Понимать границы собственного знания (не знания), оценивать свою работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: «Буквы К, к, звуки [к] и [к\']»

Данная методичекая разработка содержит технологическую карту урока обучения грамоте по УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква мягкий знак «ь»» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;За...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Слова с буквой Э».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения находить лексическое значение слов с буквой Э в толковом словаре, развивать умение правильно употреблять слова с буквой Э...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Буква Т" - 1 класс

Тип урока: рефлексииЦель урока: закрепление и коррекция представлений о согласных звуках [т], [т`,], заглавной букве Т и строчной букве т, совершенствование умений читать и писать слоги, слова, предло...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме "Буква К" - 1 класс

Тип урока: рефлексииЦель урока: закрепление и коррекция представлений о согласных звуках [к], [к,] и букве К, к, совершенствование умений читать и писать слоги, слова, предложения с изученной бу...

Технологическая карта урока обучения письму по теме "Буква Х" - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о согласных звуках [х] [х'] и букве Х, умений сопоставлять слоги и слова с буквой Х, формирование навыка правил...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й\'а], [\'а], буквы Яя. Россия - Родина моя" (УМК "Школа России, 1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся знаний о букве «Я» и звуках [й'а], ['а].Планируемые результаты: Предметные:1.Уметь ...