Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Леусенко Валентина Петровна

Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе на тему : «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Цели:

Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’]; [ж], [ш];

развитие орфографической зоркости у учащихся;

развитие внимания, мышления;

обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;

закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;

воспитание любви к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.

Оборудование: ИТК, дифференцированные карточки с заданиями, презентация, карточки с гласными буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkiy_yazyk.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе на тему : «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Цели:

Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’]; [ж], [ш];

развитие орфографической зоркости у учащихся;

развитие внимания, мышления;

обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;

закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;

воспитание любви к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.

Оборудование: ИТК, дифференцированные карточки с заданиями, презентация, карточки с гласными буквами.

Ход урока

I. Организационный момент

Ну, ответь скорей, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Все ли вместе?

Что ж, пора нам начинать

Тему нашу закреплять! (Слайд 1)

Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка). (Слайд 2)

II. Актуализация знаний

  1. А чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты. А билеты – первое задание. Задание по рядам.

1 ряд                                                        2 ряд                                                 3 ряд

крыши                                            роща                                               грущу

стрижи                                                щавель                                             живёт

куча                                                       часы                                                стучу

ежи                                                       чугун                                                ищу

- Прочитайте. Какое слово лишнее? Докажите. (1 ряд – куча, 2 ряд – чугун, 3 ряд – живёт)

- Значит, написание, каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять?  (Слайд 3)

2. Орфографическая минутка

Чистописание: жи ши ча ща чу щу

3. Фонетическая минутка

Итак, с заданием мы справились, можно ехать. А чтобы веселее было ехать, проведём фонетическую зарядку (чистоговорки).

- Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.

- Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши. (Слайд 4)

4. Словарная работа

Вот и первая наша остановка. “Словарная”. (Слайд 5)

- Ребята, кто из вас догадался, почему она так называется? Правильно, сейчас мы будем повторять словарные слова. Возьмите карточки с гласными буквами.

Игра “Молчанка”. Учащиеся показывают гласные буквы, которые нужно вставить в слова0.

М...шина, к…р…ндаши, х…р…ши.

Мы повторили правописание непроверяемых безударных гласных букв.Запишите.

- А какая ещё орфограмма есть в этих словах? (Во всех словах сочетание ши)

- Что вы знаете про звуки [ж], [ш]? (Эти звуки всегда твёрдые)

- Что вы можете сказать про сочетания жи-ши? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и)

Хорошо с заданием мы справились, поехали дальше.

5. Фонетическая минутка

Чудное чудо, чудеса!

В чаще бегает лиса.

Чует щуплый волк чужих

Среди запахов лесных.

Вереща, крича, рыча,

Варит волк себе борща.  (Слайд 6)

- Найдите слова с сочетаниями ча-ща.

- Что обозначает слово чаща? (Густой лес, заросль)

- Какая орфограмма спряталась в слове чаща?

Вот мы и подъехали к чаще. (Слайд 7)

Составьте предложение со словом чаща. Запишите.

- А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу?

Мы в лес за наукой

 Сегодня пойдём.

 Смекалку, фантазию нашу возьмём.

 Дорогой с пути никуда не свернём,

 Но чтобы лес нам скорее достичь,

 Должны мы по тропке

 Тихо пройтись!

- В нашей чаще тихо и только кто-то нарушает тишину. А кто, мы сейчас услышим. (Слайд 8)

- Кто же этот невидимка? (Дятел)

- Сейчас у нас зима. Перелётные птицы улетели в тёплые края.

Ребята, как мы можем помочь зимующим птицам?

III. Самоопределение к деятельности 

Следующая станция «Распределительная».(Слайд 9)

Задание на этой станции будет трудное.

1. Сейчас  мы будем учиться различать звуки [ч’], [щ’].

Учитель читает слова, а учащиеся записывают под диктовку слова в два столбика: 1 – со звуком [ч’], 2 – со звуком [щ’].

Щавель, чугун, удача, щука, перчатки, площадка, чайник, тащу.

Проверка слов. Учитель вывешивает напечатанные слова на доску, учащиеся проверяют и подчёркивают известные орфограммы.

- Какие орфограммы объединяют все эти слова? (Сочетания ча-ща, чу-щу)

- Что вы знаете про звуки [ч’], [щ’]? (Эти звуки всегда мягкие)

- Какая гласная буква пишется в сочетание ча-ща? чу-щу?

Физкультминутка

Раз - нагнуться, разогнуться

Два – нагнуться, потянуться

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка

На четыре – ноги шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

2.Фонетическая минутка

- Щу-щу-щу – я по маме грущу.

- Чу-чу-чу – громко в дверь я постучу. (Слайд 11)

2. Следующая станция – “Парная”.  ( Слайд 12)

А сейчас, ребята, мы будем составлять пары, подбирать близкие по значению слова. К доске вызываются от каждого ряда по одному человеку. Остальные работают в парах.

1 ряд                                                 2 ряд                                                              3 ряд

волшебник                                горемычный                                       внимательный

нередко                                    храбрец                                                         грязный

глушь                                                жалеть                                                       скучаю

слова для справок:

часто                                  несчастный                                          чумазый

чародей                       щадить                                            чуткий

чаща                                   смельчак                                          грущу

Проверка слов, запись с одним из слов предложения. Учащимся, отвечающим у доски, ставится оценка.

IV. Продолжение работы по теме урока

1. Станция “Соревновательная”. (Слайд 13)

Учащимся каждого ряда дана карточка, записывают  сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу по очереди.

лу__

__сы

сту__

ро__

__лки

__шки

Проверка слов по рядам.

2. Фонетическая минутка (Слайд 14)

- Ча-ча-ча – у меня нет ключа.

- Уч-уч-уч – ёжик наш колюч.

- Жи-жи-жи – прилетели к нам чижи.

- Ши-ши-ши – веселятся малыши.

VI. Рефлексия

 Станция “Самостоятельная”.  (Слайд 15)

Учащиеся выполняют на карточках разноуровневые задания.

1 уровень. ( красные карточки)

Запишите предложения, вставив пропущенные буквы.

Декабрь - нач_ло зимы. Ч_сто трещ_т лютые морозы. Вот она, настоящ_я зима!

2 уровень. (зеленые карточки)

Запишите, раскрывая скобки.

Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).

3 уровень. (желтые карточки)

Спишите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.

Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….

VII. Подведение итогов урока

- Чему учились сегодня на уроке?

- Почему надо знать изученные орфограммы и уметь их находить?

- Как пригодились вам эти знания при составлении предложений?

- Кому было трудно?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

Домашнее задание: (Слайд 16)

Записать по два слова:

- с сочетаниями ча-ща – односложные;

- с сочетаниями чу-щу – двусложные;

- с сочетаниями жи-ши – трехсложные.

Урок разработан для учащихся 2-х классов (1–4). На уроке использовался дифференцированный подход, в урок были включены повторение одного и того же алгоритма, элементы игры и соревнования, упражнения на развитие мелкой моторики рук, чистоговорки и другие логопедические упражнения. Использование разнообразных приёмов позволяет успешно повторить и запомнить данный материал.

МБОУ «Школа – лицей» №3

Провела: учитель начальных классов

Леусенко В.П.

Симферополь 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок-игра по математике во 2-м классе на тему: "Овощной город"

Обучающие: закреплять умение выполнять действия в пределах 1000, знание нумерации чисел в данных пределах, умение анализировать и решать задачи, уравнения, выполнять действия с единицами длины....

Открытый урок - игра по русскому языку для 1кл. "Турнир знатоков русского языка"

Урок проводился в форме игры. Каждому ребенку выдаётся поле, расчерченное на 9 квадратов. Всем детям по очереди задаются вопросы, ответив на вопрос ученик ставит плюс, не ответит минус.Выигрывает тот,...

Методическая разработка урока открытия нового знания по русскому языку 1 класс "Перенос слов"

Данная методическая разработка урока открытия нового знания по теме "Перенос слов" для 1 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 2 КЛАСС

ОТКРЫТЫЙ УРОКПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»2 КЛАСС Тема: «Заглавная буква в написании слов,обозначающих географические названия»...

Презентация к уроку игра КВН по русскому языку" для учащихся 1 класса

Презентация к уроку - игре "КВН по русскому языку"  Страна Словария для учащихся 1 класса - вариант развития интереса к русскому языку....

Урок - игра "Аукцион" по русскому языку. Обобщение по теме "Предложение"

Класс разбивается на группы. Все команды выполняют одинаковые задания, каждое из которых в игре названо "лот". Всего их 5. Первый лот -"Речь". Дети должны определить вид речи(устна...