Русский язык. Климанова Л.Ф. 4 класс Обобщение знаний.Синонимы
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Силантьева Елена Владимировна

Русский язык. Климанова Л.Ф. 4 класс. Обобщение знаний синонимы, антонимы, омонимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx49.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 

Силантьева Елена Владимировна ________________________________________________

ФИО участника конкурса

ГБОУ школа №523 Колпинского района ____________________________________________

краткое название образовательной организации, включающее район

УМК «Перспектива»___________________________________________________________

используемый УМК (учебно-методический комплекс)

Русский язык ________________________________________________________________

учебный предмет

4 класс _______________________________________________________________________

класс

Лучший урок русского языка ____________________________________________________

номинация

Тема: Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Тип:  урок обобщения полученных знаний.

Цель урока: учиться подбирать к данным словам синонимы, антонимы; объяснять значения слов – омонимов.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Закрепить знание понятия «синонимы», «антонимы», «омонимы».
  • Научиться подбирать к данным словам синонимы: к разным значениям многозначных слов подбирать разные синонимы. (прямое и переносное значение)
  • Находить антонимы в художественном тексте.
  • Научиться подбирать к данным словам антонимы.
  • Объяснять значения слов – омонимов.
  • Обогащение словарного запаса учащихся синонимами, антонимами, омонимами.
  • Определение частеречной принадлежности слов-антонимов.
  • Определение роли синонимов в художественных текстах.

  • Формировать потребность обращаться к словарям русского языка («Словарь синонимов», «Толковый словарь»).

Метапредметные

          Познавательные:

  • Мотивация учебной деятельности;
  • любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные:

  • Сохранять и принимать учебную задачу;
  • Планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления.
  • Сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогию, относить к известным понятиям.
  • Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение.

Коммуникативные:

  • Сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

Личностные:

  •  Адекватно оценивать результаты учебной деятельности.
  • Выявлять причины успешности или неуспешности учебной деятельности.
  • Осознание языка как основного средства человеческого общения.
  • Понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры.

Ресурсы урока:  

  Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник для общеобразовательных учреждений.         Русский язык 4 класс в двух частях. М., «Просвещение», 2015 год:

 Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь»  по русскому  языку, 4 класс в двух частях, М., «Просвещение», 2015 год;

Электронное приложение к учебнику Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Актуализация необходимых знаний

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, способствует созданию положительного настроя на урок.

  1. Определение темы урока.

Проводит беседу.

- Сегодня мы продолжим наблюдение над словами, сгруппированными на основе их значения и звучания. Какие группы слов вы можете назвать?

- Какая группа слов встретилась в домашнем задании? ( упр.141)

 - Какие слова мы называем синонимами?

Демонстрирует кадр из электронного приложение к учебнику – определение синонимов.

- Заполним таблицу о синонимах. Что я уже знаю о синонимах. ( Графа «Знаю»)

(+, -. ? )

- Что вы знаете о синонимах? Где поставили «+»?

3. Постановка учебной задачи.

- А где вы поставили « - « ?

Проверяют готовность к уроку.

Отвечают на вопросы.

- Синонимы, антонимы, омонимы.

- Синонимы.

 - Синонимы – это слова, близкие по значению.

Заполняют таблицу. Графу «Знаю».

(+, -. ? )

  1. Знаю, что такое синоним.
  2. Не затруднюсь в подборе своих примеров слов – синонимов.
  3. Умею пользоваться словарем синонимов.
  4. Знаю, что синонимы чаще всего  имеют разные оттенки значения.
  5. Знаю, какую роль играют синонимы в речи.
  6. Знаю ответ на вопрос: «Может ли использование синонимов испортить художественное произведение?»
  7. Знаю ответ на вопрос: «Могут ли  слова мчаться, бежать, лететь быть синонимами?»
  8. Знаю слово противоположное по значению к слову «синоним».

Отвечают на вопрос.

Отвечают.

Организация познавательной деятельности

1.Работа по подбору синонимов к разным значениям многозначных слов. ( прямое и переносное значение)

Организует работу в учебнике. Задание Умного Совенка.

- Ответим на вопрос №7: «Могут ли  слова мчаться, бежать, лететь быть синонимами ? »

 

 -Правильно ответить на вопрос №7 нам помогут стихотворные строки А.Пушкина. Откройте учебник на стр.88. Найдите задание Умного Совенка.

 

 - Ответим на вопрос Умного Совенка.

  « В прямом или переносном значении употребляется в этих строках слово мчатся»?

- А теперь ответим на  вопрос №7: «Могут ли  слова мчаться, бежать, лететь быть синонимами ?»

- Кто знает, как называются слова, у которых несколько значений?

 - На что мы будем обращать внимание, подбирая синонимы.

- Какова цель сегодняшнего урока?

Организует работу в учебнике. Упр.142.

  - Будем учиться подбирать синонимы к разным значениям многозначных слов.

 - Выполним упр.142.

 - 1. Сначала выполни задание сам.

   2. Расскажи соседу, а сосед расскажет         тебе.

   3. Придите к общему мнению.

Предлагает выполнить карточку.

Карточка (повышенный уровень)

Составьте словосочетания, в которых слово «мягкий» употребляется в различных значениях.

Мягкий______________нежесткий

Мягкий______________нерезкий

Мягкий______________уступчивый

Мягкий______________теплый

Карточка (ответы)

Мягкий мох, хлеб – нежесткий. (1б.) Мягкий свет – нерезкий. (1б.)  Мягкий характер – уступчивый. (1б.) Мягкий климат – теплый. (1б.)

4 б., 3б. – оценка «5»

2 б. – оценка «4».

- Проверим задание.

Организует самооценку.

- Оценим работу по следующим критериям:

Сумел подобрать синонимы к каждому имени  прилагательному в разных его значениях. Максимально – 6 баллов. За каждую правильно подобранную группу синонимов – 1 балл. Ошибка – «минус 1 балл».

 - 6, 5 баллов – оценка «5».

4, 3 балла – оценка «4»

2 балла – оценка – «3»

1 балл – не справился.

Организует работу в Рабочей тетради.

- В классе были ребята,  у которых недостаточно хорошо получалось подбирать синонимы к разным значениям многозначных слов. Продолжим работу.

Выполним задание в Рабочей тетради – стр.57 №90. Объединимся в пары – у кого хорошо получалось подбирать синонимы с теми, у кого недостаточно хорошо получалось.

- 1. Сначала выполни задание сам.

   2. Расскажи соседу, а сосед расскажет         тебе.

   3. Придите к общему мнению.

Карточка (повышенный уровень)

Допишите к данным словам такие существительные или прилагательные, чтобы исходное слово имело прямое и переносное значение.

Стрелка (какая?) - ___________________

Парк (какой?) - ______________________

Живописная (что7) - __________________

Холодный (что?) - ____________________

Карточка (ответы)

Стрелка (какая?) – часовая, железнодорожная. (1б.) Парк (какой?) – природный, трамвайный.. (1б.) Живописная (что7) – картина, местность. (1б.) Холодный (что?) – взгляд, квас. (1б.)

4 б., 3б. – оценка «5»

2 б. – оценка «4».

Организует самооценку.

- Оценим работу по следующим критериям:

Сумел подобрать синонимы к каждому имени  прилагательному в разных его значениях. Максимально – 9 баллов. За каждую правильно подобранную группу синонимов – 1 балл. Ошибка – «минус 1 балл».

 - 9, 8 баллов – оценка «5».

7, 6 баллов – оценка «4».

5, 4 балла – оценка «3»

Менее 4 баллов – не справился

 - Сделаем вывод. На что мы будем обращать внимание, подбирая синонимы?

2. Работа по определению роли синонимов в художественной речи.

- Как вы ответили на вопрос№6 «Знаю ответ на вопрос: «Может ли использование синонимов испортить художественное произведение?»

Организует работу с учебником. Упр.145.

- Может быть, вы ответите на этот вопрос по – другому, выполнив упр. 145 в учебнике.

Организует взаимопроверку.

Организует оценивание.

- Оценим. Восстановил авторский текст, заменив 4 слова. – 4 балла. Записано аккуратно, нет грамматических ошибок «+» 1 балл. Нашел  ошибку (заменили не синонимом) 1 балл. Максимально – 6 б.

6 баллов, 5 баллов . – оценка «5».

4балла –  оценка «4».4.

-Что бы вам хотелось объяснить учащимся третьего класса?

Отвечают.

- В домашнем задании, в упражнении №141, нам встретились синонимы «бежать», «мчаться».

 - Чаще всего синонимы  имеют разные оттенки значения. Мчаться – быстро бежать».

Читают.

 - «Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий.»

 Отвечают.

- Многозначные слова.

- Будем обращать внимание, какое слово встретилось. Оно может быть многозначным.

Формулируют цель.

 - К разным значениям многозначных слов

подбирать разные синонимы.

 Работа в парах

Составляют синонимичные ряды.

Подбирают синонимы к каждому имени  прилагательному в разных его значениях.

 Работают со «Словарем синонимов».

 Сравнивают записи, различают     правильные и неправильные, аргументируют решение.

 Вступают в общение, соблюдая правила общения. 

Читают подобранные синонимы. Проверяют.

 -Темная ночь – непроглядная, беспросветная ночь.

-Темное лицо – мрачное лицо.

-Темная рубашка – черная рубашка.

-Легкая ноша – легковесная ноша.

-Легкая задача – несложная, простая задача.

-Легкая жизнь -  жизнь без проблем, нетрудная.

Оценивают по данным критериям.

Оценки выставляют на полях в тетради.

Работа в парах

Подбирают синонимы к каждому имени  прилагательному в разных его значениях.

 Работают со «Словарем синонимов».

 Сравнивают записи, различают     правильные и неправильные, аргументируют решение.

 Вступают в общение, соблюдая правила общения. 

Читают подобранные синонимы. Проверяют

Оценивают по данным критериям.

Оценки выставляют на полях в тетради.

Делают вывод.

- В каком значении употреблено слово: в прямом или переносном.

- Синонимы позволяют более точно выразить мысль.

-  Помогают избежать повторений одного и того же слова.

Выполняют задание учебника.

Проверяют, правильно ли подобраны синонимы.

         - Ураган – буря

 - покрывает – кроет

 - закричит – заплачет

 - малыш - дитя

Записывают.

Проверяют. Взаимопроверка. Сверяют с образцом.( на доске)

Оценивают по заданным критериям.

Делают вывод.

- В художественном произведении не следует заменять слова автора другими словами.

Рефлексия деятельности

Предлагает обобщить знания, оценить результат.

- Вернемся к таблице, которую заполняли

в начале урока? Заполним графу «Узнал».

 - Расскажите соседу, о чем вы узнали.

 - Расскажите классу, о чем вы узнали.

 

- Обратите внимание на оценки, поставленные  за выполненные задания. Если оценка меньше 3 баллов, необходимо еще поработать.

Обобщают, оценивают свою деятельность.

- Знаю ответ на вопрос: «Могут ли  слова мчаться, бежать, лететь быть синонимами?»

- К разным значениям многозначных слов буду подбирать разные синонимы.

 -Знаю ответ на вопрос: «Может ли использование синонимов испортить художественное произведение?»

- В художественном произведении не следует заменять слова автора другими словами.

Физминутка

Актуализация необходимых знаний

1. Определение темы урока.

- Ответим на вопрос №8 таблицы.

«Знаю слово противоположное по значению к слову «синоним».

Демонстрирует кадр из электронного приложение к учебнику – определение антонимов.

Организует игру «Верные – неверные утверждения.

-Вспомним, что мы знаем об антонимах.

Поиграем в "Верные и неверные утверждения".

- У вас на столах листы с таблицей.

Я задаю вопрос, если вы согласны- ставите-"+", если не согласны - "-", если у вас возникли сомнения, то обведите этот номер в кружок.

1.Верите ли вы, что антонимы – это слова, противоположные по значению.

2.Верите ли вы, что вход – выход – это антонимы?

3.Верите ли вы, что в значениях антонимов должен быть общий элемент значения: большой — маленький — размер, белый — чёрный — цвет и т. п.).

4.Верите ли вы, что если слово – глагол., то и антоним тоже глагол?

4.Верите ли вы, что антонимами могут быть слова разных частей речи: имя сущ., им.прилаг., глагол?

5.Верите ли вы, что антонимами могут быть предлоги?

- С чем вы согласились?

2. Постановка учебной задачи.

- С чем не согласны?

- Какие вопросы вызвали сомнение?

- Какова цель урока?

Отвечают.

- Антоним.

Заполняют таблицу.

1     2      3      4      5

Анализируют высказывания.

Распознают вопросы, несущие незнакомую информацию.

Формулируют цель.

- Узнать, действительно  ли в значениях антонимов должен быть общий элемент значения: большой — маленький — размер, белый — чёрный — цвет и т. п.).

 - Узнать – если слово – глагол то и антоним тоже глагол.

 - Могут быть антонимы у разных частей речи: имя сущ., им.прилаг., глагола?

 - Есть ли у предлогов антонимы?

Организация познавательной деятельности

1.Работа по нахождению антонимов в художественных текстах.

Организация работы с учебником. Упр.85..

- Найдем антонимы в шуточном стихотворении Дж.Родари «Тараторка». Упр.88. Прочитаем задание.

Организация работы с толковым словарем.

 - Объясните значение слова в заглавии.

 - Найдем объяснение слова в толковом словаре.

- Запишем пары антонимов.

Посмотрим на составленные пары.

Организация работы с толковым словарем.

- Встретились слова, значения которых вы не знаете?

 - Что такое «порожний»?

- Найдем объяснение слова в толковом словаре.

Карточка (повышенный уровень)

Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы – антонимы.

1.Трудиться засучив рукава.

2. потерять голову.

3. Работать спустя рукава.

4. Пропустить мимо ушей.

5. Заговаривать зубы.

6. Навострить уши.

7. Язык без костей.

8. Водой не разольешь.

9. Проглотить язык

Карточка (ответы)

  1. Трудиться засучив рукава-  -работать спустя рукава.(1 б.)
  2.  Пропустить мимо ушей- навострить уши.( 1 б.)
  3. Язык без костей - проглотить язык (1б.)

Максимально – 3 б. Лишняя пара – «-1» балл.

3 б. – оценка «5»

2б. – оценка «4»

Организация самооценки.

- Оценим. 5баллов. За каждую найденную пару – 1 балл. Нашел ошибку «+» 1 балл. Максимально 6 баллов.

6 баллов – оценка «5».

5, 4. балла – оценка «3».

3 балла – оценка «3»

Менее 3 баллов – не справился.

2.Работа по определению частеречной принадлежности слов – антонимов.

- Каковы цели урока, что мы еще должны выяснить?

Организация работы по определению частеречной принадлежности слов – антонимов.

- О какой части речи мы не говорили? Вспомним утверждение .

3.Работа над определением в значениях антонимов общего элемента.

- Каковы цели урока, что мы еще должны выяснить?

Организует работу по определению в значениях антонимов общего элемента.

4.Игра с антонимами «Кто быстрее?». Упр.144.

Организует игру с антонимами.

- О чем мы должны помнить, составляя пары антонимов? 

Организует самопроверку.

Оценим. Максимально – 13 баллов – 13 пар.

За каждую пару – 1 балл. Неправильно составленная пара «-1»балл. Быстрее других справились с заданием «+» 1 балл.

15, 14 баллов – оценка «5».

13,12 баллов – оценка «4».

11 – 7 баллов – оценка «3»

Менее 7 баллов – не справились.  

Объясняют.

Работают с «Толковым словарем».

Записывают пары антонимов.

Называют слова – антонимы.

  1. высоко – низко
  2. приехать – уехав (уехать)
  3. далеко – близко
  4. сидеть – стоя (стоять)
  5. порожний – пустой  - синонимы
  6. безделье – дело

Работают с «Толковым словарем».

 -Порожний, -яя, -ее.
О рейсе транспортного средства: совершаемый порожняком, без груза.

Порожний рейс. Порожний пробег.

Оценивают по данным критериям.

Формулируют цель.

- «Могут быть антонимы у разных частей речи: имени сущ., им.прилаг., глагола?».

 - «Узнать – если слово – глагол,  то и антоним тоже глагол.

Определяют части речи.

- Им.сущ.- безделье – дело

- Глагол - приехать – уехав (уехать)

сидеть – стоя (стоять

- Наречие – высоко - низко

                    далеко – близко

Формулируют цель.

 -  «Верите ли вы, что антонимами могут быть предлоги?»

Отвечают.

- в (дом, школу, лес)—из (дома,

- школы, леса)

 - на—под

 - к—от

 - до—после

 - перед—за.

Составляют словосочетания, предложения. Лучшие записывают.

Делают вывод.

Формулируют цель.

-Есть  ли в значениях антонимов общий элемент значения?

Определяют в значениях антонимов общий элемент.

  1. - высоко – низко (высота)
  2. приехать – уехав (уехать) (направление действия)
  3. далеко – близко (расстояние)
  4. сидеть – стоя (стоять) (положение)
  5. безделье – дело (наличие действия)

Делают вывод.

Работа в группах.

- Антонимы – это слова одной части речи.

- В значениях антонимов должен быть общий элемент значения.

Вступают в общение, соблюдая правила общения.

Анализируют, классифицируют.

горячий - холодный

тонкий – толстый

грубый - ласковый

мягкий – жесткий

добро – зло

ледяной – раскаленный

хвалить – бранить

огромный – крохотный

опускать – поднимать

верхний – нижний

ненавидеть – любить

юноша – старик

прекрасный - безобразный

Оценивают по данным критериям.

Рефлексия деятельности

 Предлагает обобщить знания, оценить результат.

- Вернемся  к таблице «Верные, неверные утверждения». Сделаем вывод.

- Обратите внимание на оценки, поставленные  за выполненные задания. Если оценка меньше 3 баллов, необходимо еще поработать.

Обобщают, оценивают свою деятельность.

- Антонимами могут быть слова разных частей речи: им.сущ., им. прилаг., глаголы.

-  Если слово – глагол., то и антоним тоже глагол.

-  В значениях антонимов должен быть общий элемент значения: большой — маленький — размер, белый — чёрный — цвет и т. п.)

Физминутка

Организация познавательной деятельности

Организация работы с учебником. Упр.146.

Демонстрирует кадр из электронного приложение к учебнику – определение омонимов.

Карточка ( повышенный уровень)

1.Она и стойкость, и терпенье,

Из книги выписка, цитата,

При этом также отношение

Имеет к фотоаппарату.

2.Я плод заморского растения

И минерал для украшения.

Но букву «А» поставьте рядом,

И стану разрывным снарядом.

Карточка

Какое слово русского языка одновременно обозначает…?

Скамью и магазин _______________________

Овощ и старинное оружие ________________

Покой и вселенную ________________________

Читают. Списывают текст.

Отвечают на вопрос учебника.

 - Омонимы.

Вспоминают определение омонимов.

Приводят свои примеры омонимов. Записывают. Устно объясняют значение каждого из слов – омонимов.

Рефлексия деятельности

Предлагает обобщить знания.

 - Как группируются слова на основе их значения и звучания?

 - Как называют слова, близкие по значению?

 - Подберите синонимы к слову «ходить».

Демонстрирует кадр из электронного приложение к учебнику – многозначность слова «ходить».

- Что такое «антонимы»?

Демонстрирует кадр из электронного приложение к учебнику – «Укажи слова, к которым можно подобрать антонимы. (проверочная работа)

Демонстрирует кадр из электронного приложение к учебнику – «Укажи, чем являются выделенные слова в предложении» (проверочная работа).    

Обобщают.

Отвечают на вопросы.

Таблица «Знаю. Узнал»  ( +, - )

Знаю

Узнал

1.Знаю, что такое синоним.

2.Не затруднюсь в подборе своих примеров слов – синонимов.

3.Умею пользоваться словарем синонимов.

4.Знаю, что синонимы чаще всего  имеют разные оттенки значения.

5.Знаю, какую роль играют синонимы в речи

6.Знаю ответ на вопрос:«Может ли использование синонимов испортить художественное произведение?»

7.Знаю ответ на вопрос: «Могут ли  слова мчаться, бежать, лететь быть синонимами?»

8.Знаю противоположное по значению слово к слову «синоним».

             Верные и неверные утверждения.

1                 2                3              4               5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"

Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б  классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных" Цели:Исследовать имя существительное как часть речи.Выделить грамматичес...

Русский язык в 3-м классе. "Обобщение знаний о глаголе как части речи".

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи; закрепить знания учащихся о существенных признаках глагола и его ролью в нашей речи. Задачи:образовательные:·...

Урок - презентация по русскому языку для учеников 3 класса "Обобщение знаний об имени существительном"

Урок - презентация закрепление пройденного по теме "Обобщение знаний об имени существительном"...