Обобщение опыта работы "Система словарно-орфографической работы"
статья по русскому языку (4 класс)

Эта папка содержит много практического материала по развитию у обучающихся орфографической зоркости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_raboty_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение работы учителя начальных классов

Жарковой И.Н. по теме: «Система словарно-орфографической работы»

            Слово- могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла  одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала.

               В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок.  Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

             Традиционно слова с непроверяемым написанием, или так называемые словарные слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Это объясняется тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя и поэтому их написание рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово обычно записывается на доске или карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетрадях, затем многократно повторяется на следующих уроках.

           Такая методика, ориентируя ученика на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые ребятами как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных изученным: «земленика», «пагода», «каньки» и т.п.

            Запоминание графического облика слов должно быть осмысленным. А не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами, активного включения «трудных» слов в речевую практику ребенка.

           Но, недостаточно, чтобы ученик просто познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ребенок мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом  учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них  вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания на практике.

          При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

          Слова с непроверяемым написанием изучаются в каждом классе начальной школы. Они определены учебной программой и включены в «Словарь», который помещен в конце учебника «Русский язык»

         Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков. в результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о твердых и мягких согласных. Об ударении. Ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так как слышится.

          Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах учащихся являются ошибки на правописание безударных гласных в слове. Поэтому работу над ними следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе.

           Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный и наглядный материал. Поэтому большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Здесь немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты.

          Многие трудные слова, изучаемые в 1 классе, встречаются в текстах «Букваря», «Книги для чтения» и учебника «Русский язык», поэтому работать с ними нужно уже в букварный период, во 2 полугодии (1 класс) можно начинать систематическую работу над усвоением детьми трудных слов. С этой целью можно использовать следующие виды работ.

  1. Задания для работы со словарем:

а) выписать слова на тему «Школа» (учитель, ученик, тетрадь, карандаш, пенал и т.д); названия птиц или животных( сорока, ворона, воробей, заяц)

б) выписать 4-5 слов , начинающихся на букву П или В ( пенал, петух, пальто, воробей, валенки….)

 в) выписать 4-5 слов с безударной гласной о или а ( город, лопата, молоток, платок и т.д)

г) выписать слова с ь в середине слова (пальто , коньки…).

     2. Выборочный диктант дети записывают только словарные слова из диктуемого предложения.

     3. Ответы на вопросы:

а) Кто учит детей? (учитель)

б) Кто готовит уроки? ( ученик)

в) Кто живет в лесу? (медведь, заяц, лисица)

г) Кто верный друг человека? (собака)

    4. Составление маленьких рассказов на тему:

а) Учебные вещи ( Я беру свои учебные вещи. Карандаш и ручку кладу в пенал. Тетради лежат в папке)

б) Наш класс.

в) Наши друзья.

     5. Загадки на темы: «Учебные вещи», «Одежда», «Растения», «Посуда» и т.д.

- Грамоты не знаю, а весь век пишу. (карандаш)

-Непоседа птица эта – одного с березой цвета (сорока) и т. д.

    6. Дописывание предложений.

В класс вошла ….(учительница).

Главный город нашей страны…. (Москва).

     7. Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные : бер..г, в..кзал, з..мл..ника, г..рох, ..сина, пл..ток, с..рень с..пог, к..пуста и т.д

 8. Игры из занимательной грамматики:

1) «Первый слог потерялся»

…..радь

…..нал

…..бака

…..хар

2) Собери слоги

бе, за, ре

де, ный, жур

воч, ка, де

ки, ва, лен

3) Из каких слов выпали гласные?

м..ш..н..

з..в..д

л..с..ц..

д..р..г..

т..л..ф..н

4) Игра «Догадайся, что за слово»

О

О

 

О

О

О

О

О

О

О

о

Ворона, сорока, молоко, корова, солома

о

 Овес, овощи, огород

5) Выпишите слова в 2 столбика: в первый столбик – с глухими согласными, во второй столбик – со звонкими на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.

6) Запиши слова с ударением на первый, второй, третий слог.

Во 2 классе работа над усвоением слов с непроверяемым написанием продолжается. Одновременно дети изучают новые слова. Многие виды работ повторяются, но задания к ним носят уже более усложненный характер и тесно связаны с изучаемой темой.

  1. Подчеркнуть в словах звонкие ил глухие согласные;
  2. Расположить слова в алфавитном порядке;
  3. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы кто? что?
  4. Подчеркнуть в словах безударные гласные;
  5. От указанного слова образовать родственные слова.

2.Задания для работы со словарем:

  1. Выписать из словаря слова, отвечающие на вопросы кто? что?
  2. Выписать 5-6 слов, обозначающих предметы;
  3. Выписать слова, обозначающие признаки предметов;
  4. Выписать слова, обозначающие названия овощей ( морковь, огурец, картофель…), ягод (земляника, малина).

3.Задания на классификацию предметов:

  1. Записать слова, обозначающие названия деревьев, птиц, овощей, посуды, одежды т .д.
  2. Записать дни недели в нужном порядке.

4.Ответы на вопросы:

- Чем рубят дрова? (топором)

-Что растет на грядке? (морковь, огурец…)

-Где отдыхают дети летом? (в лагере)

-Какой день недели первый?

-Какой день недели последний?

-Что ученик кладет в портфель?(пенал, тетрадь)

-Кто живет в лесу?

5.Дописывание пропущенных слов

Главный город нашей Родины (Москва).

Береги нос в большой (мороз).

Декабрь год кончает, (январь) начинает.

Игры во 2 классе усложняются:

  1. «Кто как голос подает?»

С..бака      стрекочет

С..рока      поет

В..робей    лает

П..тух        мычит

К..рова      чирикает

Учащиеся приписывают подходящее по смыслу слово и вставляют пропущенные гласные.

  1. «Где начало слова?»

На доске записаны последние слоги. Дети вспоминают и пишут слова:

…..на (машина),  …..род(народ), ……вод(завод), ……фель (картофель).

  1. «Догадайся»

В пустые клетки дети вставляют пропущенные буквы, чтобы получились слова, обозначающие предметы.

М

о

М

О

м

О

Мороз, молоко, молоток

и

ц

а

и

ц

а

и

ц

а

Улица, лисица, ученица

Развитию устной и письменной речи способствуют всевозможные творческие задания:

  1. Составить предложения с данными словами (товарищ, столица и т. д)
  2. Составить предложения с данными словосочетаниями ( березовый сок, осиновая роща, дружные ребята);
  3. Подобрать однокоренные слова с приставками к словам (береза, город, мороз и т.д)
  4. От слов комната, сахар, восток образовать слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое?

В 3 классе наряду с изучением новых слов повторяются ранее пройденные. Словарная работа проводится в связи с изучением программного материала по русскому языку. Учащиеся выполняют следующие задания:

  1. Написать названия месяцев в алфавитном порядке;
  2. Написать 6-7 слов, начинающихся с буквы п (С,  Т…), которые являются именами существительными (пальто, посуда, пшеница, пассажир…)
  3. Выписать из словаря 5 имен существительных 1 –го склонения (погода, береза, библиотека, ягода….)
  4. Написать 6-7 слов с безударной гласной е (а,о), образовать новые слова с суффиксом –к- (береза – березка, беседа – беседка)
  5. Написать 5 слов (имен существительных) с ь на конце и указать склонение: мебель – 3 скл, медведь – 2 скл….
  6. Подобрать однокоренные слова к словам вокзал, автомобиль, трактор.

В 4 классе при изучении нового слова можно предложить ребятам указать, какой частью речи оно является, разобрать его по составу, образовать однокоренные прилагательные (от существительных), глаголы. Можно просклонять новое слово, если оно является существительным или прилагательным. Если это глагол, то его можно проспрягать.

Целенаправленная и, самое главное, систематическая работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их лучшему запоминанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно- орфографическая работа

В данной работе показала, как можно разнообразить словарную работу, используя ассоциативные образы....

Обобщение опыта на тему "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"

Различные упражнения, тесты. а также расматривается особенность словарной работы, различные приемы ознакомления со словами и их значениями.......

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов  МБОУ «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...

Обобщение опыта, анализ и система работы.

Обобщние опыта, анализ и система работы учителя начальных классрв МКОУ СОШ №16 Ахатовой М. М....

Обобщение опыта по теме " Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"

Обобщение опыта по теме " Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"...

Обобщение опыта по теме «Система работы по изучению и пропаганде ПДД в МБОУ «Гимназия №5»

Пособие предназначено организаторам внеклассной и внешкольной работы, руководителям отрядов ЮИД, педагогам – дополнительного образования,  учителям начальной школы, студентам педагогических...