Технологическая карта урока русского языка части речи 3 класс Батищева Н.А
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Батищева Нина Александровна

Технологическая карта урока русского языка части речи 3 класс Батищева Н.А

Скачать:


Предварительный просмотр:

Батищева Нина Александровна

Технологическая карта  урока

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)

Изменение  глаголов по временам

Раздел 6 (Части речи), 58 урок из 76

Тип урока

Форма урока

Форма учебной деятельности

Методы

обучения

Изучение нового материала  

Урок-исследование;

ИКТ-урок.

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Работа с учебником

Работа в парах, группах

Обращение к опыту обучающихся.

Цель урока

Задачи урока

Организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями об  изменении глаголов по временам.

Образовательные:способствовать формированию понятия о временных формах глагола.
Развивающие:содействовать развитию у детей умений определять время глагола.
Воспитательные: вызывать интерес к изучению русского языка, поощрять активность, направленную на решение учебных задач;

создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой и фронтальной работы.

Предполагаемый результат

Предметный результат

Метапредметный результат / УУД

1. Знакомятся с  особенностямиизменения глаголов по временам, учатся находить глаголы в тексте, приводить примеры их использования в речи;

2. Овладевают умением определять времена глагола, находить глаголы в тексте, приводить примеры их использования в речи;

3. Учатся извлекать нужную информацию из текста.

.

Личностные УУД

1. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне; обеспечение познавательной мотивации учащихся к обучению;

2. Осознавать свои трудности при определении времени глагола и преодолевать их;

3.  Формировать навыки контроля и самооценки;

4. Умение оценивать результат своей деятельности и выделять проблемы в знаниях по данной теме;

5. Развивать познавательную активность.

Познавательные УУД:

1. Уметь ориентироваться в системе знаний;

2.Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

3.Классифицировать уже изученное  о глаголе;

4.Выстраивать логическую цепочку рассуждений;

5.Добывать новые знания;

6.Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

1. Представлять результат своей деятельности при нахождении глаголов и определении их времени;

2. Уметь слушать одноклассников, задавать вопросы и делать комментарии по данной теме;

3. Формировать умение высказывать свою точку зрения;

4. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения.

Регулятивные УУД:

1. Определять цель урока, формулировать учебные задачи;

2.Выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

3.Определять степень успешности своей деятельности при выполнении проверочной работы;

4. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

Информационные УУД:

1. Самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, осмысливать её.

Педагогические технологии

Оборудование

- ИКТ технология

- технология развития критического мышления через чтение и письмо

- технология здоровьесбережения

Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций сприл. на электронном носителе. В  2 ч. Ч.2 /В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 4-е изд. – М.:Просвещение, 2015. Листы  с печатной таблицей «ЗХУ», маркеры,  конверты с карточками - заданиями для исследования,  таблица «Как еще изменяется глагол?», конверты с загадками, карточки с проверочными работами, сигнальные карточки на рефлексию.

Основные понятия

 Глагол. Изменение глаголов по временам.

Ресурсы 

Презентация, компьютер, мультимедийный  проектор.

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые   УУД

Орг. момент

Слайд 1

Слайд 2

Эмоциональный настрой

Класс заранее поделен на 3 группы, каждый участник группы имеет пейдж с номером 1, 2, 3, 4. На столе у каждой группы стоит номер группы.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

 Будем слушать, рассуждать.

И друг другу помогать.

- Представьте себе, что вы сегодня не просто ученики, а великие ученые, исследователи. Кто такие исследователи?

- Действительно, исследователь – это тот человек, который делает какие-то открытия.      Девиз нашего урока: «Исследуй и активным будь и к знаниям откроешь путь»

- Тот, кто что-то исследует; тот человек, который делает какие-то открытия.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать учителя;

- уважительное отношение к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

- умение организовывать себя, настраиваться на работу.

Чистописание

Слайд 3

Слайд 4

Самопроверка и самооценка правильности написания и аккуратности.

На слайдеслова:подъехали, поездка, ерунда, платье.

Анализ написания буквы.

Учитель показывает образец.

-Внимательно посмотрите на  слова, прочитайте их.  Все ли значения слов вам понятны?

- Что такое ерунда?

  • Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания, она спряталась в этих словах.   Известно о ней лишь то, что она обозначает в данных словах два звука. Какая это буква? Почему она обозначает два звука в написанных словах?

-Правильно, сегодня мы пропишем маленькую и большую букву Ее.

- Назовите, из каких элементов состоит буква?

-Откройте тетради, запишите число, классная работа, пропишите большую и маленькую букву Ее.

- Что будем оценивать в работе?

-Подчеркните самую красивую, на ваш взгляд букву, которая у вас получилась.

- Вздор, пустяки, нелепость.

- Сегодня мы будем писать букву е, которая обозначает в данных словах два звука. В слове подъехалиона стоит после твердого знака, в слове поездка - после гласной, в слове ерунда - в начале слова, в слове платье - после мягкого знака.

Дети записывают в тетради число, классная работа и  прописывают в тетради Ее.

-Аккуратность, каллиграфию – высоту букв, наклон букв, соответствие образцу.

Дети подчеркивают самую красивую, на их взгляд, букву.

Познавательные УУД:

- определять границу знания-незнания;

- устанавливать закономерности.

Коммуникативные УУД:

- формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой

- осуществлять самоконтроль;

- оценивать правильность выполнения действия.

1.Стадия  вызова.

Слайд 5

Проверка по эталону.

Слайд 6

Прием

"Таблица ЗХУ"

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Постановка проблемы.

Слайд 11

У каждого таблица, дети заполняют первую часть таблицы « Знаю»

Выступление групп.

Выступление групп

Выступление групп

Выступление групп

-Давайте еще раз прочитаем слова, которые записаны на доске.

-  Запишите  их  на второй строке, диктуя себе.

- Найдите лишнее слово.

 -Какой частью речи оно является?

-Подчеркни его как член предложения.

- Проверьте себя по эталону.

-  Скажите, какая часть речи  будет предметом нашего исследования?

- Сегодня вы работаете в группах, вспомните правила работы в группе.

- Качество выполняемой работы зависит от того насколько вы будете соблюдать  правила работы на уроке. Давайте вспомним их.

-   Сейчас каждой научной группе предстоит провести свою практическую работу.

Чтобы новое узнать, нужно потрудиться

И друг другу помогать в группе, не лениться

Дело общее у нас – знанья получаем.

Ну, а вместе мы, друзья, новое узнаем!

- В течение 2 минут обсудите в своей группе все, что вы знаете о глаголе, составьте общий ответ на вопрос, заполните первый столбик таблицы.

Зачитайте, что у вас получилось? Главное условие – нельзя повторять то, что сказано другими. По ходу слушания, вы можете  дополнять столбик  информацией, которой у вас нет.  

- Как вы думаете,  все ли мы с вами знаем про глагол?

-Предположите, только ли по числам изменяется глагол?

– Сформулируйте вопрос к уроку.

- Запишите вопрос в таблицу.

Дети читают слова.

Дети записывают слова.

-Здесь лишнее слово подъехали - это глагол, подчеркиваю его двумя чертами, все остальные слова - имена существительные.

- Глагол.

-Говори так, чтобы тебя все понимали;

-Внимательно слушай и понимай других;

-Умей договариваться и уступать;

-Разумно распределяй обязанности;

-Хорошо выполняй свою часть работы и помогай другим.

- Читать – вдумчиво;

- Писать – грамотно;

- Слушать – внимательно;

- Говорить – внятно, доступно.

Учащиеся обсуждают информацию, заполняют первый столбик таблицы.

З – что мы знаем про глагол?

Часть речи

Отвечает на вопросы что сделать?

Что делать? Что делает?

Обозначает действие предмета

Связан в предложении с существительным и местоимением

В предложении бывает сказуемым

Изменяется по числам

- Нет, наверное, что-то еще не знаем.

- Наверное, нет.  Он еще как-то изменяется.

- Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?

З – что мы знаем про глагол?

Х – что хотим узнать?

Часть речи

Как еще изменяется глагол?

Отвечает на вопросы что сделать?

Что делать? Что делает?

Обозначает действие предмета

Связан в предложении с существительным

и местоимением

В предложении бывает сказуемым

Изменяется по числам

Познавательные УУД:

- Получать информацию из личного опыта и опыта одноклассников;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- выдвигать предположения и обосновывать их;

- уметь оформлять полученные результаты в виде таблицы.

Коммуникативные УУД:

- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

Личностные УУД:

- развивать познавательные способности на основе интереса к изучению темы.

2.Стадия осмысления.

Решение проблемы.

Прием «Дерево предсказаний»

Слайд 12

Слайд 13, 14,15

Определение темы и цели урока.

Слайд 16

Слайд 17

Знакомство с правилом.

Слайд 18

Физкультминутка.

Слайд 19

Первичное закрепление.

Слайд 20

Проверочная работа.

Слайд 21

Подведение итогов урока.

Пока дети пишут,учитель вывешивает на доску плакат, в центре которого вопрос: «Как еще изменяется глагол?».Под стрелочкамипредставитель от группы   маркером будет фиксировать версии.

Представители научных групп получают конверт с заданием.

Карточка для  групп.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

После выполнения заданий идет коллективная проверка.

Игра «Не ошибись»

Работа  в группах, устная работа.

Игра “Какое время?”

Соревнуются  команды.  

Загадки.

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

 Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет.

Длинной шеей поверчу –

Груз тяжёлый подхвачу,

Где прикажут – положу:

Человеку послужу.

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб

1 вариант

Идет,  пойдет,  несет,  стоял,  положил,  лежит,  накормит,  зацветут,  кричал,  спит.

2 вариант

Плывут,  напишет, идет,  лежал,  нарисовал,  стоит,  сядет,  запоют,  плакал,  бежит.

Самопроверка. Взаимопроверка.

  • Предскажите, как еще изменяется глагол?

-Зачитайте то, что вы написали.

-Почему вы так решили?

- В конце урока мы проверим, какая группа исследователей  оказалась права, а теперь попробуем подтвердить или опровергнуть их.

Это трудное заданье.

Проявите-ка старанье.

Вы особенность ищите.

Ничего не проглядите.

- Все ваши выводы запишите в карточке, обсудите в группе и составьте общее выступление.  

Задание для  первой группы.

-Найдите глагол (-ы), обозначающий (-ие) действие, которое уже прошло.

 На какой вопрос он отвечает? Вопрос задаем от существительного к глаголу.

- Выпиши глагол вместе с существительным и вопросом на доску во время своего выступления.

-Определите, когда, относительно момента речи происходит действие  (до момента речи, во время или после)

Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время)

Сделай вывод: Глаголы ……. времени отвечают на вопросы ……….. и обозначают действие (в, до, после) момент речи.

Задание для  второй группы.

-Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. в момент речи.  

На какой вопрос отвечают глаголы? Вопрос задаем от существительного к глаголу.

- Выпиши глаголы вместе с существительными и вопросами на доску во время своего выступления.

 Как можно назвать время, если действие происходит сейчас, в настоящее время?

(настоящее время)

 Сделай вывод: Глаголы  ……. времени отвечают на вопросы ……….. и обозначают действие (в, до, после) момент речи.

Задание  для  третьей группы.

Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора.

На какие вопросы они отвечают? Вопрос задаем от существительного к глаголу.

- Выпиши глаголы вместе с существительными и вопросами на доску во время своего выступления.

-Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем?  

 (будущее)

Сделай вывод: Глаголы  …… .времени отвечают на вопросы………..и обозначают действие (в, до, после) момент речи.

-Слушаем доклады представителей команд, не забываем во время своего выступления выписывать глаголы вместе с существительными и вопросами на доску и в рабочую тетрадь.

Кто из учеников испытывал при выполнении работы  большие трудности? Почему?

 - Чье выступление  оказалось более точным?

- Скажите, действия   глаголов  происходят в одно и тоже время?

–Сделайте вывод: как еще изменяется глагол?

- Вернемся к таблице, ответили мы  на вопрос?

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Давайте укажем над глаголами, которые мы записали, время.  Глаголы прошедшего времени  мы будем обозначать – пр.в.; глаголы будущего времени – буд.в.; глаголы настоящего времени – наст.в.

- Прошедшее время – то, что прошло:

«Вчера мы писали». «Солнце ушло».

Настоящее время приходит теперь:

«Мы пишем имя».  «Бегает зверь».

Будущее время еще не пришло:

«После уроков пойдем мы в кино»

- Посмотрим, что об изменении глагола говорится в учебнике.

- Прочитайте правило на стр. 112 самостоятельно.

- Сравните вывод, который мы сделали с вами, с правилом. Что заметили?  

- Какое научное открытие вы сегодня сделали?

-Ребята, если услышите глагол в настоящем времени - поднимите вверх руки, в прошедшем времени - попрыгайте, в будущем - руки на пояс.

Слова: блестит, блестело, будет блестеть, спали, спят, поспят, летят, прилетел, будет лететь, убежали, бегут, побегут.

- Команды, получите новое задание.

- В течение 2 минут обсудите в своей группе  загадки, определите время глагола. Зачитайте, что у вас получилось?

- Пришло время применить ваши научные знания. Запиши данные глаголы в три столбика.

- Какие научные открытия вы сегодня сделали?  

1минута. Обмен информацией в группах.

1 минута. Каждая группа поочерёдно называет  свои версии.

Ответы детей.

Дети выполняют задание.

Подснежник (что сделал?) расцвел.

Дети выполняют задание.

- Ручьи (что делают?) бегут. Медведь  (что делает?) пробирается. Птицы  (стали что делать?) стали петь.

Дети выполняют задание.

Муравьи (что сделают?) выйдут.

Выступление представителей групп.

Дети делают записи на доске и в тетради.

Ответы детей.

-  Нет. Действия глаголов происходят в разное время.

- Глаголизменяется по временам.

- Да.

-  Изменение глаголов по временам.

Дети выполняют задание.

Дети читают правило.

- Мы были правы.

-  Глагол изменяется по временам. Существуют три времени глагола: настоящее, прошедшее, будущее.

Дети выполняют упражнения.

Получают конверты с  одинаковыми загадками.

По очереди называют глагол, определяют время. Если возникают разногласия в ответах, разбираемся – кто прав.

Дети выполняют задание.

- Глагол изменяется по временам;У глагола три времени настоящее, прошедшее, будущее.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из текста параграфа;

 - уметь выполнять самостоятельную работу;

- уметь оформлять полученные результаты в виде таблицы.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока с помощью учителя и самостоятельно.

 Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

- представлять результат деятельности своей группы;

- обсуждать полученные результаты в группе.

Коммуникативные УУД:

- слушать, понимать и выполнять задания учителя.

Личностные УУД:

- уметь оценивать результат своей деятельности и выделять проблемы в знаниях по данной теме.

Познавательные УУД:

- уметь определять время глагола.

Коммуникативные УУД:

- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Регулятивные УУД:

- контролировать свои способы действий и результаты с заданным эталоном.

3.Стадия рефлексии.

Групповая работа. Заполнение таблицы «ЗХУ"

Слайд 22

Слайд 23

Домашнее задание.

Слайд 24

Обращается внимание на дерево предсказаний.

У детей сигнальные карточки.

- Вспомните, какую цель ставили на уроке?

 Достигли мы ее?

Можем ли заполнить последнюю строку таблицы?  

- Заполните.

- Вернемся к нашему «дереву предсказаний»

-Какие из наших  предположений оправдались? В чем мы ошиблись?

- Кто оказался прав и указал, что глагол еще изменяется по временам?

- Вы еще предполагали, что они будут изменяться по родам, падежам. Так ли это, мы узнаем на следующих уроках.

Наш урок подошел к концу

И умный вид вам всем к лицу,

Все вы милы и симпатичны

И отвечали на «отлично».

- Просигнальте мне, кто хорошо усвоил и может поделиться знаниями.

Домашнее задание – составить небольшой текст, определить в нем время глагола.

- Просигнальте мне, кто усвоил тему, но хотел бы еще поупражняться.

Домашнее задание – упр. 559 с. 85, правило с. 84

-Просигнальте мне те, у кого остались вопросы по новому материалу.

Домашнее задание упр.557 с.84 правило с.84.

- Узнать, как еще изменяется глагол.

- Да.

- Да.

Дети выполняют задание.

З – что мы знаем про глагол?

Х – что хотим узнать?

У – узнал на уроке

Часть речи

Как еще изменяется глагол?

Глагол изменяется по временам.

Отвечает на вопросы что сделать?

Что делать? Что делает?

Обозначает действие предмета

Связан в

предложении с существительным

и местоимением

В предложении бывает сказуемым

Изменяется по числам

Ответы детей.

Дети выполняют задание.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное.

Коммуникативные УУД:

- адекватно воспринимать  критику ошибок и учитывать её при работе над ошибками.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами её достижений;

- давать самооценку.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- формулировать уточняющие вопросы.

Регулятивные УУД:

- соотносить полученное задание на дом с изученным материалом.

Личностные УУД:

- понимать, где вести  поиск необходимой информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме:"Имя прилагательное - часть речи"

Технологическая карта урока русский язык в 1 классе с УУД по ФГОС с объяснением, что даёт ребёнку каждый этап урока. Прописана деятельность ученика. Методические приемы: беседа(метод организации учебн...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Разбор имени прилагательного как части речи" УМК Перспектива

Технологическая карта, презентация и карточки для урока русского языка в 3 классе "Разбор имени прилагательного как части речи" УМК Перспектива...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему "Имя существительное как часть речи"

Тема: Имя прилагательное как часть речи.Цели деятельности учителя: обобщить полученные знания об имени прилагательном как части речи;Предметные: Знать: Что такое имя прилагательное как часть речи, его...

Технологическая карта урока русского языка «Части речи. Закрепление.» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока:  совершенствование знаний учащихся о частях речи; формирование умений распознавать части речи.Задачи урокаДидактические:Совершенство...