подготовка к олимпиаде по русскому языку 3 класс
элективный курс по русскому языку (3 класс)

Брославская Наталья Николаевна

подготовка к олимпиаде по русскому языку 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2009_god.docx65.54 КБ
Файл 2013_god.docx18.71 КБ
Файл 2015_god.docx9.73 КБ

Предварительный просмотр:

06-07-2009

Готовимся к олимпиаде по русскому языку 3-4 класс

Готовимся к олимпиаде (1)

1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову - погибнуть).
Развесить уши - _______________________
Пускать пыль в глаза - __________________
чебурашка
Рвать на себе волосы - _________________ 
2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг - враг). Не забывайте, что это стихи.
Я сегодня не помню, что было ..., ___________
По утрам забываю свои ..., _________________
В белый день забываю огни,
По ... забываю дни. _______________________(А.А. Блок) 
Придумайте свои пары слов, обозначающие признак, противоположные по значению.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:
Риф + ель + кадки = фрикадельки
Ель + сад + рак = ________________________
Рис + кепи = ____________________________ 
абрикос
Рыба + соки = ___________________________
Нива + реки = ___________________________
Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов.
______________________________________________
______________________________________________

Готовимся к олимпиаде (2)

4. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.кузнечик

А вы, друзья, как ни садитесь…____________________
___________________да зуб неймёт._________

Когда в товарищах согласья нет,
__________________________________
___________________________________________
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
_____________________________________________
учитель
Так поди же попляши!    
5. По данному началу допишите пословицы.
Правой рукой строит… _____________________________________
Ученье – свет… ___________________________________________
Кто хочет много знать… ____________________________________
Корень ученья горек… ______________________________________


Готовимся к олимпиаде (3)

1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.карандаш
Логика - иголка
Ракета - ___________________
Каприз - ___________________
Мольба - ___________________
Каратист - __________________
2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни: кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение).
Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.
3. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии. 
[п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]

4. Из букв каждой пары слов составьте название животного:лошадь
Лик + рок = _________________
Поле + дар = ________________
Шаль + до = _________________
Лов + буй = __________________ 


Готовимся к олимпиаде (4)

5. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:

_____________ выпал жаркий-жаркий.буква А
Ах, как душно в зоопарке!
________________ пропал у пони,
________________ вянут на газоне,
А мартышка не страдает - 
________________ уплетает.

6. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:колокол

Больно прикусил язык. _____________________________________
Язык до Киева доведёт. ____________________________________
Разведчики взяли языка. ___________________________________
Без языка и колокол нем. ___________________________________
Прикуси язычок! ___________________________________________
Язык под чесночным соусом. ________________________________


Готовимся к олимпиаде (5)

1. «Расшифруйте» слова:
по2л ___________________
строитель
2рь ____________________
с3 _____________________ 
ви3на __________________
1очество________________
Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните.
_____________________________________________________________

2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого - прямой). Напишите автора и название каждого произведения.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Все красавцы удалые, 
пушкин
Великаны молодые,
Семь румяных усачей. 
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Автор: ________________________________
Название: ______________________________
Автор: ________________________________
Название: _____________________________


Готовимся к олимпиаде (6)

3. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:
Диво + пони + сок = ______________________
Воз + бедро + пике = _____________________
Хор + ум + ом = _________________________
Лён + ас + ком = ________________________

4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
_________________________________________________________________

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
_____________________________________________________
5. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом. 
Кот наплакал- __________________
Бить баклуши- __________________
Спустя рукава- __________________
Зарубить на носу- ________________

Готовимся к олимпиаде (7)

1. Какие слова так произносятся? 
[ Г Р У С’ Т’] ______________
[ Л’ Э С’ Т’] ______________
2. Составь слово, если в нем              
Корень – из слова моряк 
Окончание – из слова зимний 
Приставка – из слова прилететь 
Суффикс – из слова русский. __________
3. Расставь ударение в словах.
Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.
4. У каких существительных нет формы единственного числа?
Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы
5. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.
6 .Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
Невежа – невежда.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

Готовимся к олимпиаде (8)

7. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное: 
мороз -_____________________________________________________________________

8. Поставьте нужные знаки в конце предложений:
Что за птица с красной грудкой
Пусть всегда будет солнце
Дети вышли на опушку леса

9. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи.
(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.
_____________________________________________________________________________

10. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

11. Поставьте слова в множественное число:
Человек - Лист (бумаги) - 
Лист (дерева) - 
Зуб (волка) - Зуб (пилы) -


Готовимся к олимпиаде (9)

1. Вставь буквы и поставь ударение.
Алф...вит, др...мота, кр...пива, щ...вель, кр...сивее, р...мень, к...л...метр, к...мбайнё

2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.
Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;
молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша; 
дождь, снег, осадки, иней, град;
футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

3. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог.
Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.

4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака.
Яркий желтый ___________________________
Прозрачный голубой _______________________

5. Замени выражения одним глаголом.
Клевать носом____________________
Зарубить на носу__________________ 
Чесать языки______________________
Выходить из себя____________________
Дать стрекача______________________
Бить баклуши _______________________
Ломать голову________________________


Готовимся к олимпиаде (10)

6. Вставь вместо * предлоги.
Я * утра * лесу гуляю,
* росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю * березку и * мох,
* малину, ежевику,
* ежа и * ежиху,
* которой * ежат
Все иголочки дрожат.
7. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского?
Вилка однажды споткнулась (о) крошку,
Падая, стукнулась вилка (об) ложку.
Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,
Брызги на книжную сели (об) ложку.

8. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
9. Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго слова.
Пе ( . .) ол те ( ... ) л


Готовимся к олимпиаде (11)

1. "Составь пословицы":
дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье

2."Загадки-шутки"

1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________
2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________
3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________
4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________

3. Расшифруй название сказки.

ЛОБОКОК - МОРЕКЕТ - ТОК И СИЛА - 
КВОЛ И ЗАОК - КОРОМОЗ - КАШУЗОЛ -

4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова.
Прим...рять друзей зал...зать раны 
Разв...вается флаг отв...рить дверь
Зап...вать в хоре ув...дать издали


Готовимся к олимпиаде (12)

1.Подбери синонимы:
страж -.............. грядущее - ..................
кладезь - ................ вопиять - ...................
врата - ................ зерцало - ...................

2. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.
Красивая ............. острый...... 
чёрный................ золотая...........
колючий ................ ночная............

3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди, туда - не знаю куда,____________
Скоро сказка сказывается,_________________
Это всё присказка,__________________________

4. Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:
Щ __ 
Щ __ __
Щ __ __ __
Щ __ __ __ __
Щ __ __ __ __ __



Предварительный просмотр:

Школьный тур олимпиады по русскому языку 3 класс 2013-2014 уч. год

Фамилия, имя ________________________________________________

Класс______________

Задания.

  1. Подчеркни слова, которые от изменения ударения меняют свой смысл:

         Атлас, свёкла, щавель, цемент, трусить, премировать,  ирис.

  1. Образуй и запиши слова ,добавляя к слову звуки, характеристики которых приведены. Запиши ответы.
  1. РА + парный звонкий согласный + ударный гласный + парный глухой твердый согласный + безударный гласный = _____________________________________________
  2. РА + парный глухой твердый согласный = ______________________________

  1. Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским:
  1. Обсуждать надо часто – решать однажды.

______________________________________________________________________________

  1. Кто слишком спешит – позже справляется с делом.

        _________________________________________________________________________________

  1. Трудно схватить двух угрей двумя руками.

        _________________________________________________________________________________

  1. Определи, по какому признаку слова поделены на две группы. Подчерни правильные ответы.

  Розы, нога, маки, яма.            Дуб, сон, мел, мель.

А. Слова разделены по количеству букв.

Б.Слова разделены по количеству звуков.

В. Слова разделены по количеству слогов.

Г. Слова распределены по родам.

   5.  Ваня и Зина играли в  «Слова» (наподобие игры в «Города», но по более сложным правилам). Вот какой ряд слов у них получился:

автобус суббота атом моток — ... — колос соль.

Какое слово стояло на месте многоточия?

(А) кошелёк; (Б) колобок; (В) котелок; (Г) котёнок;

(Д) из четырёх перечисленных слов ни одно не подходит.

    6.    Путём перестановки букв в каждой паре слов составьте третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.

1.        Охра + под =

2.        Кит + рана =

3.        Ров + поза =

  7.  В данной группе слов найди лишнее. Запиши его и объясни, почему ты считаешь его лишним. Найди несколько вариантов выполнения этого задания.

Синий, голубенький, синева, синенький

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  8. Прочитай басню Л.Н. Толстого  «Муравей и голубка».

         Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

  Потом охотник расставил сеть на голубку и  хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Подчеркни высказывание, которое отражает главную мысль текста.

  1. Охотник расставил сеть на голубку.
  2. Если ты помогаешь другим,  то и тебя выручат в трудную минуту.
  3. Волна захлестнула муравья.
  4. Голубка вспорхнула и улетела.

   9. Сочини загадку о птице. Не называя её, опиши внешний вид, повадки, место обитания. Запиши загадку и отгадку.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   10. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.

Держать ухо востро.

Работать не покладая рук.

Сидеть сложа руки.

Воды в рот набрать.

Лясы точить.

Душа в душу.

Как кошка с собакой.

Ворон считать.

 

11. В какой последовательности нужно расставить предложения из сказки Г.Х.Андерсена            « Стойкий оловянный солдатик», чтобы получился текст.

А. Она тоже была вырезана из картона.

Б. Должно быть, она была танцовщицей.

В.  На его пороге стояла хозяйка.

Г. Лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец.

Д. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки.

а) Б ,А,  Д, Г, В.                                                  в) Г, В, А, Д, Б.

б) Д, Б, А, В, Г.                                                   г) Д, А, Г, Б, В.

   

Ответы:

1.атлас, трусить, ирис- 3 балла, если нет ошибок; минус 1 балл за каждую ошибку.

2. Работа, рак – по 1 баллу за верный ответ.

3. Семь раз отмерь- один отрежь.

   Поспешишь, людей насмешишь.

   За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

За каждое правильное предложение 1 балл.

4.Слова разделены по количеству звуков, слова разделены по количеству  слогов. По одному баллу за каждый вариант. За каждый неверный признак минус 1 балл ( 0-1-2 балла).

5. котелок – 4 балла

6. За каждое слово 5 баллов   Всего  15 баллов

Ответ: пароход, картина, паровоз.

7. За найденное слово 1 балл, за объяснение 1 балл     Всего   4 балла

Ответ: голубенький лишнее,  потому что не однокоренное,  

            Синева лишнее, потому что это имя существительное.

8. 2 вариант – 2 балла только за верный выбор ( 0 или 2 балла)

9. Описаны все заданные признаки ( внешний вид, повадки, место обитания) и соответствуют загаданной  птице. Форма изложения соответствует загадке ( связная речь, предмет не назван).- 0 или 5 баллов.

10. Держать ухо востро – ворон считать

    Сидеть сложа руки  - Не покладая рук.

    Лясы точить   - Воды в рот набрать

   Как кошка с собакой   - Душа в душу.

По одному баллу.

11. Г, В, А, Д, Б. (в)  - 2 балла или 0 баллов –др. варианты.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку в 3 классе (примеры заданий)

Тестовые задания

1. В письменной речи одно предложение отделяется от другого с помощью:

А) точки, вопросительного или восклицательного знака

Б) большой буквы

В) остановки или паузы

2. В каком слове 1 слог:

А) яма

Б) кость

В) ухо

3. Сколько предложений в тексте:

Наступила осень с деревьев опадает листва часто идут дожди на улице похолодало.

А) 3

Б) 4

В) 5

4. Сколько гласных букв в русском языке:

А) 6 букв

Б) 10 букв

В) 33 буквы

5. В каком ряду оба слова являются однокоренными?

А) товарищ, дружок

Б) чёрный, тёмный

В) водный, подводный

Г) лес, деревья

6. Какое слово является проверочным для слова дуб?

А) дубки

Б) дупло

В) дубок

Г) дублёр

7. Определите строку, где записаны имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?

А) машина, стол

Б) поезд, лес

В) девочка, медедь

Г) дерево, мост

8. В каком варианте допущена ошибка при переносе слов?

А) зи-ма

Б) ос-лик

В) мо-ст

Г) маши-на

9. В каком слове букв больше, чем звуков?

А) чашка

Б) Юля

В) пять

Г) чайка

10. Выбери основу предложения.

В теплице цветут белые душистые лилии.

А) белые лилии

Б) в теплице цветут

В) цветут лилии

Г) душистые лилии

Открытые вопросы

Вопрос 1

Какие согласные никогда не бывают мягкими?

Вопрос 2

Запиши во множественном числе?

Стул – …

Чудо – …

Человек – …

Ухо – …

Ребенок – …

Вопрос 3

Спиши предложение и продолжи его:

У кошки родился …, а у собаки … .

Вопрос 4

В каких словах число букв и звуков совпадает?

Поют, июнь, яма, мельница, подъезд, морковь, группа.

Вопрос 5

В выделенных словах указать части речи.

Овес РОС медленно из-за прохладных утренних РОС.

Творческие задания

Задание 1

Подбери к словам синонимы:

бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать

Задание 2

Найди общее начало для слов:

… тина, … тошка, … та, … ман, … тон.

Задание 3

Незнайка написал записку. Он допустил 8 ошибок, найди и исправь их.

«Привет, знайка! Очень прашу тебя помочь мне решыть задачю. буду ждать в сваей комнате. низнайка»

Задание 4

Из группы слов составь пословицу и запиши:

песни без человек без что Родины соловей

Задание 5

Прочитать слова. К каждому слову 1 столбика подберите подходящее по смыслу слово из 2 столбика.

осень улетают

листья идет

дождь падает

птицы пришла

Ответы на тесты

Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

А

Б

В

Б

В

Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

В

В

В

В

В

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1: ж, щ, ц

Ответ на вопрос 2: стулья, чудеса, люди, уши, дети

Ответ на вопрос 3: У кошки родился котенок, а у собаки щенок.

Ответ на вопрос 4: июнь, подъезд

Ответ на вопрос 5: Овес рос – глагол, утренних рос – имя существительное.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:

Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть

Пример ответа на творческое задание №2

кар…

Пример ответа на творческое задание №3

«Привет, Знайка! Очень прошу тебя помочь мне решить задачу. Буду ждать в своей комнате. Незнайка»

Пример ответа на творческое задание №4

Человек без Родины, что соловей без песни.

Пример ответа на творческое задание №5

осень — пришла, листья — падает, дождь — идет, птицы — улетают

Еще больше заданий для школьных олимпиад вы найдете на сайте

 http://ruolimpiada.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к олимпиаде по русскому языку во 2 классе

Нестандартные задания по русскому языку при подготовке к олимпиаде (отборочный тур)....

материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку - 4 класс №1

Здесь представлены некоторые олимпиадные задания по русскому языку с ответами для 4 класса...

задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 4 класс

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку в 4 классе...

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку для 4 класса

Данный материал позволяет выявить одаренных детей. Задания подобраны для проверки различных разделов русского языка....

Подготовка к олимпиадам по русскому языку 2 класс

В статье представлено большое количество заданий олимпиадного характера по русскому языку (с ответами). Материал систематезирован по темам....

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (4 класс)

Данный материал составлен для подготовки обучающихся к олимпиаде по русскому языку в 4 классе. Прилагаются ключи с ответами....