Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода "
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Светлана Яковлевна Пахомова

 Технологическая карта урока русского языка  3 класс "Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода " Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык 3класс

УМК

 УМК «Школа России»

Учитель

Пахомова С.Я. МБОУ «Дубенская ООШ»

Тема урока

Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода

Цель урока

Формирование навыка правописания "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Вывести правило правописания Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.

Развивать навыки: принимать и сохранять учебную задачу; планировать  свои действия  в соответствии с поставленной задачей; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Развивать устойчивые учебные мотивы, интерес к изучению русского языка через открытие новых знаний.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода

сформировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода

на конце имён существительных после шипящих

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; (РУУД)

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (ПУУД)

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.(КУУД)

 формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний.

Оборудование урока:

Компьютер, проектор

Организационная структура урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оргмомент

Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку

Приветствие учителя. Подготовка к уроку

Мотивация к учебной деятельности

Организация мотивирования  к учебной деятельности на уроке

Прочитайте высказывание, записанное на доске и прокомментируйте его.

Слайд 1

“Не ошибается только тот, кто ничего не делает”.

Включение в учебную деятельность

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: умение владеть приёмами монологической и диалогической речи

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выяснение с помощью вопросов и заданий, что уже знают и умеют ученики для освоения новой темы, создание ситуации затруднения в деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими

Слайд 2

  • Работа с чистоговоркой «Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою дружу,

На «отлично» напишу!

-Ответьте на вопрос:

-Какие согласные звуки встречаются чаще всего?

-Как называются эти звуки?

-Почему?

-Какие шипящие звуки ещё знаете?

-Дайте им характеристику.

-Какие орфограммы связаны с этими звуками?

 Задание для пробного действия.

- У вас на парте лежат листочки с заданием.

- Запишите слова и поставьте, где считаете нужным, мягкий знак.

Вещ.? , шалаш.?,  полноч..?…,  чиж.?

– Посмотрите на слова. Что у них общего?

Назовите правило, которое вы использовали.

Ответы на вопросы по изученному ранее материалу

Выполнение освоенных ранее учебных действий.

Самостоятельное выполнение задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке (пробное действие).

Дети самостоятельно решают орфографическую задачу.

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные: развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные:

формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Постановка учебной задачи

Организация деятельности учащихся по выявлению причин затруднения (называются конкретные знания, умения, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнения задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урока

– Какое задание вы должны были выполнить?
– В чем затруднение?

– Почему же возникло затруднение?

– Какую цель вы поставите перед собой?


– Чему же посвящен сегодняшний урок?

Выявление места и причины затруднения в индивидуальном выполнении пробного учебного действия

Формулирование цели и (или уточнение) темы урока

Познавательные:

Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные:

Уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать тему и цель урока.

Освоение нового учебного материала

Создание в ходе обсуждения с учениками  плана достижения цели, разработка алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу

Работа в группе

–  Разбить  слова  на группы.

- Вывести правило, которое научит  правильно писать имена существительные с шипящими на конце. 

ночь, ключ, печь  грач, речь обруч

- По какому  признаку разделили слова на две группы?

-Прочитайте слова 1 группы. Что их объединяет?

- Прочитайте слова 2 группы. Что их объединяет?

Что заметили?

Обобщите полученные результаты, сделайте вывод.

Какое правило открывали?

Как можно проверить ваше открытие?

Сравним с правилом в учебнике.

 Составление алгоритма

-Что мы должны сделать, чтобы выяснить, нужно писать мягкий знак в имени существительном с шипящим звуком на конце слова или нет?

(Карточки на доске  перевёрнуты. По мере того, как дети называют пункты, учитель переворачивает карточки.)

Алгоритм

  1. Это существительное?
  2. Есть ли шипящий на конце?
  3. Определяю род имени существительного.
  4. Женский род – пишу ь.
  5. Мужской род  - не пишу ь.

Слайд 3

Вернемся к пробному заданию

 - Обоснуйте с помощью правила правописание орфограмм в словах

 Вещ.? , шалаш.?,  полноч..?…,  чиж.?

Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу

Каждая группа представляет результаты своей работы, доказывает свою точку зрения. Все слушают и подводят итог: кому удалось более точно изобразить правило в виде схемы, составить алгоритм.

Дети возвращаются к пробному заданию и объясняют правописание  имен существительных  с шипящими на конце, используя алгоритм действия.

Познавательные:

классифицировать объекты.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи

Закрепление учебного материала

Организация деятельности обучающихся по выполнению типовых заданий с проговариванием алгоритма решения (фронтальная, групповая работа); самостоятельному выполнению задания (индивидуальная работа) и осуществлению самопроверки (сравнение с образцом); выполнению заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений

-Предлагаю вам применить полученные знания на практике 

1. Фронтальная работа

Решите  орфографические задачи.

ландыш?  мелоч?, меч?, мыш? лещ?   вещ?  обруч?

Физминутка.

2.  Работа в паре.

- Поставьте существительные в форму единственного числа.


Мн.ч

Ед.ч.

плющи

Печи

стрижи

Ночи

Калачи

речи

Самостоятельная работа

- Запишите словосочетания, объясните орфограмму, пользуясь алгоритмом.

Запись на доске:

Огромный лещ?, любимая доч?, полный неуч?, мелкая дрож?, разная чуш?

Самопроверка . Слайд .

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- Какие слова у вас вызвали затруднение?

- Каким правилом мы должны были воспользоваться?

- Исправьте ошибки.

- У кого задание не вызвало затруднений?

- Сделайте вывод.

Выполнение типовых заданий

с проговариванием алгоритма выполнения действий (индивидуально, в паре, в группе).

Самостоятельное выполнение задания (индивидуально) и осуществление самопроверки (сравнение с образцом).

Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений

 

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием, используя алгоритм действия

Дети  под музыкальное сопровождение выполняют упражнение.

Дети, работая в паре заполняют таблицу, решая орфографическую задачу.

Записывают словосочетания в тетрадь, решая орфографическую задачу и выполняют самопроверку.

Регулятивные:

планировать решение учебной задачи . применяя  алгоритм действий.

Познавательные:

воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор

Коммуникативные:

формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Регулятивные:

Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные:

Развивать операции мышления.

Коммуникативные:

Осуществлять самоконтроль

Рефлексия учебной деятельности

Организация деятельности обучающихся по соотнесению целей и результатов учебной деятельности; определению целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки

- Ваше трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогли вам сделать на уроке открытие.

- Какую задачу мы ставили в начале урока?

Какое открытие сделали сегодня на уроке?

- Достигли мы цели? Докажите.

- Оцените свою деятельность на уроке.

- Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь – смайлик помощник.

- Что будете делать дома для того, чтобы закрепить знания?

Домашнее задание  (дифференцированное)

 На карточках записаны 3 задания, подумайте, с каким заданием вы смогли бы справиться, и выполните его.

  1.    Карточка

1.Прочти слова, где нужно вставь Ь

Вещ…, товарищ…, мяч.., ландыш…, ключ.., мелоч.., мыш..., доч…, силач…

2.Напиши имена существительные в единственном числе.

Выдели изученную орфограмму, определи род.

Врачи - _________, товарищи- _____________, ночи - ________, сторожа - _________, силачи - ___________, гаражи - ___________, мыши - ________

  1. 3.Поставьте, где нужно, ь. Объясните орфограммы на месте пропусков.

Всякая вещ... должна иметь своё место. Малыш… ур..нил мяч… . Миша нашёл в л..су душистый ландыш… . Верный товарищ… всегда придёт на помощ… .

Соотнесение цели учебной деятельности и ее результатов, фиксирование степени их соответствия.

Осуществление самооценки

Личностные: Способность  к самооценке.

Регулятивные:

Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3-м классе по теме"Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных женского рода х

Данный урок был опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей " Открытый урок" в 2004-2005 учебном году ( на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов).Урок разработан в соответс...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...

Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме "Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода"

Данный урок поможет учителю создать условия для работы учащихся с существительными мужского и женского рода с шипящими на конце. и решить следующие задачи:1. Создать ситуацию, способствующую само...

Технологическая карта урока по Русскому языку "Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода (закрепление)"

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода (закрепление), 3 класс...

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»

laquo;Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»...

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...

Проект урока Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (русский язык)

класс в 2-х частях» Издательство «Астрель».Тема урока:«Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»Задачи урока:1.Познакомить уча...