Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Вакушина Юлия Николаевна

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в словах- названиях предметов; формирование умения находить в словах окончания.

Планируемые результаты

Предметные

знать: что такое окончание, форма слова;

уметь: определять окончание, изменять форму слов-названий предметов;

закреплять: знания о роли окончаний слов-названий предметов.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности; развивать самоконтроль и самооценку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект38.96 КБ
Файл Презентация1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Дата:        17. 09.19                                                                                        ФИО учителя: Залялова Н. А.

Школа: 148                                                                                        ФИ студента: Вакушина Юлия, 46 гр.

Класс: 2 «М»                                                                                        ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет:  209                                                                                                                                                                                   

Конспект урока русского языка

Тема: Окончания слов-названий предметов.

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в словах- названиях предметов; формирование умения находить в словах окончания.

Планируемые результаты

Предметные 

знать: что такое окончание, форма слова;

уметь: определять окончание, изменять форму слов-названий предметов;

закреплять: знания о роли окончаний слов-названий предметов.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности; развивать самоконтроль и самооценку.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «ПНШ»  учебник Русский язык 2 кл.: Учебник:  В 3 ч./ Чуракова Н.А., 2016; учебная презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

Фронтальная форма работы

-Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Николаевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь на свои места. Я желаю вам отличного настроения и продуктивной работы. Ребята, сегодня за вашу активность я буду раздавать жетоны, у кого к концу урока наберется больше всего, тот получит положительную отметку, но за нарушение дисциплины я забираю жетоны.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся на свои места.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Частично-поисковой: работа с деформированным словом

Наглядный: рассматривание слайда

Практический:

списывание

3 мин

Фронтальная форма работы

-Ребята, посмотрите на доску, здесь записаны некоторые слоги, из которых можно составить слово, кто догадался, что это за слово?

- На  какие  вопросы отвечают слова-названия предметов?

-Молодцы, теперь откройте тетради, запишите число и «Классная работа».

-Ребята, кто еще раз прочитает это слово громко 3 раза?

-А теперь прочитаем его 3 раза хором, но шепотом.

-Молодцы, ребята, теперь давайте рассмотрим типы соединений. Как соединяются буквы П и Р?

-Верно, а какое соединение у букв Р и Е?

(Далее определяют типы соединений всех букв в слове предметы)

-Запишите в тетрадях красивым почерком слово «предметы» три раза, первое слово пишем с большой буквы, остальные через запятую с маленькой.

Отвечают на вопросы.

-Предметы

-Кто? Что?

Работают в тетрадях.

-верхнее соединение.

-среднее.

Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу.

П.: формирование универсальные логические действия грамотности учащихся

Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу.

П.: формирование универсальные логические действия грамотности учащихся.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Словесный: подводящий диалог

Словесный: формирующий диалог

3 мин

-Ребята, откройте учебники на странице 28 и посмотрите на картинку, давайте ее образно  разделим пополам. Что осталось справа?

-Верно, а вы знаете, что и у слов в русском языке есть «хвостики», которые могут меняться? Поднимите руку, кто хочет узнать об этих волшебных «хвостиках?»

-Хорошо, кто-то уже догадался, о чем мы будем сегодня говорить?

-Да, но давайте все-таки прочитаем полное название нашей темы в учебнике, кто хочет?

-Да, мы узнаем, что такое окончание слова, т.е. его хвостик, и как оно может меняться.

-Сформулируйте цели урока.

-Ребята, а как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы доиться этих целей?

-Хвосты

Формулируют тему и цели урока.

-О «хвостиках» слов.

-«Окончания слов-названий предметов».

-Цели урока: 

1.узнать,  как изменяются слова-предметы;

2.научиться определять  окончания в словах-названиях предметов.

-сделать открытие об окончаниях;

-выполнить упражнения для закрепления знаний о формах слов-предметов;

-проверить, насколько хорошо мы усвоили нашу тему.

П.: построение речевого высказывания

 Р.: целеполагание

IV. «Открытие» нового знания

Частично-поисковый:

Чтение стихотворения;

 выбор ответа на поставленный вопрос.

Словесный: беседа.

Практический: выполнение упражнения; частичный морфемный разбор.

Частично-поисковый: анализ деформированного текста.

Частично-поисковый: чтение правила; анализ правила;

 выбор ответа на поставленный вопрос.

Частично-поисковый: чтение правила; анализ правила;

 выбор ответа на поставленный вопрос.  

14 мин

Индивидуальная и фронтальная формы работы.

-Найдите упражнение 8 на стр. 28. Кто сможет прочитать стихотворение, поставив слова в скобках в нужную форму?

-Хорошо, а как вы думаете, что помогло вашему однокласснику поставить слова в нужную форму?

-Правильно, ребята, это рифма, а сейчас запишите стихотворение в тетради, уже с изменёнными словами в скобках, так как прочитал их ваш одноклассник.

-Ребята, а сейчас посмотрите на доску и сравните слова, которые были в скобках с теми, что вы записали. Как вы думаете, чем они отличаются?

-Верно, подчеркните в своих тетрадях окончания у слов, которые вы изменили.

-Молодцы!

-А для чего словам изменяться?

-Да, а давайте сейчас прочитаем это стихотворение, но без изменения формы слов, кто желает?

-Ребята, поднимите руку, кому бы понравилось читать такое стихотворение?

- Так почему же  нельзя было оставить слова без изменений?

- Конечно, кто еще раз проговорит, для чего же служат эти маленькие частички слов?  

- Посмотрите на слайд и сравните еще раз слова в каждой паре. Это разные слова или разные формы одного и того же слова?

- Прочитайте правило Летучей Мыши.

- Чем различаются разные формы одного и того же слова?

-Всегда ли разные формы одного слова различаются окончанием?

-Проанализируйте предложения из правила.

-О чем говорится в первом предложении?

-А как вы догадались?

-Верно, значит, в этом предложении слово пенал является главным членом предложения.

-А о чем говорится во втором предложении?

-Да, а что я сделал?

-Ребята, значит в первом случае слово «пенал» является главным ЧП, а во втором второстепенным, мы доказали с вами, что это разные формы, но все же слова написаны одинаково, и в 1 и во 2 предложениях – «пенал».

-Задайте вопросы к слову «пенал» в каждом предложении, докажите, что это слово стоит

в разных формах.

-Хорошо.

Читают текст упражнения 8.

Отвечают на вопросы учителя.

-Рифма

Записывают стихотворение.

Сравнивают пары слов.

-Окончаниями.

Выделяют окончания.

Отвечают на вопросы учителя.

- Для связи слов в предложении.

-Потому что слова уже не связаны друг с другом, исчезает рифма в стихотворении.

- Для связи слов в предложении.

- Это разные формы одного и того же слова.

- Окончанием.

-Не всегда.

-о пенале

-задали вопрос: упал (что?) пенал

-Обо мне.

-Увидел пенал

П.: смысловое чтение, построение речевого высказывания

К.: умение полно и точно выражать мысли;

.

П.: смысловое чтение, построение речевого высказывания

К.: умение полно и точно выражать мысли.

П.: поиск и выделение информации.

V. Первичное закрепление

Практический: выполнение упражнения; частичный морфемный разбор.

Практический: выполнение упражнения; частичный морфемный разбор.

7 мин

        Фронтальная форма работы.

-Найдите упр.9 на стр. 29. Кто прочитает задание?

-Кто еще раз объяснит, что нужно сделать?

-Поднимите руку, кто хочет прочитать и записать у доски первую строчку, изменив форму слова в скобках?

-Записывай. Что изменилось? И почему?

-Подчеркни окончание.

-Хорошо, кто проделает такую же работу со второй строчкой?

- Записывай. Что изменилось? И почему?

-Молодец, подчеркни окончание.

-Кто поработает со следующей строкой?

(Далее проделывают данную работу с последними двумя строками).

-Хорошо, ребята, кто сейчас сможет сделать вывод, с помощью чего мы изменяли формы слов?

 

Читают задние.

-Нужно изменить слова в скобках, чтобы строчки рифмовались.

-Прибежали две собаки.

-Изменилось окончание, т.к. изменилось число слова.

-Посмотреть на поле маки.

-Изменилось окончание, т.к. изменилось число слова из-за того, что эта строчка должна рифмоваться с первой строчкой. 

-Мы изменили формы с помощью окончаний.

П.: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу.

П.: построение речевого высказывания

Динамическая пауза.

1 мин

-Ребята, скажите хором, на какой вопрос отвечают одушевленные предметы?

-А неодушевленные?

-Верно, давайте сейчас немного отдохнем, если я называю одушевленный предмет, то вы поднимаете руки вверх и подтягиваетесь, а если неодушевленный, то делаете наклон вниз, будьте внимательны: собака, книга, парта, мышь, мама, компьютер, ручка, тетрадь, учитель.

Выполняют физические упражнения.

Р: мобилизация силы и энергии.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: самостоятельная работа.

Практический: выполнение упражнения; частичный морфемный разбор.

Частично-поисковый:

взаимопроверка по эталону; взаимооценка.

5 мин

Индивидуальная форма работы.

-Посмотрите на доску, в этом задании нужно дописать  окончания в словах.

Чистое окн... , стоять у окн... , свет в окн..., нет окн…, растет под окн… .

-Что нужно сделать, чтоб правильно подобрать окончание?

-Верно, давайте устно определим окончание у первого словосочетания.

-Хорошо, записывайте и подчеркивайте окончание, с остальными словосочетаниями работаете и записываете самостоятельно.

-Теперь обменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаш и проверьте работу своего соседа по эталону с доски.  Будьте внимательны в проверке. Если все написано правильно, то рядом с ответом ставьте «+», если что-то неверно, ставьте «-». А затем посчитайте количество +.

-Поставьте своему соседу отметку по критериям на доске:

5 «+» - 5

4 «+» - 4

3 «+» - 3

1-2 «+» - 2

-Обменяйтесь обратно, посмотрите на свои отметки. Поднимите руку, у кого 5 или 4?

-Молодцы, вы были очень внимательны, хорошо постарались и заслужили свои отметки.

-А у кого 3 или 2? Не расстраивайтесь, ребята, у вас тоже все получится, если в следующий раз постараетесь и будете более внимательными.

Выполняют задание.

-Нужно задать вопрос к этому слову.

-Чистое (что?) Окно, окончание О

Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку.

Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу.

П.: формирование универсальные логические действия грамотности учащихся.

К.: взаимопроверка

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Наглядный: презентация.

Практический: выполнение упражнения; частичный морфемный разбор.

3 мин

Фронтальная и парная формы работы.

-Ребята, еще раз вернемся к правилу летучей мыши и вспомним чем же различаются разные формы слова?

-А как его определить?

-Верно,сейчас поработайте в паре с соседом.

-На слайде вы видите слова, первая строчка для 1 ряда, вторая-2 ряда и третья для 3 ряда.

Лучи, луча, к лучу, у луча.

Землю, о земле, землей, на земле.

Солнце, солнца, к солнцу, солнцем.

-По очереди задавайте вопросы к каждому слову и определяйте его окончание. Но не нарушаем дисциплину, помним о жетонах, я буду ходить по классу и слушать, кто правильно выделяет окончания, а кому еще раз нужно повторить правило.

-Молодцы, ребята!

-Откройте дневники и запишите д/з:

Р.т. стр. 16, упр.19.

Отвечают на вопросы.

-Окончанием.

-Задать вопрос к этому слову.

Выполняют задание учителя.

П.: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К.: умение полно и точно выражать мысли

К.: работа в парах

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: обобщающая беседа

2 мин

Деятельностная

-Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какие цели мы ставили? Как вы думаете, достигли мы целей? Почему? Что мы для этого сделали?

- Возникали ли у вас трудности сегодня на уроке?

-Закончите предложения:

Сегодня на уроке я повторил(а) …

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Мне было интересно …

Мне было трудно …

Мне было непонятно …

-Отлично, урок окончен, до свидания!

Проводят самоанализ деятельности.

-Узнали, как изменяются слова-предметы, научились находить окончания.

-Да, достигли, т.к. изучили правило, делали упражнения на закрепление.

П.: построение речевого высказывания

П.: осуществление синтеза


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ме пред ты предметы

Слайд 4

Тема урока: «Окончания слов-названий предметов». Цели урока: -узнать, как изменяются слова-предметы; -научиться определять окончания в словах-названиях предметов. Что нужно сделать: сделать открытие об окончаниях; выполнить упражнения для закрепления знаний о формах слов-предметов; проверить, насколько хорошо вы усвоили тему.

Слайд 5

лопух – лопух ом ; волнушк а – волнушк и ; рос а – рос у .

Слайд 6

Чистое окн ... , стоять у окн ... , свет в окн ..., нет окн …, растет под окн … . Чистое окн о , стоять у окн а , свет в окн е , нет окн а , растет под окн ом .

Слайд 7

5 «+» - «5» 4 «+» - «4» 3 «+» - «3» 1-2 «+» - «2»

Слайд 8

Лучи, луча, к лучу, у луча . Землю, о земле, землей, на земле . Солнце, солнца, к солнцу, солнцем.

Слайд 9

Домашнее задание. Рабочая тетрадь стр. 16, упр.19.

Слайд 10

Тема урока: «Окончания слов-названий предметов». Цели урока: -узнать, как изменяются слова-предметы; -научиться определять окончания в словах-названиях предметов. Что нужно сделать: сделать открытие об окончаниях; выполнить упражнения для закрепления знаний о формах слов-предметов; проверить, насколько хорошо вы усвоили тему.

Слайд 11

Закончите предложения Сегодня на уроке я повторил(а) … Сегодня на уроке я узнал(а)… Мне было интересно … Мне было трудно … Мне было непонятно …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку № 49 2 четверть для 3 класса по УМК «Начальная школа XXI века»

Конспект урока  по русскому языку  № 49  2 четвертьпо теме: "Однородные члены предложения"  для 3 класса по УМК «Начальная школа  21 века» Основными целями данного урока ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание НЕ с глаголами" 4 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС

Технологическая карта урока разработана  с учетом ФГОС. Урок открытия новых знаний. Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Зд...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....

Конспект урока русского языка по теме «Имя прилагательное» 3 класс, УМК: «Начальная школа XXI века»

технлдлгическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное"...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова - названия предметов разного рода"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о родах; формирование умения выделять окончания слов-названий предметов разного рода; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографической зоркости; во...

Конспект урока по русскому языку "Изменение прилагательных по падежам" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Изменение прилагательных по падежам»Цели деятельности учителя:-Формирование знаний об изменении прилагательных по падежам-Формирование умений изме...