Методическая разработка раздела программы Имя существительное
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Бизяева Валентина Петровна

Методическая разработка раздела программы Имя существительное

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка раздела образовательной (учебной) программы по русскому языку ( 4 класс) Имя существительное Бизяева Валентина Петровна, учитель начальных классов МБОУ Леньковской ООШ Лысковского района Нижегородской области

Слайд 2

Диагностика Диагностика мотивации учебной деятельности Диагностика развития памяти, внимания, мыслительных процессов Анализ ошибок по данной теме Анкетирование детей

Слайд 3

Проблемы Высокий процент ошибок: в написании безударных падежных окончаний в различении И.п. и В.п. имен существительных речевые ошибки в употреблении имен существительных множественного числа в Р.п. Низкий интерес к русскому языку как к предмету.

Слайд 4

Пути решения проблем Применение активных форм и методов обучения. Использование развивающих заданий. Частота повторения упражнений данного вида. Разнообразие типов уроков.

Слайд 5

Задачи изучения раздела программы Углубление знаний об имени существительном как часть речи. Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном и во множественном числе. Развитие умений сознательно использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей Обогащение словаря учащихся, формирование навыков связной речи.

Слайд 6

Методические принципы обучения Сознательность и прочность знаний. Принцип систематичности и доступности. Связь теории с практикой. Принцип наглядности. Опережающее овладение устной речью по отношению к письменной. Принцип преемственности и перспективности.

Слайд 7

Методы обучения По источникам знаний Словесные, наглядные, практические По степени взаимодействия учителя с учащимися Беседа, самостоятельная работа По характеру познавательной деятельности Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские В зависимости от конкретных дидактических задач Подготовка к восприятию, объяснение, закрепление По принципу расчленения или соединения знаний Анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение

Слайд 8

Типы уроков. По дидактическим целям По этапам деятельности По методам и методическим приемам По приемам активизации познавательной деятельности Изучение нового материала Совершенствование ЗУН Повторение и обобщение знаний Контроля и учета знаний Вводный Тренировочный Итоговый Информирующий Проблемный Игра Зачет Практикум

Слайд 9

Учебные задачи уроков Сообщение новых знаний Закрепление знаний и автоматизация умений и навыков Учет и проверка ЗУН

Слайд 10

Развитие познавательных операций Восприятие Запоминание Упражнения по образцу Применение на практике Обобщение

Слайд 11

Способы повышения интереса к урокам Творческие задания Занимательная форма проведения: Уроки – сказки Конкурсы Игры Соревнования «Самоэкзамен» Путешествия

Слайд 12

Имя существительное (48 часов) Понятие о склонении (15 часов) Три склонения имен сущест-вительных (4часа) Правописание падежных окончаний имен сущест-вительных 1,2,3 склонения в единствен-ном числе (18 часов) Склонение и правописание имен сущест-вительных во множест-венном числе (11 часов)

Слайд 13

I блок. Понятие о склонении Цель: Формировать умения отличать один падеж от другого.

Слайд 14

Календарно-тематическое планирование I. 1. Склонение имен существительных. 2. Упражнения в склонении имен существительных 3. Несклоняемые имена существительные. 4. И.п. имен существительных. 5. Р.п. имен существительных. 6. Д.п. имен существительных. 7. В.п. имен существительных. 8. Т.п. имен существительных. 9. П.п. имен существительных. 10. И.п. и В.п. имен существительных. 11. В.п. и П.п. имен существительных. 12. Сочинение «Осень в лесу» по теме «Склонение имен существительных». 13. Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных». 14. Работа над ошибками. Упражнения в склонении имен существительных. 15. Обобщающий урок по теме «Склонение имен существительных».

Слайд 15

27.08.20 Имя существительное - Это _______ , которая отвечает на вопросы ____ , ____ и обозначает ___ . На вопрос кто? отвечают ____ имена существительные, на вопрос что? отвечают _____ имена существительные. Бывают ___ рода, ___ рода, ____ рода. Изменяются по _____ и по ____.

Слайд 16

Различай падежи по вопросам и предлогам Пад. Вопросы Предлоги Примеры И.п. есть Кто? Что? Береза, дом Р.п. нет Кого? Чего? Где? Куда? Откуда? у, из, до, с, без, от, около, после, вокруг, С березы Из дома Д.п. дать Кому? Чему? Где? Куда? к, по К березе По дому В.п. вижу Кого? Что? Куда? через, про, в, на, за На березу В дом Т.п. доволен Кем? Чем? Где? Куда? над, под, между, с, за Под березой За домом П.п. думаю О ком? О чем? Где? о, об, в, на, при О березе В доме

Слайд 17

Игра «Узнай падеж» 1. Кому? 2. через, про, в 3. нет 4. «щедрый» падеж 5. Без предлога не употребляется 5. Подлежащее 6. «Довольный» падеж 7. Что? 8. Кого? Д.п. В.п. Р.п. Д.п. П.п. И.п. Т.п. И.п. и В.п. Р.п. и. В.п.

Слайд 18

27.08.20 Определите падеж у слова лиса Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Слайд 19

Найди ошибку, определи падеж имен существительных правильно и запиши в скобках: Лежу (на чем?) на песке (Д. п.); бегаю (по чему?) по песку (В. п.); обсыпаю (чем?) песком ( Р. п. ); построю (из чего?) из песка ( Т. п. ); ношу (что?) песок (И. п.). 27.08.20

Слайд 20

Какао, кофе, домино, Алоэ, радио, кино, Такси, метро, купе, пальто, Кашне, кафе, трюмо, манто, И какаду, драже, пари, И интервью, рагу, жюри, И пианино, и фойе, Пюре, бюро и ателье – Ты все слова запоминай, Но никогда их не склоняй!

Слайд 21

Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют свою форму называют несклоняемые имена существительные. Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям.

Слайд 22

Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму? Как называются такие имена существительные? Как определить падеж несклоняемых имён существительных? В каком словаре можно узнать значение слова? Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают?

Слайд 23

Упражнения Ответьте на вопросы, запишите ответы, обозначьте падежи существительных. а) Откуда возвратились товарищи? (музей, экскурсия, поход, лагерь) б) Куда улетели птички? ( сад, роща, поле) 2. Закончите предложения: Возьми учебник… Паша уехал… Положи учебник… Саша приехал… 3. Вставьте подходящие по смыслу предлоги, определите падеж. Голубь опустился … крышу. Ласточка поселилась … крышей. Голуби гуляют … крыше.

Слайд 24

4. Слова нога, мяч, книга измените так, чтобы они передавали следующие значения: а) Местонахождение чего- либо( царапина) б) Предмет, которым совершается действие в) Предмет, на который направленно действие 5. Загадка: Одно существительное решило подсчитать, сколько у него форм. Хватило ли ему для этого пальцев не руках? 6. Подберите материал про падежи ( стихи, почему так называются) 7. Подберите пословицы со словами Москва, Родина, друг.

Слайд 25

«Самоэкзамен» (зачет) Теория Практика Форма работы: групповая Учитель → консультант (ученик) → группа

Слайд 26

Обоснование проведения зачета Позволяет проверить: Прочность знаний Накопление определенного объема сведений Степень осмысления Умение пользоваться знаниями на практике Уровень культуры устной и письменной речи

Слайд 27

II блок. Три склонения имен существительных Цель: Формирование умений определять склонение имен существительных по роду и окончанию в н.ф.

Слайд 28

Календарно-тематическое планирование II. 1. Три склонения имен существительных. 2. Упражнение в определении склонения имен существительных. 3. Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах. 4. Обобщающий урок по теме «Три склонения имен существительных».

Слайд 29

Три склонения имен существительных. Цель: сформировать знания у учащихся о трех склонениях имен существительных. Задачи: 1. развить устойчивый интерес учащихся к теме «склонение»; 2. Составить опорную памятку – схему «склонение имен существительных»; 3. Составить пошаговую инструкцию для определения склонения имен существительных в косвенном падеж.

Слайд 30

Прочитайте слова, определите, что между ними общего Слова Род Число Падеж Конь Вода Юра Земля Дочь Море Дядя Стол

Слайд 31

Прочитайте слова, определите, чем они различаются Слова Род Число Падеж Конь Вода Юра Земля Дочь Море Дядя Стол Ед. число Ед. число Ед. число Ед. число Ед. число Ед. число Ед. число Ед. число И.п. И.п. И.п. И.п. И.п. И.п. И.п. И.п.

Слайд 32

Разделите эти имена существительные на группы, ориентируясь на указания Слова Ж. р. -а–я М. р. -а–я М.р – Ср.р –о -е Ж. р. –ь Конь Вода Юра Земля Дочь Море Дядя Стол

Слайд 33

По каким признакам сгруппированы существительные? Ж. р. -а–я М. р. -а–я М.р – Ср.р –о -е Ж. р. –ь Вода Юра Земля Дядя Конь Стол Море Дочь

Слайд 34

Три типа склонения I склонение II склонение III склонение Ж. р. -а–я М. р. -а–я М.р – □ Ср.р –о -е Ж. р. –ь Вода Юра Земля Дядя Конь Стол Море Дочь

Слайд 35

27.08.20 Склонения 1 скл. 2 скл. 3 скл. ж.р. и м.р. м.р. и ср.р . ж.р. -а -я - -о -е - Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только 3 склонения .

Слайд 36

27.08.20 1. Определить род имени существительного ; 2. Определить окончание в И.п. в ед.ч. 3. По роду и окончанию определяем склонение . Как определить склонение имени существительного в косвенном падеже? 1. Поставить в начальную форму (ед. ч. И. п.) Как определить склонение имени существительного?

Слайд 37

Виды упражнений Определить тип склонения имен существительных, найдите сходство и различие. а) Осень, зима, вьюга, метель, осина, сирень б) Мальчик, мальчишка, дед, дедушка, Володя, Владимир, дочь, доченька 2. Подберите существительные одного и того же рода, но разных склонений. 3. Подберите существительные разного рода, но одного и того же склонения. 4. Подберите существительные по тематическому признаку ( звери, птицы, деревья), укажите склонение.

Слайд 38

Вопросы консультантов. Что такое склонение? Какие существительные относятся к 1- му склонению. 3. Какие существительные относятся ко 2-му склонению? 4. Какие существительные относятся к 3- му склонению? 5. Как определить склонение существительного?

Слайд 39

Практические вопросы по теме «Склонение имен существительных» Билет№2. Задание. Распределите имена существительные по склонениям в три столбика. Резина, простыня, кольцо, ноябрь, друг, семья, остров, колесо, озеро, дичь, ночь, сторож, тишь, этаж, картофель, мебель, лагерь, съемка, солнце, тюлень, здоровье, стекло, грусть, трамвай, ягода, метель, мороженое, яблоко. *Дополните каждый столбик именами существительными(2-3 слова)

Слайд 40

III блок. Правописание падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения в единственном числе Цель: Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний и употребление существительных в разных падежах.

Слайд 41

Календарно-тематическое планирование III. 1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2,3 склонения. 2. Правописание безударных окончаний существительных в Р.п. 3. Правописание безударных окончаний существительных в Д.п. 4. Правописание безударных окончаний существительных в Р.п. и Д.п. 5. Изложение по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2,3 склонения». 6. Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в Р.п. и Д.п. 1 и 3 склонения. 7. Р.п. и В.п. существительных 1 и 2 склонения. 8. Правописание безударных окончаний существительных в Т.п. 9. Правописание безударных окончаний существительных в П.п. 10. Правописание безударных окончаний существительных в Р.п., Д.п. и П.п. 11. Правописание безударных окончаний существительных в Р.п., Д.п. и П.п. 12. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.

Слайд 42

13. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных. 14. Изложение по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2,3 склонения». 15. Работа над ошибками. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных. 16. Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2,3 склонения». 17. Работа над ошибками. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных. 18. Обобщающий урок по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2,3 склонения».

Слайд 43

Почему ? Старая женщина волновалась о сестр  и дочер  . Старая женщина волновалась П.п. П.п. о сестр е и дочер и .

Слайд 44

27.08.20 о сестр е и о дочер и 1,П.п. Падеж Окончание 1скл. 2скл. 3скл. Р. и - ы - и Д. е - и П. е е и мечтать о прогулк___ нет равных по скорост___ находиться в холод___ изучение жизн____ е и е и 3,П.п.

Слайд 45

Вставьте пропущенные окончания, докажите Приземлились на планет... Весело на корабл... Сказали команд... Выплыл из ноч... Испугались неизвестност... Соскучились по мам…

Слайд 46

Алгоритм работы : Шаг 1. Определи склонение. Шаг 2. Определи падеж. Шаг 3. Вспомни, какое окончание имеет слово в этом падеже и склонении. Шаг 4. Проверь написание окончания опорным словом.

Слайд 47

Памятка Трудности Приёмы работы Ударные и безударные окончания существительных 1скл. Научить детей проверять существительным с ударным окончанием(н -р, из деревни → из земли Различение И.п. и В.п. И.п. – Подлежащее В.п.- Второстепенный член У 2скл. в определении В.п. и И.п. Помогает замена существительного 2 скл. существительным 1скл. Различение Р.п. и В.п. Постановка 2-ух вопросов: Р.п. (кого? чего?),В.п. (кого? что?) Различение В.п. и П.п. 1.У П.п. – окончание – е 2. Сопоставление существительным того падежа и склонения, но с ударным окончанием 3 скл. Никогда нет окончания е в Р.п., Д.п., П.п.

Слайд 48

IV блок. Склонение и правописание имен существительных во множественном числе Цель: Совершенствовать умения правильно употреблять в речи имена существительные во множественном числе, исправление речевых ошибок.

Слайд 49

Календарно-тематическое планирование IV. 1. Множественное число имен существительных. И.п. множественного числа. 2. И.п. и В.п. имен существительных во множественном числе. 3. Р.п. имен существительных во множественном числе. 4. Упражнения в правильном употреблении имен существительных в Р.п. множественного числа. 5. Д.п., Т.п., П.п. имен существительных во множественном числе. 6. Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе. 7. Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе. 8. Контрольный диктант по теме «Множественное число имен существительных». 9. Работа над ошибками. Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе. 10. Множественное число имен существительных. 11. Обобщающий урок по разделу «Имя существительное».

Слайд 50

* Спиши. Вставь пропущенные буквы, определи падеж имён существительных. Среди заросл … й, на деревь … х, много цвет … в, в предгорь … х, с узор … м … , у лошад … й, с огоньк … м … , на лыж … х, в лу- ж … х, по улиц … м, между корн … м … , на медвед … й, о шалост … х.

Слайд 51

* Спиши, вставляя где нужно, мягкий знак. Определи число, род и падеж имён существительных. Правильная реч … , много туч … , острый нож … , из-под крыш … , морской пляж … , без встреч … , около пастбищ … , нет лыж … , золотая рож … , колючий ёж … , возле афиш … , вкусный борщ … , хитрая мыш … .

Слайд 52

Запомни!!! помидор ОВ туфель ту ч апельсин ОВ мест кру ч килограмм ОВ дел лу ж носк ОВ яблок встре ч облак ОВ сапог гало ш рельс ОВ чулок афи ш ботинок пастби щ валенок сокрови щ

Слайд 53

* Замените картинки существительными во мн.ч., Р.п. и восстановите предложения. К зиме привезли много . В саду ребята собрали много сладких . Сок и содержит много витаминов. Из-за выглянуло солнышко. Мы ели варенье из и .

Слайд 54

Работа над деформированным текстом В школьной мастерской мальчики сделали несколько (кормушки). Утром ребята на лыжах отправились в лес. Теперь птицам мороз не страшен. Сытая птица холода не боится. Тяжёлое время наступило для (птицы). Они развесили кормушки на ветвях (берёзы, осины, ели). Девочки насыпали хлебных (крошки), пшена, (семечки).

Слайд 55

Тест 1. Выберите верное утверждение: а) Имена существительные бывают мужского рода. б) Имена существительные бывают женского рода. в) Имена существительные бывают среднего рода. 2. Выберите верное утверждение: а) Ко второму склонению имён существительных относятся сущ. м.р. и ср.р. с окончаниями - о, -е. б) Ко второму склонению имён существительных относятся сущ. м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е. 3. Выберите верное утверждение: а) У существительных винительного падежа всегда бывают предлоги. б) У существительных винительного падежа не бывает предлогов. 4. Выберите верное утверждение: а) У существительных 1-ого склонения в Д.п. и П.п. окончание -и. б) У существительных 1-ого склонения в Д.п. и П.п. окончание -е. 5. Выберите верное утверждение: а) У существительных множественного числа в Д.п. окончания -ам, -ям. б) У существительных множественного числа в Д.п. окончания -ами, -ями.

Слайд 56

6. Укажите в каких словах пишется окончание -и: а) в слив..., б) на шал..., в) о грубост..., г) в артел... . 7. В каких случаях в окончании после шипящих пишется буква о: а) грач...м, б) плач...м, в) царевич...м. 8. Укажите имена существительные 3-его склонения в Д.п.: а) к ламп..., б) к мишен..., в) в зал... . 9. Спишите, вставив пропущенные буквы. Кирпич...м, Петрович...м, без посылк..., на попуга..., в гаван..., о писател..., на фасол..., птичниц...й, смерч...м.

Слайд 57

Порядок разбора имени существительного Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. Начальная форма ( И.п., ед.ч.) Род. Склонение. Падеж. Число. Роль в предложении.

Слайд 58

27.08.20 Имена существительные Бывают: Одушевлённые Неодушевлённые Собственные Нарицательные 1 склонения 2 склонения 3 склонения Женского рода Мужского рода Среднего рода Изменяются: По числам По падежам В предложении могут быть: подлежащим дополнением обстоятельством сказуемым

Слайд 59

Результаты контрольных диктантов.

Слайд 60

Результаты зачётов по темам

Слайд 61

Мини-сочинение Бунтовой Снежаны Мой самый любимый предмет - русский язык, потому что мне очень интересно узнавать секреты русского языка. Очень важно быть грамотным человеком! Сейчас на уроках мы изучаем падежи имен существительных. Тема очень сложная. Но когда стали разбираться, оказалось, что на самом деле всё очень даже просто!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы "Природа России"

УМК по Окружающему миру для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, программы « Окружающий мир 1- 4 класс», А.А.Плешаков...

Методическая разработка раздела программы

Медическая разработка раздела программы по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". Урок на тему: "Приставка как часть речи."...

методическая разработка раздела программы. Окружающий мир-2 класс. Начальная школа 21 века.

Методическая разработка образовательной программы . Окружающий мир 2 класс. Начальная школа 21 века. Тема:"Кто ты такой?"...

Методическая разработка раздела программы по технологии: "Дело мастера боится. Конструкция и украшение вещи" УМК "Гармония". 2 класс

Методическая  разработка   раздела  программы  по  технологии: «Дело  мастера  боится. Конструкция  и украшение  вещи»  создана  на  ос...

Методическая разработка раздела программы "Enjoy English" 2 класс

Методическая разработка раздела программы "Enjoy English"...

Методическая разработка раздела программы " Английский с удовольствием" 2 класс

Методическая разработка раздела программы "Английский с удовольствием" 2 класс...

Методическая разработка раздела программы по русскому языку тема : "имя существительное"

Этот материал может быть полезен для учителя начальных классов...