"РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
материал по русскому языку

Миронова Марина Николаевна

Каждому известно, что общение начинается с первых минут жизни человека и составляет и составляет неотъемлемую характеристику его существования в мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Миронова М.Н.

учитель начальных классов

МОАУ "Моготская СОШ"

Тындинского района Амурской области

"РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь

много ума, чтобы пользоваться им.

Гегель, немецкий философ

Каждому известно, что общение начинается с первых минут жизни человека и составляет и составляет неотъемлемую характеристику его существования в мире. Именно в общении и посредством общения человек получает знания, учится чувствовать и мыслить. Общение открывает ему культуру и делает возможным его приобщение к ней. Таким образом, общение – условие жизни человека, условие его нормального развития и бытия, что и подтверждается словами М.М. Бахтина, ставшими теперь почти что афоризмом: "Быть – значит общаться…"

Человек утверждает себя в мире людей посредством деятельности, в том числе и не в последнюю очередь деятельности речевой, без которой никакой иной вид деятельности просто невозможен. Речевая деятельность характеризуется как процесс "активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловленного ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой" (И.А. Зимняя). Отсюда следует, что данный вид человеческой деятельности всегда предполагает наличие партнеров, т.е. того, кто сообщает (обращается с высказыванием), и того (тех), кто это высказывание воспринимает.

Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, который осуществляется с помощью языковых средств, в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях.

Речь – это процесс применения языка, который вырабатывается усилиями множества людей, обслуживает общество и является общественным достоянием. Общество заинтересовано в том, чтобы богатства и исторически сложившиеся нормы родного языка строго охранялись. Сложная задача выработки таких умений возлагается преимущественно на школу, особенно – начальную. Но, к сожалению, нужно признать, что в области развития речи очень большие резервы остаются еще не использованными. В школе и сегодня этому вопросу уделяется значительно меньше внимания, чем заслуживает столь важное дело, хотя позитивные сдвиги и наблюдаются в последние годы.

Понятие "речь" является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической, методической литературе.

Лингвисты, как правило, пишут о речи в плане ее сопоставления с языком. Психологи и психолингвисты рассматривают речь как процесс порождения и восприятия высказывания, как вид специфически человеческой деятельности, обеспечивающей общение. Учителю-методисту же чрезвычайно важно знать, что, собственно, представляет собой речь как вид деятельности, как происходит процесс порождения и восприятия устного или письменного высказывания в целом и у конкретного ученика.

В зависимости от задач речевого высказывания человек использует разные виды речи. М.Р. Львов подразделяет речь прежде всего на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь – это "… речь, облеченная в звуки или графические знаки, обращенная к другим". "Внутренняя речь – это не произнесенная и не написанная, "мысленная" речь, она обращена как бы к самому себе.

Внешняя речь рассчитана на восприятие другими людьми. Поэтому по механизмам и способам кодирования ее можно подразделить на 4 вида:

  1. говорение – отправление речевых сигналов, несущих информацию;
  2. аудирование (слушание) – принятие акустических сигналов вместе с пониманием;
  3. письмо – кодировка единиц говорения с помощью графических знаков;
  4. чтение – восприятие графических кодовых единиц, их расшифровка, перевод в мыслительные единицы на уровне внутренней речи.

Традиционно понятие "развитие речи", в частности связной речи, всегда предполагало преимущественно обучение созданию высказываний, но речевая деятельность – это двусторонний процесс. Нужно также целенаправленно учить детей и воспринимать высказывания, т.е. выступать в роли не только отправителя сообщения, но и адресата, учить меняться ролями.

        Чтобы развитие собственно речевой деятельности младших школьников проходило успешно, нужна параллельно проводимая большая работа по ряду направлений:

  • над расширением кругозора учащихся, над их способностью наблюдать, эмоционально воспринимать, сравнивать, оценивать, обобщать и так далее мысли и чувства, возникающие у детей, – это потенциальные предметы их речевой деятельности;
  • над осознанием школьниками системы языка, назначении различных языковых единиц, правил их функционирования, над обогащением средств, используемых детьми;
  • над умением выбирать средства языка, с учетом ситуации общения, и грамотно формулировать мысли;
  • над умение отбирать содержание для высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом;
  • над пониманием значимости всех элементов "чужого" текста (отбор сведений, их последовательность, группировка, использование языковых средств), а также над умением извлекать из каждого элемента соответствующий смысл.

В раннем детстве ребенок овладевает речью главным образом подражая взрослым. Дальнейшее же ее совершенствование для большей эффективности и результативности требует целенаправленной систематической работы. На этапе школьного обучения в центре внимания должна находиться именно монологическая речь детей – устная и письменная.

Механизм словесного оформления высказывания в устной и письменной форме в целом один и тот же. Существенное различие лишь в том, что письменная речь оставляет человеку возможность делать значительные паузы для подбора слов, для выбора желательной конструкции, позволяет исправлять, оттачивать сказанное, начинать все сначала и т.д., а устная речь всех этих возможностей не предоставляет.

Не нужно думать, что развитие речи может быть сведено к развитию устной речи (или письменной). Все виды речи теснейшим образом связаны. Продвижение в одном направлении тот час же отзовется и на всех других.

Итак, развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Педагоги должны хорошо понимать, что развитие речи – непременное условие гармонического развития личности. Решение этой задачи находится в руках педагогического персонала.

Накопление лексики, разработка грамматических моделей и связывание предложений в связный текст или устную речь происходит также в ситуации общения. В общий курс развития речи обязательно должно входить выразительное чтение.

В школе могут быть осуществлены все описанные методы, но для этого нужно пересмотреть некоторые привычные принципы построения урока и обратить особое внимание на развитие речи в младших классах.

Литература:

  1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – 3-е изд., испр. – М.: 1977.
  2. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М: Просвещение, 1988.
  3. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Русский язык в начальных классах. Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: 1994.
  5. Синицын В.А. Мастерская речевого творчества. – М.: Росткнига, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

От успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деяте...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе.

Известно, что ребенок, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться чувствами, мыслями, а каналом связи служит общение. Осно...

Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования”

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности.    Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имее...

развитие речи неслышащих и слабослышащих детей в начальной школе

Обмен опытом работы по развитию речи в первом классе в школе интернате для неслышащих детей. Речевые игры увлекают детей, способствуют развитию понятийного аппарата и пассивной и активной речи....

Развитие речи. Изложение"Снег идёт" 3 класс"Начальная школа 21 века"

Презентация является электронным приложением к уроку развития речи в 3 классе по зрительно воспринятому тексту. Включает в себя все этапы работы над текстом: восприятие,  теоретический анализ ком...

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном, язык усваивается ребёнком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого не достаточно. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть...