СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ефимова Татьяна Васильевна

На всех этапх урока говорится о двух способах проверки парных согласных в конце и середине слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx38.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по  русскому языку во 2 классе «А» 20.01.20

Автор: Ефимова Татьяна Васильевна
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ  НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ  СЛОВА

Тема

     СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ  НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

                             

Дидактическая цель урока

Способствовать применению учащимися  двух способов проверки парных согласных на конце слова

Тип урока

Закрепление и применение новых знаний

Планируемые результаты
(предметные)

Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике, лексике, синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные результаты

Создать условия для самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

положительное отношение к изучению русского языка.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные:-формулировать умения понимать учебную задачу на основе знаний, полученных на предыдущих уроках;

-оценивать результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя  

Познавательные: -общеучебные – осуществлять поиск необходимой информации в учебной литературе, использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи;

-логические – уметь  проводить анализ, сравнение звуков

Коммуникативные-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в совместной деятельности, в том числе в ситуации конфликта.

Основное содержание
темы, понятия и термины

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед
согласным. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным и его обозначение буквой на письме. Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова.

Образовательные ресурсы

Таблица «Согласные звуки», компьютер, проекционная доска, индивидуальные карточки, учебник.

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

I.а)Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент
)

б)Актуализация знаний учащихся

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

-Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!.

***С каким словом мы будем работать на этапе «каллиграфическая минутка» (Мороз)

***Объясните лексическое значение этого слова

-(Понижение температуры воздуха ниже нуля)

***Определите виды орфограмм в этом слове, назовите их.

***Какой частью речи является это слово?

***Назовите согласные звуки, дайте им характеристику,

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Отвечают на вопросы учителя, используя знания, полученные на предыдущих уроках.

Записывают слово мороз, подчеркивают проверяемые и непроверяемые орфограммы.

С помощью листов оценивания обучающиеся оценивают свою работу на этом этапе урока и формулируют вывод(это поможет сформулировать тему и задачи к данной теме урока)

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Каллиграфическая минутка

Практический.

Назовите парный согласный звук в этом слове? Какой буквой он обозначается на письме?

Письмо букв и слияний.

Вспомните пословицы со словом «мороз». (Мороз не велик, а стоять не велит. Мороз и метели под февраль полетели. Береги нос в большой мороз.)(Слайд 2)

 -Объясните значение любой из этих пословиц.

Работают в парах: формулируют цель на данном этапе урока, вставляют пропущенную букву и обсуждают друг с другом, почему они вставили  букву  «з».

Вывод: выполняя это задание, мы преследовали следующие цели (дети называют их)

Вырабатывают калли-графический почерк, работают с знакомыми орфограммами.

III. Словарно-орфографическая работа

Работа в парах.

Словесный.

По лексическому значению запишите следующие словарные слова:

а)  группа людей, проживающая в какой-то стране (народ);

б) обувь с длинным голенищем  (сапог);

в) промышленное предприятие (завод);

г) синоним к слову неожиданно (вдруг).

Запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Устно объясните их написание.

В слове народ парную согласную на конце слова проверьте способом проверки однокоренных слов, а в слове сапог используйте способ проверки изменения формы слова.

В каком слове нельзя проверить орфограмму никаким способом проверки? (вдруг)

Что в этом случае необходимо сделать? (Запомнить, как пишется это слово). (Слайд 3)

По лексическому значению определяют название слов: народ, сапог, завод, вдруг.

Вывод: орфограммы бывают проверяемые и непроверяемые.

Осуществляют контроль, самоконтроль и взаимоконтроль для установления правильности выполнения заданий.

Самостоятельно выбирают источники, из которых можно получить необходимую информацию.

IV. Сообщение темы и цели урока

Работа по учебнику.

Упр.47 стр.28(4 и 5 предложения)

Фронтальная. Словесный.

 О чём мы будем говорить на уроке. Определите тему, цель и задачи урока.(Слайд 4, 5)

Работа по схеме «Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова)

Вывод: мы знаем 2 способа проверки парных согласных на конце и в середине слова:1)подбор однокоренных слов; 2)изменить форму слова.

Дети формулируют тему и цельурока,  ставят задачи, с которыми им предстоит сегодня справиться на уроке.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

V.Работа над темой урока. Закреплений знаний и способов действий.

Индивидуальная, работа в группах, работа в парах.

Класс работает по теме урока

Дети одновременно работают в группах, в паре и индивидуально.

Каждая форма работы предусматривает разные задания.

1. Правописание парных по глу-
хости-звонкости согласных в однокоренных словах

Индивидуальная работа по карточкам

Карточка

Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Устно объясните свой выбор.

Сле…(д, т)      зу…(б, п)

Хле…(п,б)      морко…ь(ф,в)

Кру…(г, к)     сторо…(ш,ж)

Рука…(в,ф)      гру…(з,с)

Пило…(т,д)     холо…(д,т)

(Слайд 12)

Различают парные
по глухости-звонкости согласные звуки.

Определяют на слух слова с парным
по глухости-звонкости согласным звуком
на конце слова

2. Правописание парных по глу-
хости-звонкости согласных в однокоренных словах

Работа в паре

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

Карточка

Прочитайте, выполните работу по вариантам:

1в-выпишите однокоренные слова, выделите корень. Слово «зимушка» разобрать по составу.

2в-выпишите слова с разными формами, выделите окончания. Слово «зимний» разобрать по составу.

Зима, зимушка, у зимы, зимний, к зиме, зимовать.

(Слайд 13)

Выполняют задания. Выделяют
корень, окончания. Разбирают слова по составу. Подчеркивают буквы, написание которых надо проверить. Формулируют вывод. Оценивают свою работу на этом этапе.

Соотносят произно-
шение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова.

Находят букву, напи-
сание которой надо проверить

3. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне (у

Работа в группах

Фронтальная.

Словесный,

практический.

Чтение, беседа, письмо

Карточка №1

Выполнить звуко-буквенный разбор слова снег.

              Карточка №2

Составьте из данных слов предложение и разберите его по членам. Определите части речи:

пушистые, падали, С, неба, снежинки.

Выполняют задания в группе на плакате, затем все записывают в тетрадь.

(Слайды 10,11)

Первая группа даёт характеристику самой маленькой единице речи-звуку, ставят ударение, делят слово для переноса и т.д.

Вторая группа составляет из слов предложение, разбирает его по членам, выписывает словосочетания, определяет части речи, даёт характеристику предложения.


.

1

2

3

4

5

V1.Закрепление новых знаний и способ действий

1) Творческая работа (РР)

Слайд 9

.

1)Выполнить задание из презентации (Слайд 7)

Карточка

Спишите, правильно обозначая начало и конец предложения. Вставьте пропущенные буквы.

Тихо подкрался моро…   тонкий лё… сковал  пру…    стайка    ры… спряталась на дно.

2) Беседа «Осторожно -лёд!»

3)Написать мини-сочинение на тему: «Зима» ( по желанию).(Слайд 8)

-Оцените свою работу на этом этапе урока.

Проводится работа по развитию речи. Дети определяют начало и конец предложения, вставляют пропущенные буквы.

Затем проверяют по образцу(Слайд 8)

Повторят правила поведения на льду

(слайд 9)

Работа выполняется по желанию детей.

Определяют на слух слова с парным
по глухости-звонкости согласным звуком
на конце слова, выбирают способ проверки.

Рассматривают иллюстрации, делают выводы о том, что на льду необходимо быть осторожными.

Слушают составленные рассказы, находят слова с данными орфограмами, объясняют их написание.

VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

(Слайд 14) Продолжи фразу:

-Мне понравился (указать вид работы)…

-Я узнал…

-Я вспомнил…

-Я научился…

-Мне следует поработать над…

-Знания мне пригодятся в …

-Я оценил свою работу на уроке…(показывают лист самооценки.)

Отвечают на вопросы

Формулируют тему урока, цель, задачи и делают вывод, выполнили ли те задачи, которые ставили на каждом этапе урока.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

VIII. Информация о домашнем

задании.

(Слайд 15)

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Проверяет в дневнике соответствующие записи

      Домашнее задание

Выполнить задания по карточке:

1) Из орфографического словаря стр.134-135 выписать 2 слова с парной согласной в корне.

2)К одному слову подобрать 2 однокоренных слова, выделить корень;

Ко второму слову подобрать 2 слова с разными формами, выделить окончания.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи в дневниках.

Принимают учебное
задание. Понимают
цели, содержание
и способы выполнения задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку во 2 классе Тема урока: «Способ проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная  школа   №1 с.Октябрьское»МО-Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания   От...

Урок русского языка по теме: «Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова»

Предлагаемый ресурс подготовлен для учащихся 2 классов, обучающихся по образовательной системе "Перспектива" (возможно использование в других УМК). Ресурс содержит конспект урока, презентацию (приведе...

Конспект урока по русскому языку в инклюзивном классе ТЕМА: Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых.

ТЕМА: Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых....

Открытый урок по русскому языку на тему: "Способ проверки парных согласных на конце слова"

Открытый урок по русскому языку по теме: "Способ проверки парных согласных на конце слова"  (продолжение)...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Способы проверки парных согласных на конце слов"

Представлена разработка урока, презентация и самоанализ....