Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)

Асаинова Рагида Рифовна

Задания для подготовки к олимпиаде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass_munitsipalnyy_etap_2018-19.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Муниципальный этап

4 класс (2018 – 2019 учебный год)

Диктант.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запиши номера предложений, в которых есть

  1. однородные подлежащие: _________
  2. однородные сказуемые:_________________
  3. однородные дополнения:  _____________
  4. однородные обстоятельства: _________________

Задание 1. Сделай фонетическую транскрипцию данных слов и запиши полученную транскрипцию в обратном порядке. Какие слова получились? Сделай их буквенную запись.

Шёл - ________________ - ____________________ - ___________________

Ель - ________________ - ____________________ - ____________________

Араб - ___________________ - __________________ - __________________

Задание 2. Запиши названия профессий, соответствующие существительным.

Сапог - ________________________________

Барабан - ______________________________

Баян - _________________________________

Пожар - _______________________________

Суд - __________________________________

Комбайн - _____________________________

Задание 3.  Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами знак ударения.

Средство- _______________________;  шофер- _________________________ ;

Цыган __________________________ ;  торт- __________________________ ; трактор - _______________________ ;  инженер - _______________________.

Задание 4. Подбери современные синонимы к устаревшим словам.

страж - ___________________________________

зодчий - __________________________________

кладезь - _________________________________

вопить - __________________________________

врата - ___________________________________

перст - ___________________________________

Задание 5. Отгадай загадку: Красное коромысло через реку повисло. Объясни, почему коромысло красное. Подтверди своё объяснение примерами.

Отгадка: ________________________

Объяснение: ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Примеры: ________________________________________________________

Задание 6. Составь из букв данных слов существительные другого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.

кукла- __________________________________________________________

тьма- _____________________________________________________________

кочан- ____________________________________________________________

банка- ____________________________________________________________

Задание 7. Какие из трех признаков (род, число, падеж)  нельзя определить в каждом случае для слов: сирота, ворота, пальто, читал, аккуратно, улыбчивые?  Запишите ответ в форме таблицы.

род

число

падеж

сирота

ворота

пальто

читал

аккуратно

улыбчивые

Задание 8. Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопросы. Чужак.

        Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Вопросы:

1) Кто же оказался Чужаком среди родственников Воды? _________________

2) Почему родственники не сразу приметили чужака? ____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Составьте список любых четырех родственников чужака.

_________________________________________________________________

Задание 9. Объясни, какие значения могут иметь совершенно одинаковые слова.

Гвоздика - ________________________; гвоздика - ____________________;

Среда - ___________________________; среда - _______________________;

Кашка - __________________________; кашка - ______________________;

Свинка - _________________________; свинка - ______________________.

Задание 10. Замени метким выражением (фразеологическим оборотом) такие высказывания:

обнаружить своё присутствие _______________________________________ выполнить своё обещание ___________________________________________ молчать, не говорить лишнего ________________________________________ неспокойно, тоскливо на душе ________________________________________ обидевшись, сделать недовольное лицо ________________________________

Задание 11. Запиши, как правильно называют жителя (м. р.), жительницу (ж.р. ) и всех жителей (мн.ч.) этих городов.

Название города

житель

жительница

Все жители

Москва

Нижний Новгород

Ветлуга

Задание 12. Мальчика звали Юлий, а девочку – Юлия. Их имена по-разному склонялись в единственном числе, а во множественном числе одинаково, за исключением двух падежей. Каких падежей?

__________________________________________________________________

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Муниципальный этап

4 класс (2018 – 2019 учебный год)

Ответы

Ответы на задания

Количество баллов

Диктант

Ответы на вопросы к диктанту:

  1. 3
  2. 5, 8
  3. 6, 7
  4. 7

Без ошибок и исправлений – 5 баллов.

1 ошибка – 4 балла;

2 ошибки – 3 балла;

3 ошибки – 2 балла;

4 ошибки – 1 балл.

>4 ошибок – 0 баллов

2 исправления  = 1 ошибка; 2 пунктуационные ошибки – за 1 орфографическую.

За ответы на вопросы: 3 балла (по 0,5 балла за каждую верную цифру)

Задание 1.

Шёл – [ш о л] – [л о ш] – ложь

Ель – [й, э л, ] – [ л, э й, ] – лей

Араб – [ а р а п] – [ п а р а ] - пара

По 2 балла за каждую верную цепочку

Всего – 6 баллов

Задание 2.

Сапог - сапожник

Барабан - барабанщик

Баян - баянист

Пожар - пожарник

Суд - судья

Комбайн – комбайнёр или комбАйнер

6 баллов

Задание 3.

Средство- срЕдства;  шофер- шофЁры ;

цыган - цыгАне ;  торт- тОрты ; трактор - тракторА ;  инженер – инженЕры.

6 баллов

Задание 4.

страж – сторож; зодчий – архитектор, градостроитель; кладезь – колодец (устар.), сокровищница (совр.); вопить – орать, кричать;
врата – ворота, вход; перст - палец

6 баллов

Задание 5.

Отгадка – «Радуга». (1 балл)

Объяснение: «Красное» употреблено в значении «красивое». (1 балла)

Примеры: Аналогичные употребления в сочетаниях красна девица, Красная площадь. (1 балла)

3 балла

Задание 6.

Кукла (1 скл.) – кулак (2 скл.)

Тьма (1 скл.) – мать (3 скл.)

Кочан (2 скл.) – ночка (1 скл.)

Банка (1 скл.) – кабан (2 скл.)

4 балла

Задание 7.

род

число

падеж

сирота

не определ. (или общего рода)

ворота

не определ.

пальто

не определ.

читал

не определ.

аккуратно

не определ.

не определ.

не определ.

улыбчивые

не определ.

По 1 баллу за каждое слово при отсутствии ошибок.

Всего -  6 баллов

Задание 8. Ответ: «Чужаком» в данном случае является слово Водитель. Ошибка произошла потому, что в словах водитель и вода одинаковый корень –вод- , имеющий разное лексическое значение. Водитель – водить, вождение, предводительство, проводник (или любой другой список из четырех однокоренных слов)

3 балла (за каждый вопрос по 1 баллу)

Задание 9.

Гвоздика – цветок и пряность

Среда – обитания и день недели

Кашка – растение и продукт питания

Свинка – болезнь и животное

4 балла

Задание 10.

обнаружить своё присутствие-подать голос или попасть на глаза;

выполнить своё обещание – сдержать слово;

молчать, не говорить лишнего – держать язык за зубами;

неспокойно, тоскливо на душе – кошки на душе скребут;

обидевшись, сделать недовольное лицо -  надуться, как мышь на крупу (сделать кислую мину)

5 баллов

Задание 11.

Москва – москвич, москвичка, москвичи.

Н. Новгород – нижегородец, нижегородка, нижегородцы.

Ветлуга – ветлужанин, ветлужанка, ветлужане.

По 0,5 балла за каждое верное слово.

Всего – 4,5 балла

Задание 12. Родительный и Винительный

2 балла

ИТОГО:

63,5 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку

Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады...

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.

В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.

Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в  начале олимпиады самими у...

Олимпиадные задания по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса...