Разработка открытого урока по чтению во 2 «Д» классе на тему: «Волшебное слово» В.А.Осеевой
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Ким Марина Мелисовна

Разработка

открытого урока

 

по чтению

во 2 «Д» классе

 

на тему: «Волшебное слово» В.А.Осеевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnoe_slovo.docx207.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Волшебное слово».    В.А.Осеева.

Цель урока: обучение анализу произведения, обогащение умственного потенциала детей путем целенаправленного формирования правильной читательской деятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

- обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного;

- совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение;

- совершенствовать навыки чтения по ролям, выборочного чтения;

- учить работать с планом произведения.

Развивающие:

- развивать навыки правильного чтения;

- развивать творческую деятельность учащихся;

- развивать умение вести диалог, участвовать в бесседе.

Воспитательные:

- способствовать  нравственному воспитанию учащихся( вежливость, доброта, забота о других).

Оборудование: учебник, портрет В.Осеевой, карточки с пословицами, карточки с вежливыми словами, слайды.

Ход урока:

  • Орг.момент. Жужжащее чтение.
  • Вступительная беседа.

- как называется произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке?

У меня есть три варианта ответа, а вам нужно выбрать правильный:

(Карточка №1)

Волшебное яблоко

Волшебное слово

Волшебное колечко

- А кто же автор данного произведения?

(Валентина Александровна Осеева)

- Расскажите коротко биографию автора.

-В.А.Осеева родилась в 1902 году в городе Киеве. Детство писательницы прошло в городе Самаре, где ее отец, по профессии инженер- строитель, работал на железной дороге, а мать- в газете корректором.

- Сегодня мы продолжаем с вами работу над этим произведением.

Проверка дом.задания:

- Что было задано на дом?

Дочитать рассказ до конца и выписать пословицы о вежливых, волшебных словах.

- А теперь ребят посмотрите на картинки, и расставьте их в правильной последовательности. Найдите подходящий текст к каждой картинке из данного рассказа.

- Кто же главный герой рассказа?

- Кого встретил Павлик на лавочке?

- Что вы можете рассказать о старике?

- Почему старик решил помочь Павлику?

   

 3)Лексический комментарий.

-Читая рассказ, вам встречались слова, трудные для понимания. Давайте посмотрим, как вы поняли их значения. Найдите в тексте предложения с этими словами.

- сквер( парк)

- стряпает (готовит пищу)

- противень ( железный лист для выпечки)

- морщинки ( складки на коже лица)

- чуть не поддал хорошенько.

- буркнул( сказал невнятно)

- сгребла в кучу( собрала к себе)

-засопел от обиды( чуть не заплакал)

- взъерошил (почесал волосы)

4) Актуализация знаний.

Работа в группах.

- Я раздам конверты с деформированными пословицами, соберите их по смыслу и объясните их значения.

Карточка №1. Добрый человек,добру учит.

Карточка №2. За добро добром платят.

Карточка №3. Волшебное слово помочь всегда готово.

Карточка №4. Доброе слово путь к сердцу открывает.

Карточка №5. Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

Карточка №6. Доброе слово и кошке приятно.

Карточка №7. Слово не воробей, вылетит- не поймаешь.

Карточка №8. Больше верь делам, нежели словам.

Карточка №9. Слово не стрела, а ранит.

Карточка №10. От вежливых слов язык не отсохнет.

Карточка №11. Говорить не думая – что стрелять не целясь.

Карточка №12. Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.

Ответы детей.

- О чем эти пословицы? (о взаимоотношениях между людьми)

- Какая из них выражает главную мысль рассказа «Волшебное слово»?

(добрый человек добру учит)

- Почему?

-А кто здесь добрый?

- Что помогло научить добру Павлика? (доброе слово)

«Волшебное слово помочь всегда готово»

- Как вы понимаете эти слова?

- Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет улучшить наше настроение.

5) Составление кластера.

- Составление кластера.

- Существует очень много волшебных слов. Давайте вспомним, поиграем в игру «Доскажи словечко» и составим кластер.

Первое правило: Растает даже ледяная глыба от теплого слова «Спасибо».

Второе правило: Зазеленеет старый пень, когда услышит «Добрый день».

- третье правило:

Если встретите знакомых,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйтесь, не лукавьте

А скажите: Здравствуйте!

- четвертое правило:

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: Пожалуйста!

- пятое правило:

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите: До Свидания!

- шестое правило:

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить : Спасибо!

- седьмое правило:

Если сон смыкает очи,

И тебя отправят спать,

Всем скажи: Спокойной ночи,

А потом иди в кровать.

6) Работа над темой урока. Воспроизведение последовательности, составления плана, чтение по ролям.

а)Анализ первой части.( Любченко, Дадабаева, Исомов)

- Как вёл себя мальчик при встрече с незнакомым человеком? ( обратить внимание на слова, кот. описывают его поведение и настроение).

- Что можете сказать о Павлике?

- О старике?

- Почему он захотел помочь Павлику?

( потому что у него большой жизненный опыт и он знает, как помочь маленьким).

- Сразу ли поверил мальчик ему?

б) Анализ второй части.( шаймарданова,барно,билол)

-Какое волшебное слово сказал Павлик?

- Как оно подействовало на Лену?

в) Анализ третьей части.( ташходаева,афшона,бехруз)

- Что случилось с бабушкой, когда она услышала волшебное слово?

- Какова была реакция Павлика?

г) Работа над четвертой частью. (кадырова,шохжахон,зохида,мадина,ханифа)

-Какое самое трудное испытание ожидало Павлика в третий раз? ( уговорить брата, чтоб тот взял покататься на лодке).

- Как он обратился к брату?

- Ребята, а почему вдруг все полюбили Павлика и выполнили его просьбы?( стал вежливым).

- А как нужно говорить такие слова?

- Прочитайте об этом в тексте.

( тихо, глядя в глаза тому, с кем разговариваешь).

- Для чего мы используем эти слова?

7) Итог урока.

-Давайте вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока?

- Может ли слово быть волшебным?

- Это в прямом или переносном значении? (конечно, в переносном, нужно говорить эти слова, чтобы вокруг все дружили).

-Каким стал Павлик?

-В чём секрет волшебного слова?(Добро всегда побеждает).

-Так в чем состоит главная мысль рассказа? (нужно быть вежливым, воспитанным).

-Зачем Павлик побежал обратно в сквер? (чтобы поблагодарить старика).

8)Оценивание.

- Все работали замечательно, все были активными. Надеюсь, что очень много полезного и поучительного вы почеркнули для своего воспитания.

9)Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к произведению.

10)Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Понравился ли вам урок?

11)Чтение стихотворения наизусть учащимися:

Слова «До свидания», «Спасибо», «Простите», «Пожалуйста», «Здравствуйте» - щедро дарите.

Дарите прохожим, друзьям и знакомым

В троллейбусе, в парке, в школе и дома.

Слова эти очень и очень важны

Они человеку, как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить

Слова эти надо с улыбкой дарить!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа во 2 классе. Тема: «Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте»

Используемый материал (инсценирование, просмотр презентации, отрывка из мультфильма и др.) помогает развивать  желание детей употреблять в своей речи слова вежливого обращения, учит уважению и ве...

Разработка открытого урока по математике 4 класс.Тема :" Разряды и классы "

Создать условия для знакомства  детей с новым понятием класс, исследовать новые понятия.Учить, опираясь на изученный материал считать тысячами.Совершенствовать вычислительные навыки, устные и пис...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия 1-2 класса Тема: «Правильное питание – великое подспорье для нашего здоровья»

Цель: формировать отношение к правильному питанию, как основной части здорового образа жизни. Задачи: • Формирование представлений о здоровье. • Формирование привычки есть то, что требуется органи...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Открытый урок русского языка 1 класс тема: "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"

Урок русского языка  "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"...

конспект урока окружающего мира 2 класс Тема: " Волшебные слова"

конспект урока окружающего мира 2 класс Тема: " Волшебные слова"...