Элементы логоритмики на уроках русского языка и литературного чтения
статья по русскому языку (1 класс)

Новоселова Ольга Вячеславовна

В материале рассказывается что такое логоримика, каково её значение на уроках в начальной школе. Здесь вы сможете познакомиться с различными упражениями, которые можно использовать на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логоритмика47.4 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы логоритмики на уроках русского языка и литературного чтения

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Основной целью работы школы является: успешность и здоровьесбережение подрастающего поколения. Для реализации инновационной образовательной программы  в образовательном процессе используются современные образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии, метод проектов, технология исследовательского обучения, информационно - коммуникационные технологии, теория решения изобретательских задач, технология развития критического мышления, игровая учебная деятельность, здоровьесберегающие технологии, технология «Дебаты», технология проблемного обучения, технология «Портфолио», технология «Кейс-метод».  

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня речевого развития у детей. В связи с этим в учебный процесс были введёны элементы логопедической ритмики. Логоритмика - это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением. Логопедическая ритмика полезна не только детям с нарушением речевого развития, но и всем другим ученикам. Чтобы сделать такой вывод, можно посмотреть на задачи этого приема.

Задачи логоритмики:

- оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторики);

- образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений);

- воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность);

- коррекционные (коррекция определенного нарушения в определенном возрасте).

При использовании логоритмики можно выделить три периода.

1. Развитие общих движений рук, ног, туловища, мелкой моторики (Приложение 6), мимических мышц лица, внимания и памяти (слуховой и зрительной) (Приложение 3). Используются дидактические игры, гимнастика, слушание музыки, пропевание  гласных (1 класс).

2. Развитие моторики артикуляционного аппарата. Используются упражнения для конечностей, тела, артикуляционная гимнастика, упражнения для развития слухо-произносительной дифференциации контрастных звуков. (Приложение 2)

3. Закрепление речевых навыков, в том числе и автоматизация звуков, двигательных способностей, коллективных взаимоотношений. Используются игры с пением, инсценировки.  (Приложение 4)

Одним из обязательных условий организации урока являются физминутки.

Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в занятии с учащимися. Она необходима и важна т. к. это “минутка” активного и здорового отдыха.

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка. (Приложение 5)

Физминутки любимы детьми. В своей работе наблюдала, как во время проведения знакомой физминутки раскрепощается неуверенный ребёнок, сам не замечая этого, он преодолевает свою двигательную неловкость.

Для детей с нарушение речи физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдохи последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. (Приложение 7)

Игры на развитие речевого дыхания и фонематического слуха

1. Ребёнок выполняет различные мимические движения: надувает щёки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т.д. (Приложение 1)

2. Щёлканье языком с широко раскрытым ртом. Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребёнку предлагается несколько раз подряд два раза щёлкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.

3. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке. Перекатывание орехов во рту.

4. Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свёртывание в трубочку, поддразнивание и т.д.

Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е умение различать речевые звуки (фонемы) от других. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: Мал-мял, рак-лак.  Эти умения нужно развивать на уроке русского языка. Например при помощи упражнений «Если буква заблудилась». ( см. Приложение)

На уроках литературного чтения используются приемы при чтении стихотворений: 1) чтение в замедленном темпе, 2) чтение в ускоренном темпе, 3)чтение по ролям, 4) чтение под музыку с выражением.

Используя элементы логоритмики в школьном процессе, мы помогаем  правильно произносить звуки, слова, фразы, снять напряжение от чрезмерной нагрузки. Научившись этому дети смогут в будущем стать творческими личностями.

Теперь в наших планах с учениками принять участие в инсценировки сказки – это поможет нам развивать интонацию, силу и тембр голоса.

Приложение1

Упражнение «Хобот Слоненка»

У какого крупного животного нос похож на длинную трубу? Конечно, у слона. Как этот нос называется?  Хобот.

Сделай из своих губ хобот - вытяни их вперёд и сомкни, проговори про себя:

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну...

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

Упражнение «Трубочка»

 Вытяни несомкнутые губы вперед трубочкой и держи в таком положении, считая про себя до пяти. А сейчас подуди через трубочку:

 

Мои губы - трубочка –

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

 Ду-ду, ду-ду-ду,

Ду-ду, ду-ду-ду!

А теперь «поиграй» пальцами на своей дудочке:

Вдоль по улице иду я

И в большую дудку дую:

Ду-ду-ду да ду-ду-ду,

Я по улице иду!

Приложение 2

1. Учебник Русский язык 2 класс часть 3 Чуракова Наталия Александровна, стр.134. Упражнение «Если буква заблудилась».

Дайте с нитками КАДУШКУ:

Я сейчас зашью подушку!

(кадушка) (катушка). Сравни звуки, которыми различаются прежнее и новое слово. Дай характеристику этим звукам.

2. Учебник Русский язык 2 класс часть 3, стр.140. Упражнение «Если буква заблудилась».

Склонилась ЕВА над водой,

Шумит зеленою листвой.

(йэ)ва, (и)ва.  Как изменились звуки? Ты поменял два звука на один звук или один звук на один?

Приложение 3

1. Тетрадь для самостоятельной работы №2  Т.А.Байкова, О.В.Малаховская, стр.12 упр.14.

Скороговорки

Борона боронила неборонованное поле.

Плотник Прокопий Прокопьевич

Пилил пилой и плотничал.

Приложение 4

Считалки

Катилось яблоко

Вкруг огорода.

Кто его поднял,

Тот воевода.

Все на свободе-

Бежать воеводе!

Приложение 5

Хохлатые

Хохотушки

Хохотом хохотали:

Ха! Ха!Ха!Ха!Ха!

Приложение  6

Пальчиковая гимнастика

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

-Здравствуй, большак!- говорят.

- Здорово, Васька-указка,

Мишка-середка,

Гришка-сиротка

Да крошка Тимошка.

Приложение 7

Упражнение на развитие диапазона голоса "Муха"

Увидеть муху, сидящую на правом колене, всмотреться в неё, поймать её,  почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая мухе: "з-з-з". Выпустить муху, закрыть ладошку, проследить глазами её полёт, вдохнуть вновь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности уроков русского языка и литературного чтения в формировании личностных качеств младшего школьника

В статье представлены кратко моменты, связанные с воспитанием личности посредством уроков филологического цикла...

Методическая тема.Использование элементов фольклора на уроках русского языка и литературного чтения.

Этот материал поможет разнообразить уроки русского языка и литературного чтения....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Повторение и закрепление правописания проверяемых согласных в корнях слов, формирование умений находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные...

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. Тема урока:Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Повторение произведений К.Чуковского.

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе по произведениям Корнея Чуковского по теме  «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные » направлен на ...

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...