Конспект урока русского языка "Сложные слова" + презентация (2 класс, Перспективная начальная школа)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Лемешева Алёна Сергеевна

Конспект урока русского языка

Тема: Сложные слова

Цели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся по теме «Сложные слова», их расширение, развитие и закрепление.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать признаки сложных слов и способ их образования;

Уметь находить и образовывать сложные слова.

Личностные:

Уметь проводить самоанализ; стремиться к преодолению возникших трудностей.

Тип урока: урок – рефлексия

Оборудование: УМК «ПНШ», учебник Русский язык: 2кл.: Учебник:  В 3 ч./ М.Л. Каленчук.-М.: Академкнига\ Учебник, 2013.-Ч.3.; презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy._slozhnye_slova.docx45.12 КБ
Файл slozhnye_slova.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12.04.19                                                                                                                ФИО учителя: Полякова Н.М.

Школа: 95                                                                                                                        ФИ студента: Лемешева Алёна

Класс: 2-6                                                                                                                            ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет: 312

Конспект урока русского языка

Тема: Сложные слова

Цели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся по теме «Сложные слова», их расширение, развитие и закрепление.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать признаки сложных слов и способ их образования;

Уметь находить и образовывать сложные слова.

Личностные:  

Уметь проводить самоанализ; стремиться к преодолению возникших трудностей.

Тип урока: урок – рефлексия

Оборудование: УМК «ПНШ», учебник Русский язык: 2кл.: Учебник:  В 3 ч./ М.Л. Каленчук.-М.: Академкнига\ Учебник, 2013.-Ч.3.; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин.

 —Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Алёна Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Посмотрите, готово ли ваше рабочее место, сядьте за парту правильно, выпрямите спинки, ручки положите на парту, глазки поднимите на меня и приготовьтесь внимательно слушать и усердно работать.

Здороваются с учителем.

Проверяют готовность к уроку.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

Практический:

морфемный анализ

Практический: словообразовательный анализ

Практический: упражнение на исключение лишнего

Словесный: учебный диалог

4-5 мин.

—Ребята, прежде чем начать наш урок, предлагаю вам «размяться» и выполнить несколько заданий. Готовы?

—Итак, первое задание на слайде. Ваша задача – по цепочке выйти и вставить в пропуск недостающую букву, выделить корни и соединительную гласную.

—Молодцы! Вы справились с заданием! Следующе задание только для самых внимательных! Посмотрите на слайд. Вы видите пары слов, от которых вы должны образовать одно новое слово. Как вы образовали новые слова? Работаем молча, отвечаем только по вытянутой руке.

—Отлично! Ребята, ну а сейчас время еще одного интересного задания. Сейчас я буду называть вам группы слов, вы должны будете внимательно послушать и выбрать из всех слов только сложное слово. Работаем по поднятой руке, не выкрикиваем.

Группы слов:

1)Компьютер, газета, самолёт, чайник, мяч.

2)Игрушка, зубочистка, тетрадь, окно, стул.

3)Лягушка, трава, лесополоса, ручей, огонь.

4)Зонт, дождь, паровоз, дорога, змея.

5)Ромашка, погода, водовоз, почтальон, снег.

—Скажите мне, что же такое сложные слова? Чем они отличаются от других слов?

—Молодцы, совершенно верно! Кто сможет еще раз повторить, что же такое сложные слова? Чем они отличаются от других слов?

—Да.

Выполняют задание у доски, вставляют пропуски в словах, выделяют корни и соединительную гласную.

Выполняют задание. Из пар слов образовывают новое слово.

—Из основ двух слов и соединительной гласной О или Е.

Выполняют задание. Из предложенных слов выбирают одно нужное.

—Самолёт.

—Зубочистка.

—Лесополоса.

—Паровоз.

—Водовоз.

—Сложные слова – это слова, которые в своем составе имеют два корня. В сложных словах есть соединительные гласные О или Е.

Повторяют еще раз.

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

П: анализ

П: построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли

III. Постановка учебной задачи

Практический:

метод проблемного изложения

Словесный: учебный диалог

2 мин.

—Ребята, кто догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

—Какие цели мы поставим с вами на сегодняшнем уроке?

—Совершенно верно! Сегодня мы продолжим изучать тему «Сложные слова», повторим, что это за слова, что их отличает от других слов, закрепим наши знания и, конечно же, проверим наши знания на практике, выполнив упражнения.  

—О сложных словах.

—Наша цель – усовершенствовать знания по теме «Сложные слова», выполнить ряд упражнений для закрепления данной темы.

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Первичное закрепление

Практический: слушание и чтение текста

Словесный: учебный диалог

Словесный: орфографический анализ

Практический: списывание с орфографическим заданием

Практический:

поиск незнакомых слов по словарю

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

Словесный: учебный диалог.

Практический: запись в тетрадь

10 мин.

—Ребята, откройте свои учебники на странице 101. Обратите внимание на 113 упражнение. Прочитайте данное стихотворение внимательно сначала про себя.

—Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать в этом упражнении?

—Ребята, подумайте, сколько правил нужно знать, чтобы выполнить это упражнение? Назовите их.

—Верно, 4 правила. Посмотрите на слайд, где вы видите эти правила. Прочтите их про себя. Найдите орфограмму во второй части стихотворения к первому правилу:

  1. Употребление приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать.
  2. Правописание предлогов.

  1.  Правописание приставок.

  1. Безударная гласная в корне слова.

—Верно, кто сможет еще раз громко и выразительно прочитать весь отрывок из стихотворения с вставленными орфограммами?

—Теперь запишите вторую часть из этого отрывка себе в тетрадь. Будьте внимательны и пишите аккуратно, не допуская ошибок.

—Посмотрите на слайд, сравните. Найдите у себя ошибки, если они есть и исправьте их.

—Переворачиваем страничку. Найдите упражнение 114. Ребята, теперь по цепочке читаем стихотворение дальше. Каждый читает по две строчки. Начинаем с первого ряда.

—Посмотрите внимательно на стихотворение. Как вы думаете, какие две части нужно будет записать?

—Верно. Посмотрите внимательно, на 4 и 6 части. Какие орфограммы\правила встречаются в этих частях, о которых мы не говорили ранее?

Какие  правила?

—Верно, ребята. Посмотрите внимательно еще раз на эти части. Какие слова добавились в этом упражнении?

—Совершенно верно. Слова со звездочкой – это словарные слова. Правильное написание этих слов мы можем уточнить в словаре. Посмотрите на слайд, где вы можете увидеть правильное написание этих слов. Какие буквы мы вставили в пропуски? Запомните эти слова.

—Итак, молодцы. Теперь устно по цепочке разберем каждую орфограмму. Читайте слово, где пропущена орфограмма и объясняйте, что вы вставили и каким правилом пользовались.

—Молодцы! Запишите себе в тетрадь 4 и 6 части стихотворения.

Сверьте со слайдом, исправьте ошибки.

Читают стихотворение про себя.

—Раскрыть скобки и заполнить пропуски.

—4 правила.

Называют правила.

—Рубашку надевать. Надевать, потому что НАдеть (что?) рубашку. Одеть (кого?) ребенка.

На кровать пишется раздельно, т.к. «на» - это предлог, а предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

В рукава пишется раздельно, потому что «в» - предлог, с другими частями речи пишется раздельно.

Просунул руки пишется слитно, потому что «про-» - это приставка слова.

Оказалось пишется слитно, потому что «оказ» - это корень. В корне слова вставляем букву «а», можно проверить словом кажется.

Отвечают на вопрос.

Читают отрывок из стихотворения еще раз.

Записывают часть из отрывка в тетрадь.

Читают по цепочке стихотворение.

—4 и 6 части.

— Правописание парных звонких\глухих согласных в корне слова, словарные слова.

—Слова со звездочкой – словарные слова.

—В слове «пальто» - «а»; в слове «перчатки» - «е».

НАдевать пальто, потому что надеть (что?) пальто;  

—Пальто – словарное слово, вставляем «а»;

Натягивать пишем слитно, потому что «на» - приставка;  

—Шапки – п. Проверяем словом шапочка. Правописание парных звонких\глухих согласных.

—На ходу – проверяемая безударная гласная в корне слова, вставляем «о», подберем проверочное слово «ход»;

—Перчатки – словарное слово, вставляем «е»;

Натянул, пишем слитно, потому что «на» - приставка; в корне слова пишем «я», проверочное слово «тянет»;

На пятки пишем раздельно, потому что «на» - предлог, а предлоги пишем раздельно.

Записывают части в тетрадь.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

К: умение полно и точно выражать мысли

П: построение речевого высказывания

П: анализ

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

П: построение речевого высказывания

П: анализ

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

К: умение полно и точно выражать мысли

V. Включение в систему знаний, повторение

Словесный:

учебный диалог

Практический: работа в парах

Словесный:

учебный диалог

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений

Словесный: учебный диалог.

Наглядный: работа с иллюстрацией.

7-8 мин

—Посмотрите на упражнение 115.

Сейчас я включу вам видеофрагмент этого сюжета, смотрите и внимательно слушайте.

—Ребята, а вы можете объяснить, как у Рассеянного человека получились слова трамвал и  вокзай?

—Посмотрите на слайд, сравните слова вагоновожатый и вагоноуважаемый.

—Запишите эти слова к себе в тетрадь.

—Какое из этих слов существует, а какое – нет?

—Как вы думаете, кто это - вагоновожатый? Верно. Это слово сейчас не употребляется, потому что устарело.

—Выдели в этом слове корни и соединительную гласную, расскажи, как получилось это слово.

—Ребята, слово «вагоноуважаемый» не существует, оно выдуманное. Но кто-нибудь сможет предположить, от каких слов оно образовано?  

—Ребята, теперь устно проверим орфограммы в 8 части стихотворения.

—Посмотрите на слайд. Запомните, как пишется словарное слово «вокзал».

 

—Отлично!  8 часть отрывка вам нужно будет записать дома в тетрадь.

—Сейчас вам нужно разделиться на 5 команд. Каждой команде я дам иллюстрации. Каждая иллюстрация обозначает одно сложное слово. Ваша задача – поработать с каждой иллюстрацией и назвать эти сложные слова. Готовы?

—Еще раз скажите, что такое «сложные слова»? Отвечаем только по вытянутой руке.

Картинки:

  1. Пароход
  2. Самокат
  3. Вертолёт
  4. Лесовоз
  5. Сороконожка
  6. Снегопад
  7. Пылесос
  8. Пчеловод
  9. Кашевар
  10. Водопад
  11. Баснописец
  12. Лесополоса
  13. Лесоруб
  14. Самовар
  15. Самолёт
  16. Мореход
  17. Луноход
  18. Водолаз
  19. Трубочист
  20. Рыболов
  21. Огнетушитель
  22. Мышеловка
  23. Звездопад
  24. Листопад

Итак, приглашаю из каждой команды по одному человеку. Показывайте свои иллюстрации и называйте сложные слова, которые у вас получились. (на слайде слова появляются)

Итак, ребята, кто мне сможет еще раз сказать, что такое сложные слова и чем они отличаются от других?

Внимательно смотрят видеофрагмент.

—Рассеянный человек перепутал последние буквы слов.

Записывают слова в тетрадь.

—Существует слово «вагоновожатый», слова «вагоноуважаемый» не существует.

—Вагоновожатый – это водитель трамвая.

—Корни «вагон», «вож», о – соединительная гласная. (ат – суффикс, ый – окончание).  

—От слов «вагон» и «уважаемый».

Корни «вагон», «уваж», о – соединительная гласная. (а, ем – суффиксы, ый – окончание).

На трамвае пишем раздельно, «на» - предлог.

На вокзал пишем раздельно, «на» - предлог.

—Вокзал –словарное слово, вставляем «о». Пишем «к».

Открывая слитно, «от-» - приставка.

—Да.

—Слова, которые имеют в составе два корня, соед. гласную О или Е.

Работают с иллюстрациями, называют сложные слова.

Представляют получившиеся сложные слова.

Сложные слова – это слова, которые в своем составе имеют два корня. В сложных словах есть соединительные гласные О или Е.

П: анализ

П: построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли

П: построение речевого высказывания

П: построение рассуждения

К: взаимодействие с партнером

П: построение речевого высказывания

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

П: построение речевого высказывания

Физминутка

1 мин

 —А сейчас мы отдохнём. Встаньте все из-за парт, посмотрите на экран и повторяйте движения.

—Молодцы, садитесь. Продолжаем наш урок.

Выполняют физминутку.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

самостоятельная работа

7-8 мин

—Ребята, вы отлично сегодня работали и, я уверена, что каждый усвоил тему. Сейчас я раздам каждому самостоятельную работу, которая состоит из 10 заданий. Подпишите свои листочки.

—Передайте листочки на первую парту.

Работают самостоятельно.

Сравнивают результаты с соседом, со слайдом.

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

П: синтез

П: поиск и выделение необходимой информации

К: взаимодействие с партнером

VII. Рефлексия деятельности

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений

2-3 мин

—Ребята, как называлась тема нашего сегодняшнего урока? Какие цели мы ставили перед собой? Добились целей?

—Отлично! Теперь прошу вас оценить свою работу на уроке. Сейчас я раздам вам пустые листочки. Теперь посмотрите, пожалуйста, на слайд. Это лестница успеха. Теперь нарисуйте у себя на листочках такую же лестницу успеха, состоящую из трех ступеней.

—Если вы все поняли на уроке, знаете, что такое сложные слова и как их отличать от других слов, довольны своей работой в целом – вы на самой высокой ступени; если на уроке что-то вызывало у вас трудности и вы справились не со всеми заданиями – вы на средней ступени;  если вы совсем ничего не поняли и ничему не научились – вы на самой первой ступени и вам нужно еще поработать, чтобы подняться выше. Всем спасибо за урок. До свидания!  

—Сложные слова.

—Повторить, что такое сложные слова, закрепить собственные знания и умения по этой теме.Да.

.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Л: самооценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сам…лёт, пеш…ход, сам…кат, лес…парк, снег… пад , мыш …ловка, звезд… пад , пар…воз, птиц…вод, дым…ход , лист… пад , труб…чист.

Слайд 3

Дом + хозяйка = Лёд + колоть = Снег + падать = Мясо + рубить = Кофе + молоть = Море + ходить = дом о хозяйка лед о кол снег о пад мяс о рубка коф е молка мор е ход

Слайд 4

Самолёт Зубочистка Лесополоса Паровоз Водовоз

Слайд 5

Сложные слова

Слайд 6

Употребление приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать . 2) Правописание предлогов . 3) Правописание приставок. 4) Безударная гласная в корне слова. На деть (что?) На _ кровать; в _ рукава Про сунул Ок а залось (к а жется)

Слайд 7

Сел он утром на _ кровать , Стал рубашку на девать, В _ рукава про сунул руки — О к а залось, это брюки .

Слайд 8

П а льто П е рчатки

Слайд 9

На девать он стал п а льто — Говорят ему: не то . Стал на тягивать гамаши — Говорят ему: не ваши . Вместо ша п ки на х о ду Он на дел сковороду. Вместо валенок п е рчатки На тянул себе на _ пятки .

Слайд 10

вагоновожатый вагоноуважаемый

Слайд 11

В о к зал

Слайд 12

1 команда Пар о ход Сам о кат Пыл е сос Вод о лаз

Слайд 13

2 команда Пчел о вод Лес о воз Огн е тушитель

Слайд 14

3 команда Рыб о лов Мыш е ловка Лес о руб Труб о чист

Слайд 15

4 команда Лист о пад Верт о лёт Вод о пад Басн о писец

Слайд 16

5 команда Лес о полоса Сам о вар Сам о лёт Лун о ход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Что такое словосочетание» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование осознанного представления обучающихся о словосочетании; формирование умения отличать словосочетания от основы предложения.Планируемые результаты:Предметные: зна...

Конспект урока русского языка «Именительный падеж существительных» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с именительным падежом, особенностями именительного падежа.Планируемые результаты:     Предметные:Знать: падежные вопросы именительного падежа...

Конспект урока русского языка «Что такое обращение?» (УМК «Перспективная Начальная Школа», 2 класс)

Планируемые результатыПредметные: Знать: что такое обращение;Уметь: применять способы выделения обращения на письме и в устной речи, находить обращение в предложении.Личностные:- осознавать свои трудн...

Конспект урока русского языка"«Части речи. Глагол»" (УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование четкого грамматического понятия «глагол», закрепление знаний уч-ся о существенных признаках глагола, выведение алгоритма нахождения глагола среди др...

Конспект урока окружающего мира "Значение лесов" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Значение лесов» Цели деятельности учителя:            Формирование знаний о...

Конспект урока математики "Умножение на 1000" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема урока: «Умножение на число 1000»Цель деятельности учителя: формирование знаний о приёмах умножения на число 1000 Планируемые результаты Предметны...

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных" (УМК Перспективная начальная школа, 3 класс)

Тема: «Склонение имён существительных»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о грамматической категории имени существительного – склонение.Планируемые результ...