Род имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сафарян Олеся Игоревна

Конспект урока русского языка с использованием материала на тему снятия блокады Ленинграда. Упражнения направлены на закрепление умения определять род и число имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rod_imen_sushchestvitelnyh.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 г

Дата: 27.01.2020 г.

Тема: Род имен существительных.

Цель: развивать умение определять род имен существительных.

Задачи:

  • Закреплять навык определения рода имен существительных.
  • Развивать внимание, память, умение слушать.
  • Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.

Планируемые достижения обучающихся:

Формировать УУД:

Общеучебные УУД: будут знать, как определять род имен существительных

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД: будут уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

   Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей; установка на здоровый образ жизни, способность к самооценке.

   Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

   Коммуникативные УУД: оценку и самооценку деятельности, развитие умения выслушивать мнение одноклассников,  предлагать и доказывать свою точку зрения, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.   

Методы: монологический, диалогический, исследовательский.

Оборудование:

 учебник русского языка 3 класс;

рисунки домиков;

напечатанные слова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Заливисто звенит звонок,

Мы начинаем наш урок.

К нам вновь спешит желанный гость,

Словечек новых несет горсть.

Предметы четко называет

Вниманьем их не обделяет.

Точное, удивительное

Имя… (существительное)

1. Минутка чистописания.

— Откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа.

Двадцать седьмое января.

Классная работа.

II. Актуализация знаний

— Что кроется за обычной календарной датой? Простые будние дни, наполненные повседневной работой, учебой и уроками. Но в народной памяти сегодняшнее число имеет особое историческое значение.

Перевернулась времени страница.

Известно нам, что прошлое, как дым.

Меж ним и нынешним крепка граница,

Мы издали на зиму ту глядим.

Она превращена в воспоминанье,

Уже почти не зла, не холодна.

Ей вязких красок посвятит пыланье

Художник на отрезке полотна,

И в сердце снова ясность и упорство.

Сквозь область смерти все ведут пути.

И в доме не отыщешь корки черствой.

И день прожить – не поле перейти.

И только ты меня окликнешь рядом:

«Опомнись, что ты?» Близится рассвет.

Лишь шепчет дождь над спящим Ленинградом.

И хлеба вдоволь. И блокады нет.

С. Спасский

III. Самоопределение к деятельности.

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения  напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских  захватчиков.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли.

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.

Началась блокада. Бесконечная борьба за жизнь города, за свою жизнь, за жизнь Родины.

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

Сегодня с помощью материала, подобранного на военную тему, мы с вами проверим орфографические навыки и покажем, чему мы научились на уроках русского языка.

IV. Работа по теме урока.

— Прочитайте слова, написанные на доске.

Танк, солдаты, сражение, мужество, разведчик, пулемёт, армия, героизм, командир.

— К какой части речи относятся написанные слова? (Имя существительное.)

— Выпишите в левый столбик одушевленные, а в правый столбик неодушевлённые имена существительные.

Проверка. Одушевленные: солдаты, разведчик, командир. Неодушевленные: танк, сражение, мужество, пулемет, армия, героизм.

— Определите число и род имен существительных.

Заслушиваются ответы учащихся.

1. Индивидуальная работа.

— Откройте конверты с заданием. Выполните задания, написанные на карточках.

1 вариант. Карточка № 1

Спишите. В первом и втором предложении найдите и подчеркните основу предложения. Назовите собственные имена существительные.

Пошли по железной дороге грузы.

Бегут вагоны на город Тихвин и дальше на город Волхов. Здесь, в Волхове, — стоп, остановка. Дальше железной дороги нет. Дальше дорога в руках фашистов.

2 вариант. Карточка № 2

Спишите. Во втором предложении найдите и подчеркните основу предложения. Назовите собственные имена существительные.

Захвачен врагами Тихвин. Оборвались пути в Ленинград через Тихвин.

Однако нельзя оставлять Ленинград без помощи. Было принято решение построить новую дорогу к Ладожскому озеру. Начали строить дорогу автомобильную, дорогу для грузовых машин.

V. Физкультминутка

— Предлагаю отдохнуть необычным способом. Если я назову имя существительное мужского рода, то вы будете приседать, если слово женского рода, то покружитесь, если среднего рода – хлопайте в ладоши.

Защита, оружие, миномет, самолет, город, осада, крепость, войско, армия, мужество, отвага, героизм, враг, долг, вера, победа.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Словарная работа

Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.

Он в дозор идёт и в град,

Не покинет пост.

(Солдат)

— Определите лексическое значение слова «солдат».

Солдат - это первичное, младшее, нижнее, воинское звание, рядового в армиях многих государств.

— Запишите слово в словари. Определите количество слогов, букв и звуков в слове. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

(Один ученик работает у доски).

Составьте и запишите предложение с новым словом. Определите число и род имен существительных.

2. Формирование орфографической зоркости. (Слайд 13, 14).

Однажды  во время войны в военкомат пришёл 8-ми летний мальчик. Он принёс заявление. Комиссар прочитал это заявление и приказал: «Немедленно в школу!» Как вы думаете, почему?        

Хачю быть салдатом!  Отправьте меня нафронт. Учиться нехочю.

Песат и четат уже умею.  ванька.

(Дети исправляют ошибки, называя орфограммы).

- Ваша основная задача в такое замечательное мирное время, не знающее тягот и лишений войны – учёба. И сейчас выполним следующее задание.    

           

3. Указать число и род выделенных имён существительных. (Слайд 15, 16).

— Достаньте из конвертов задание № 2. Выполните его.

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, –

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…    

4. Спишите текст, исправив ошибки.  (Слайд 17, 18).   

Из чего он только невыпекался — ленинградский блокадный хлеп! Дабавляли к ржаной муке муку овсяную, ячменную, соевую, кукурузную. Использовали отруби, проросшее зирно, мельничную пыль, рисовую шелуху и многое другое. По десять рас перетряхивали мишки из-под муки.

Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но галодным ленинградцам казался милее милого.

Мечтали люди об этом хлебе.

— Дайте тексту название. (Ответы детей.)

— Спишите текст, исправив ошибки.

— В последнем предложении найдите и подчеркните основу.

— Определите число имен существительных.

— Употребляется ли слово «люди» в единственном числе? (Нет.)

VII. Итог урока

Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.  Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.(24 слайд)

     За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

VIII. Рефлексия.

Какой памятной дате был посвящен наш урок?

— Чем этот урок был интересен для вас?

— Чему учились на уроке?

IX. Домашнее задание.

Р.т. № 33,34.

- Урок окончен. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...