Программа по родному русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Елена Николаевна Прокопьева

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ р. п. Озинки». Основой для разработки программы послужила  примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А. и программа курса «Школа развития речи» Соколовой Т.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rod_rus_yaz.docx22.05 КБ
Файл ktp_rod_rus_yaz.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому (родному)  языку

Пояснительная записка

        Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ р. п. Озинки». Основой для разработки программы послужила  примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А. и программа курса «Школа развития речи» Соколовой Т.Н.

      Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для реализации  наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Целями изучения родного (русского) языка в начальной школе являются:

•расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа;

•совершенствование  коммуникативных умений, развитие языковой интуиции;

•включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;

•первое знакомство с фактами истории родного языка.

Планируемые результаты освоения учебного курса

4 класс

Предметные  результаты

Обучающиеся будут знать:

  • многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
  • особенности эпистолярного жанра;
  •  типы текстов;
  • основные элементы композиции текста.

уметь:

  • распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
  • выразительно читать небольшой текст по  образцу;
  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
  • быть хорошим слушателем;
  • определять лексическое значение слова;
  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
  • редактировать предложения;
  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь основных элементов композиции текста;
  • распознавать стили речи.

Содержание учебного предмета

    Основные содержательные линии программы для 1-4 классов  (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Русский язык: прошлое и настоящее.
  2. Язык в действии: слово, предложение.
  3. Секреты речи и текста.

    Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.

    Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.

   Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.

    Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

«Русский родной язык»  в 4 классе

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.  

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

Раздел 2. Язык в действии (6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.  

Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.  

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.  

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в  процессе редактирования текста.  

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Резерв учебного времени – 4 ч.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса «Родной русский язык»

УМК «Школа России»    4 класс ( 1 час в неделю,  34 часа в год)

№ урока

Наименование разделов и тем

Кол- во часов

Примечание

Дата

Коррекция

1 четверть ( 8 часов)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

1

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

1

6.09

2

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

1

13.09

3

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.).

1

20.09

4

Сравнение с пословицами и поговорками других народов.

1

27.09

5

Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

1

4.10

6

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

1

11.10

7

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.

1

18.10

8

Русские слова в языках других народов.

1

25.10

2 четверть (8 часов)

9

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов);

1

8.11

10

«Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»

1

15.11

11

«Русские слова в языках других народов».

1

22.11

12

Контрольная работа

1

29.11

Раздел 2. Язык в действии (6 часов)

13

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

1

6.12

14

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).

1

13.12

15

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

1

20.12

16

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).

27.12

3 четверть (10 часов)

17

Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

1

17.01

18

Контрольная работа

1

24.01

Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)

19

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

1

31.01

20

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

1

7.02

21

Составление плана текста, не разделенного на абзацы

1

14.02

22

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

1

21.02

23

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

1

28.02

24

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

1

6.03

25

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

1

13.03

26

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

1

20.03

4 четверть (8 часов)

27

Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

1

3.04

28

Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

1

10.04

29

Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

1

17.04

30

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

1

24.04

31

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

1

8.05

32

Обобщение изученного материала

1

15.05

33

Контрольная работа

1

22.05

34

Обобщение «В мире родного языка» -игра

1

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...

рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса

Рабочая программа по родному русскому языку по рабочей тетради Мищенковой "Занимательный русский язык" для 2 класса....

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса

Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса

Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса на 2019-2020уч.год. составлена на основе примерной программы по учебному предмету "Русский родной язык" для образовательных организ...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...