Программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Елена Николаевна Прокопьева

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования     на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П. Канакиной,  В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А. Стефаненко. Примерная образовательная программа НОО МОУ «СОШ р.п. Озинки» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_russkiy_4_klass.doc118.5 КБ
Файл ktp_rus_yaz_4kl.docx54.3 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования     на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П. Канакиной,  В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А. Стефаненко. Примерная образовательная программа НОО МОУ «СОШ р.п. Озинки» 2015 г

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.

Предметные

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

  1. МЕСТО   КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

На изучение русского языка в начальной школе  в 4 классе выделяется  170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели)

IV. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков и нетрадиционных (уроки-игры,  защита проектов), обобщающих уроков
  • Используется коллективная, фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах

Методы:

методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • – словесные, наглядные, практические;
  • – репродуктивные, проблемно-поисковые;
  • – методы самостоятельной работы и работы под руководством;
  • методы стимулирования и мотивации:

методы  стимулирования  интереса  к  учению  (познавательные  игры,  учебные  дискуссии,

  • создание эмоционально-нравственных ситуаций);
  • методы  стимулирования  долга  и  ответственности  (убеждения,  предъявление  требований,
  • «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

методы контроля и самоконтроля

  • интерактивные методы обучения
  • объяснительно – иллюстративный ,репродуктивный методы:
  • –  рассказ  ,объяснение  ,эвристическая  беседа  ,демонстрация  ,работа  с  учебником , компьютером;
  • проблемный метод :

– метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи.

IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. (170 ч)

4 класс (4 ч)

Понимание слова как единица звучания и значения.

Однозначные и многозначные слова. Наблюдение за использованием слов в тексте.

Работа с лингвистическим словарём.

Анализировать высказывания о русском языке.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова.

 Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи.

Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов и др.), находить в них нужную информацию о слове.

Работать со словарём иностранных слов.

Состав слова (морфемика) (8 ч)

Корень, приставка, суффикс, окончание.

Значение суффиксов и приставок.

Различие изменяемых и неизменяемых слов.

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

Слова с безударной гласной в слове.

Слова с парными по глухости-звонкости согласными.

Контрольный диктант. Слова с удвоенными согласными.

Разделительный мягкий и твёрдый знак.

Состав слова (повторение).

Разбор слов по составу (повторение).

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок.

Работать с памяткой «Разбор слова по составу». 

Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составую

Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава.

Морфология (40 ч)

Повторение о частях речи.

 Самостоятельные части речи.

 Служебные части речи. Наречие (общее представление).

Проверочная работа («Проверь себя»)

Роль наречия в предложении и в тексте.

Изменение имён существительных по падежам. Начальная форма имени существительного.

Косвенная форма имени существительного

Неизменяемые имена существительные.

Признаки падежных форм имён существительных. Первое склонение имени существительного.

Второе склонение имени существительного.

Третье склонение имени существительного.

Морфологический разбор имени существительного.

 Обобщение знаний об имени существительном.

Повторение представлений об имени прилагательном.

 Род и число имён прилагательных.

Изменение по падежам имён прилагательных.

 Имена прилагательные в единственном числе. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Склонение имён прилагательных женского рода в единственно числе.

Именительный и винительный падежи имени  прилагательного.

Родительный падеж имени прилагательного.

Дательный падеж имени прилагательного.

Творительный и предложный падеж имени прилагательного.

 Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, среднего рода.

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и мужского рода.

Склонение имён прилагательных во множественно числе.

 Именительный и винительный падежи множественного числа имени прилагательного.

Родительный и предложный падежи множественного числа имени прилагательного.

 Дательный и творительный падежи множественного числа имени прилагательного.

Контрольный диктант.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Местоимение (повторение).

 Личные местоимения единственного и множественного числа.

Морфологический разбор личных местоимений.

Значение глаголов в речи.

Изменение глаголов по временам.

 Неопределённая форма глагола.

Образование временных форм глагола.

Образование глаголов при помощи приставок.

Образование глаголов при помощи суффиксов –ть ,-ти.

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Личные окончания глаголов.

1,2 спряжение глагола.

 Спряжение глаголов по временам.

Личные окончания глаголов 1,2 спряжения.

Морфологический разбор глагола.

Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

 Различать имена существительные в начальной и косвенных формах.

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных в речи.

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.

Подбирать примеры существительных 1-го склонения.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных

го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения

Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных

  1. го        склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.

Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных

  1. го        склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения.

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом — задачей). 

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа.

 Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

 Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном и в родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.). 

Находить имена прилагательные среди других частей речи, в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество прилагательных.

Определять род имён прилагательных.

Правильно писать родовые окончания имён прилагательных.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста».

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин).

Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице.

 Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного.

Определять и

обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные и исправлять в словах ошибки.

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного».

Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Синтаксис (8 ч)

Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. Основа предложения..Предложения распространенные и нераспространенные.

Однородные члены предложения.

Простые и сложные предложения.

Разбор предложений по членам предложения (повторение).

Связь слов в предложении (повторение).

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Продолжать ряд однородных членов.

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Оценивать текст. 

Сравнивать простые и сложные предложения.

Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Выделять в сложном предложении его основы.

Составлять сложные предложения.

 Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Орфография и пунктуация (50 ч)

Знаки препинания в конце предложения.

 Знаки препинания в предложениях с обращением.

Проверочная работа («Проверь себя»).

Предложения с однородными членами без союзов.

 Предложения с однородными членами и союзами и,а,но.

Запятая между однородными членами, соединенными союзами.

Сложное и простое предложение с однородными членами.

Союзы в сложном предложении.

Знаки препинания в сложных предложениях.

Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

 Падежные окончания имён существительных 2 склонения.

 Падежные окончания имён существительных 3 склонения.

Именительный и винительный падежи имени существительного.

Родительный падеж имени существительного.

Проверка безударных падежных окончаний в родительном падеже.

Именительный, родительный и винительный падежи у одушевленных имен существительных.

Написание безударных падежных окончаний.

Безударное окончание в дательном падеже имен существительных.

 Безударное окончание в родительном и дательном падеже имен существительных.

 Безударное окончание в родительном и винительном падеже имен существительных.

 Безударное окончание имен существительных в творительном падеже.

 Безударное окончание имен существительных в творительном падеже, оканчивающиеся на шипящий и Ц.

 Безударное окончание имен существительных в предложном падеже.

Способы проверки безударного окончания имени существительного.

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже 1,2,3 склонения.

 Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже 1,2,3 склонения.

 Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падеже 1,2,3 склонения.

 Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и винительном падеже 1,2 склонения.

 Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже 1,2,3 склонения.

Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже 1,2,3 склонения.

 Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падеже 1,2,3 склонения.

Склонение имен существительных во множественном числе.

Именительный падеж имен существительных во множественном числе.

Родительный падеж имен существительных во множественном числе.

Контрольный диктант. Винительный  падеж одушевленных имен существительных.

 Дательный, творительный, предложный падеж имен существительных во множественном числе.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Окончание  имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Правописание  окончаний имен прилагательных в именительном падеже.

 Правописание  окончаний имен прилагательных в родительном  падеже.

 Правописание  окончаний имен прилагательных в дательном падеже.

 Правописание  окончаний имен прилагательных в именительном, винительном и родительном падеже.

Правописание  окончаний имен прилагательных в творительном и предложном падеже.

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (обобщение).

 Склонение личных местоимений 1 и 2 лица единственного и множественно числа.

 Склонение личных местоимений 3 лица единственного и множественно числа.

Окончание личных местоимений в косвенных формах.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Безударные личные окончания глаголов 1,2 спряжения.

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. Контрольный диктант.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.        

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Продолжать ряд однородных членов.

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Сравнивать простые и сложные предложения.

Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Выделять в сложном предложении его основы.

Составлять сложные предложения.

 Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.

Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

 Различать имена существительные в начальной и косвенных формах.

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных в речи.

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.

Подбирать примеры существительных 1-го склонения.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных

го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения .

Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных

  1. го        склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.

Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных

  1. го        склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения.

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.

Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рас- суждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице.

 Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного Анализировать и излагать письменно содержание описательной части.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.

 Самостоятельно подготовиться к изложению повествовательного текста и записать его. Проверять написанное.

Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения Определять спряжение глаголов.

Группировать найденные в тексте .Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола .

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Отличать возвратные глаголы.

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

 Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

Развитие речи (38 ч)

Наша речь и наш язык. Составление текста по рисунку, включения в него диалога.

Текст. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа на выбранную тему.

6.Составление предложений по теме. Восстановление деформированного текста.

Выборочное изложение по вопросам.

Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень».

Изложение повествовательного текста.

Составление текста по рисунку и фразеологизму.

Изложение деформированного текста.

Составление объявлений.

Сочинение-отзыв по репродукции В.М.Васнецова»Иван-царевич на Сером Волке.»

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В.А. Тропинина «Кружевница».

Составление сочинения по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег».

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу.

Проект «Говорите правильно!»

Сочинение-описание по личным наблюдениям «Моя любимая игрушка».Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке». А.С.Пушкина».

Составление текста-рассуждения по репродукции В.Серова «Мика Морозов».

Выборочное изложение с элементами описания. Письмо по памяти сравнительного описательного текста.

Составление сообщения о достопримечательностях своего города. Подробное изложение повествовательного текста. Составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости»

Составление рассказа по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

Составление текста-диалога.

Подробное изложение повествовательного текста.

Составление поздравительной открытки.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста.

Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.

 Подробное изложение повествовательного текста. Диалогическая и монологическая речь. (повторение ).Текст. Признаки текста. повторение)

Структура текста. (повторение)

Создание собственных текстов.

Высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении использовать их в речи.

Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной

Составлять рассказы по репродукциям картин и опорным словам, записывать составленный рассказ. Составлять текст по рисунку(рассмотреть рисунок, определить его тему, обсудить содержимое предстоящего рассказа, записать составленный рассказ).



Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование курса «Русскому языку»

Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.   УМК «Школа России»    4 класс (5 часов в неделю,  170 часов в год)

УОНЗ - Урок «открытия» нового знания, УПСЗ - Урок построения системы знаний, УР - Урок рефлексии, УИ – урок исследование, КЗ –контроль знаний, УП – урок проект

№ урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Тип урока

Дата

Коррек-ция

Примечание

1 четверть (40 часов) 8 недель

Повторение изученного в 1-3 классах (11 часов)

НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК (1 ч)

1

  Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс). Наша речь и наш язык.  

1

УОНЗ

2.09

ТЕКСТ[1] (3 ч)

2

Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль.

1

УПСЗ

 

3.09

3

Типы текстов.    

1

УРК

4.09

4

Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану

1

УПСЗ

5.09

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕ[2] (7 ч)

5

 Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания.

1

УПСЗ

6.09

6

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1

УРК

9.09

7

Обращение.

1

УПСЗ

10.09

8

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

1

УПСЗ

11.09

9

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

1

УРК

12.09

10

Словосочетание

1

УПСЗ

 13.09

11

Обобщение изученного. Работа над текстом (упр. 31)

1

УРК

16.09

Предложение (9 ч)

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 ч)

12

Однородные члены предложения. Словарный диктант № 1. 

1

УОНЗ

17.09

13

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.

1

УОНЗ

18.09

14

Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.

1

УОНЗ

19.09

15

Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Проект « Похвальное слово знакам препинания»

1

УОНЗ

20.09

16

Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». Подготовка к выполнению проекта «Похвальное слово знакам препинания».

1

УРК

23.09

17

Простые и сложные предложения.

1

УОНЗ

24.09

18

Входной контрольный диктант.

1

КЗ

25.09

19

Простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

1

УПСЗ

26.09

20

Простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

1

УРК

27.09

Слово в языке и речи[3] (21 ч)

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (4 ч)

21

Проверочная работа№ 1 по теме «Предложение».

Лексическое значение слова (повторение)  

1

УПСЗ

30.09

22

Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

1

УПСЗ

1.10

23

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

1

УПСЗ

2.10

24

Фразеологизмы.

1

УПСЗ

3.10

СОСТАВ СЛОВА[4] (3 ч)

25

Состав слова. Значимые части слова (повторение).

1

УПСЗ

4.10

26

Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу

1

УПСЗ

7.10

27

Состав слова. Приставки и суффиксы.

1

УР

8.10

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ЗНАЧИМЫХ ЧАСТЯХ СЛОВА[5](6 ч)

28

Контрольное списывание № 1

1

УРК

9.10

29

Правописание гласных и согласных в корне слова  

1

УПСЗ

10.10

30

Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах.

1

УПСЗ

11.10

31

Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание  слов  с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок

1

УПСЗ

14.10

32

Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками

1

УПСЗ

15.10

33

Письменное изложение повествовательного деформированного текста. 

1

УРК

16.10

ЧАСТИ РЕЧИ (8 ч)

34

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

1

УР

17.10

35

Повторение и уточнение представлений о частях речи. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение).

1

18.10

36

Контрольный диктант (с грамматическим заданием) за 1 четверть.

1

УРК

21.10

37

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

1

УР

22.10

38

Части речи: глагол, имя числительное.  Словарный диктант № 2.

1

УПСЗ

23.10

39

Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.  

1

УОНЗ

24.10

40

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

1

УОНЗ

25.10

2 четверть  (40 часов) 8 недель + 1 день

41

Наречие как часть речи. Образование наречий.

1

УПСЗ

5.11

Имя существительное (39 ч)

ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (ПОВТОРЕНИЕ) (5 ч)

42

Распознавание падежей имён существительных

1

УПСЗ

6.11

43

Изменение по падежам имён существительных

1

УПСЗ

7.11

44

Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах

1

УПСЗ

8.11

45

Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах

1

УПСЗ

11.11

46

Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже

1

УПСЗ

12.11

ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (8 ч)

47

Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных.

1

УОНЗ

13.11

48

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

1

14.11

49

2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения

1

УОНЗ

15.11

50

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения

1

УОНЗ

18.11

51

3-е склонение имён существительных.

1

УОНЗ

19.11

52

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

1

УОНЗ

20.11

53

Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений.

1

УРК

21.11

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (18 ч)

54

Урок развития речи.

Вариант 1. Сочинение по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).

Вариант 2. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

1

УР

22.11

55

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

1

УОНЗ

25.11

56

Именительный и винительный падежи имён существительных.

1

УПСЗ

26.11

57

Родительный падеж имён существительных

1

УПСЗ

27.11

58

Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах.

Развитие речи: составление текста на тему «В гостях у хлебороба».

1

УОНЗ

28.11

59

Падежные окончания имён существительных в дательном падеже

1

УОНЗ

29.11

60

Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах

1

УПСЗ

2.12

61

Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. Оформление адреса на конверте

1

УР

3.12

62

Падежные окончания имён существительных в творительном падеже

1

УОНЗ

4.12

63

Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. Правописание имён существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже  

1

УОНЗ

5.12

64

Падежные окончания имён существительных в предложном падеже

1

УПСЗ

6.12

65

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже

1

УПСЗ

9.12

66

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах  

1

УПСЗ

10.12

67

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах  

1

УПСЗ

11.12

68

Морфологический разбор имени существительного как части речи.

1

12.12

69

Контрольный диктант № 3

1

УРК

13.12

70

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и сочинении

1

УР

16.12

71

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

1

УР

17.12

72

Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница»

1

УРК

18.12

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (8 ч)

73

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Склонение имён существительных во множественном числе.

1

УОНЗ

19.12

74

Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже

1

УОНЗ

20.12

75

Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже

1

УПСЗ

23.12

76

Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже. Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных  

1

УОНЗ

24.12

77

Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах

1

УОНЗ

25.12

78

Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное»

1

УР

26.12

79

Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное».

1

УР

27.12

80

Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных  

1

УПСЗ

30.12

3 четверть (50 часов) 10 недель

ЧАСТЬ 2     Имя прилагательное (30 ч)

ПОВТОРЕНИЕ (4 ч)

81

Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. Число имён прилагательных

1

УПСЗ

13.01

82

Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе)

1

УПСЗ

14.01

83

Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»  

1

УРК

15.01

ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (1 ч)

84

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

1

УР

16.01

85

Общее представление о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного

1

УОНЗ

17.01

ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (9 ч)

86

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж

1

УОНЗ

20.01

87

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж

1

УОНЗ

21.01

88

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж

1

УОНЗ

22.01

89

Промежуточная аттестация. Контрольный диктант за первое полугодие

1

КЗ

23.01

90

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи

1

УОНЗ

24.01

91

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный и винительный падежи

1

УПСЗ

27.01

92

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи

1

УПСЗ

28.01

93

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Развитие речи: составление сообщения о достопримечательностях своего города

1

УР

29.01

94

 Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов». Развитие речи: составление текста-рассуждения по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов». или

Проект «Имена  прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». Развитие мотива к проведению исследовательской работы

1

УРК

30.01

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (6 ч)

95

Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях

1

УОНЗ

31.01

96

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи

1

3.02

97

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи

1

УОНЗ

4.02

98

Правописание имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

1

УОНЗ

5.02

99

Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, отвечающих на вопрос какой? в именительном и винительном падежах. Морфологический разбор имён прилагательных.

1

УОНЗ

6.02

100

Контрольное списывание

1

КЗ

7.02

101

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи.

1

УОНЗ

10.02

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (10 ч)

102

Правописание имён прилагательных во множественном числе

1

УОНЗ

11.02

103

Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Развитие речи: составление текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости»  

1

УРК

12.02

104

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи

1

УОНЗ

13.02

105

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. Словарный диктант № 4

1

УОНЗ

14.02

106

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи

1

УОНЗ

17.02

107

Подробное изложение повествовательного текста

1

УРК

18.02

108

Обобщение по разделу «Имя прилагательное»  

1

УР

19.02

109

Контрольный диктант.

1

КЗ

20.02

110

Составление устного сообщения по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

УРК

21.02

111

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя».

1

УР

24.02

Местоимение (8 ч)

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (8 ч)

112

Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи

1

УПСЗ

25.02

113

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. Повторение

1

УПСЗ

26.02

114

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений

1

УОНЗ

27.02

115

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа

1

УОНЗ

28.02

116

Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного множественного числа. Правописание местоимений

1

УОНЗ

 

2.03

117

Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Морфологический разбор местоимения как части речи

1

УОНЗ

3.03

118

Подробное изложение повествовательного текста

1

УРК

4.03

119

Проверочная работа по теме «Личные местоимения» Составление поздравительной открытки ко Дню 8 Марта  

1

УРК

5.03

Глагол (34 ч)

ПОВТОРЕНИЕ (4 ч)

120

Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении

1

УПСЗ

6.03

121

Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее)

1

УПСЗ

9.03

122

Контрольный диктант за 3 четверть

1

КЗ

10.03

123

Работа над ошибками.

1

УЗ

11.03

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (5 ч)

124

Неопределённая форма глагола

1

УПСЗ

12.03

125

Неопределённая форма глагола. Неопределённая форма глаголов совершенного и несовершенного вида (без терминов). Глагольные приставки и суффиксы. Основа глагола неопределённой формы (первое представление)

1

УПСЗ

13.03

126

Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме

1

УПСЗ

16.03

127

Письменное изложение по самостоятельно составленному плану

1

УР

17.03

128

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Составление текста из деформированных предложений.

1

УР

18.03

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА (5 ч)

129

Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов

1

УОНЗ

19.03

130

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов  

1

УПСЗ

20.03

4 четверть (39 часов) 8 недель + 1 день

131

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Обобщение по изученным темам о глаголе

1

УР

1.04

132

Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

1

УРР

2.04

133

Работа над ошибками, допущенными в сочинении

1

УР

3.04

I И II СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ (2 ч)

134

I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени

1

УОНЗ

6.04

135

I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения

1

УОНЗ

7.04

136

I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения

1

УОНЗ

8.04

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ (11 ч)

137

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями

1

УОНЗ

9.04

138

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

1

УПСЗ

10.04

139

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

1

УПСЗ

13.04

140

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Работа с памяткой «Как правильно написать безударное окончание глагола»

1

УПСЗ

14.04

141

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

1

УПСЗ

15.04

142

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). Проверочная работа. 

1

УРК

16.04

143

Возвратные глаголы (общее представление)

1

УОНЗ

17.04

144

Правописание возвратных глаголов. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

1

УОНЗ

20.04

145

Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Составление предложений из деформированных слов; составление текста по личным наблюдениям.

1

УПСЗ

21.04

146

Сочинение по сюжетным рисункам. Развитие речи: составление под руководством учителя текста по сюжетным рисункам и его запись

1

УРК

22.04

147

Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола

1

УР

23.04

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ (3 ч)

148

Правописание глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант

1

УОНЗ

24.04

149

Правописание глаголов в прошедшем времени. Развитие речи: составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.

1

УПСЗ

27.04

150

Контрольное списывание

1

КЗ

28.04

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ» (6 ч)

151

Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола как части речи

1

УР

29.04

152

Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании уч. с 116-117 упр. 247—249. РТ: упр. 151, 152

1

УПСЗ

30.04

153

Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании  Проверочная работа по теме «Глагол»

1

УРК

4.05

154

Контрольный диктант за 4 четверть.

1

УРК

5.05

155

Работа над ошибками, допущенными в диктанте и при выполнении грамматического задания

1

УР

6.05

156

Подробное (или сжатое) изложение повествовательного текста  

1

УРК

7.05

Повторение (18 ч)

157

Язык и речь.

1

УПСЗ

8.05

158

Текст. Развитие речи: составление текста типа сравнительного описания.

1

УПСЗ

11.05

159160

Предложение и словосочетание.

1

УПСЗ

12.05

13.05

161

Лексическое значение слова. Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь». 

1

УР

14.05

162

Контрольный диктант за год.

1

КЗ

15.05

163

Работа над ошибками.

1

УРК

18.05

164

Состав слова.

1

УПСЗ

19.05

165

Правописание орфограмм в значимых частях слова

1

УПСЗ

20.05

166

Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Наречие. Глагол. Служебные части речи.

1

УПСЗ

21.05

167

Итоговая комплексная  работа.

1

КЗ

22.05

168

Правописание слов разных частей речи

1

УПСЗ

25.05

169

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».

1

УР

26.05

170

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».

1

УР

27.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс ФГОС (с тематическим планированием).

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспита...

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Программа по русскому языку УМК "Школа России" авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1- 4 класс»

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому язык...

Программа по русскому языку УМК "Школа России" автор Рамзаева Т.Г. «Русский язык. 1- 4 класс»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...