открытый урок по русскому языку на тему "Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названия птиц."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сорокобаткина Лилия Васильевна

 Нужно познакомить с группой слов, в которых безударную гласную в корне нельзя проверить с помощью изменения позиции, учить различать слова с проверяемой и  непроверяемой гласной,  дать понятие о  термине "труднопроверяемые слова"

Научить искать разные пути объяснения правописания трудно проверяемых слов: запоминание, проверка по словарю, с помощью исторического корня и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Сорокобаткиной Лилии Васильевны

учителя начальных классов Лобачевской начальной общеобразовательной школы

филиал МБОУ «Обливская СОШ № 2»

Русский язык

Тема урока: Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названия птиц.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний, выработка умений.

Методы: словесный, наглядный,  практический, частично-поисковый.

Цель: 1. Познакомить с группой слов, в которых безударную гласную в корне нельзя проверить с помощью изменения позиции, учить различать слова с проверяемой и  непроверяемой гласной,  дать понятие о  термине "труднопроверяемые слова"

2. Учить искать разные пути объяснения правописания трудно проверяемых слов: запоминание, проверка по словарю, с помощью исторического корня и т.д.

Задачи: формировать умения находить орфограмму в слове, определять правило, регулирующее  написание данной орфограммы;

- развивать познавательные способности учащихся, орфографическую зоркость, умение анализировать, обобщать полученные сведения, расширить кругозор учащихся, словарный запас;

- воспитывать потребность в грамотном письме,  доброжелательность, взаимоуважение.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание языка, как основного средства мышления и общения людей и богатства выразительных средств русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные:

- на доступном уровне планировать  свои действия для достижения задач урока;

- выбирать способы и приемы для решения орфографических задач;

- руководствоваться правилами        при объяснении орфограмм и при создании речевых высказываний;

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий (учебник, словарь, дополнительная литература);

-находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, предложение;

-владеть алгоритмом проверки орфограмм;

-строить речевое высказывание доступное для понимания слушателя.

Коммуникативные:  учитывать разные мнения, договариваться, приходить к общему решению, осуществлять само-взаимоконтроль, взаимопомощь, сотрудничать с учителем и товарищами.

Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска, орфографические словари, перфокарты, книжки-малышки, учебник «Русский язык 2 класс» УМК Планета знаний Л.Я. Желтовская

Ход урока

1. Организация внимания,  создание эмоционального настроя

Учитель: сегодня, друзья, мы отправимся в путь. Хорошее настроение взять с собой не позабудь!

Распределение обязанностей: у  2 класса  будет урок русского языка, а 1 класс будет помогать своим товарищам  по учебе. У нас на уроке будет несколько этапов деятельности: если ребята будут отвечать правильно, то первоклассники будут закрашивать буквы яркими цветами: желтым, красным, розовым, зеленым, оранжевым. На каждом этапе закрашиваете 1 букву, в конце урока прочитаем, что у вас получится. Ребята 2 класса постараются заслужить хорошие и отличные оценки своих друзей.

2. Актуализация знаний:

Ребята, угадайте, о правописании     каких букв мы будем вести разговор? Для  этого послушайте загадку:

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поет и звучит

Звук получается (какой?) гласный.

Назовите гласные звуки, их можно  даже пропеть? - это гласные звуки.

Эти звуки на письме обозначаются чем? Буквами (появляется запись)

 а, о, и, у, ы, э

Все ли буквы перечислены? Нет!

Учитель: какие буквы нужно добавить?

а о и ......у ы  э

Учитель: какие гласные нас не интересуют сегодня?   у ы э ю ё.  Почему?       их написание не расходится с происхождением в словах.

   Учитель: а остальные буквы? они во многих словах пишутся не так, как произносятся.  Почему?    Потому что стоят в разных позициях. Какие 2 позиции вы знаете? (сильная и слабая). Если звук в сильной позиции, значит он ударный и не вызывает сомнения в написании. Если звук в слабой позиции при написании слова будем проверять.

А от чего зависит слабая и сильная позиция? от ударения.

3. Сообщение темы. Целепалагание. Мотивация.

Посмотрите на схему, ударные будут нас интересовать? нет. О  проверяемых мы с вами уже говорили. Значит будем вести разговор о неповеряемых ударением   гласных.

Ударением их проверить нельзя, что же нам с ними делать? искать пути объяснения их написания, а что бы найти эти пути нам придется сегодня с вами (на экране) "Думать так, чтобы не передумать".

4.  Работа над темой урока:

- откройте тетради, вспомните о посадке, положении тетради во время письма, запишите число, классная работа, обратите внимание на пометы:

Двадцать в…сьмое ..нв..ря.

Классная работа.

Учитель: почему некоторые буквы обозначены кругами?

В каких позициях они стоят?

Можно проверить или нет? девятое - девять

Какая здесь орфограмма? Безударная гласная проверяемая ударением. Января - январь. Что нельзя проверить? я. И что мы будем делать? (предложения детей).

 Учитель: откройте словари на заднем форзаце. В каком словаре будем искать это слово?  Выберете название словаря. (В орфографическом).

2. Ассоциативный куст.

Появляется слово  - январь. Название каких месяцев еще можно расположить на кусте? (февраль, декабрь) проверка по словарям.

Учитель: к какому времени года относятся эти месяцы? Отгадайте загадку:

Тройка-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром. (Зима)

Учитель: значит эти месяцы будут называться? Зимние.

5. Каллиграфическая минутка:

Январь, февраль, декабрь - зимние месяцы. (записано заранее на доске)

Учитель: где уточним написание слова месяц? В словаре.

Вывод: Какой сделаем вывод о правописании слов с непроверяемой гласной?

(На экране) Чтоб ошибки избежать, надо слово по словарю проверять.

6. Продолжение работы над темой:

Учитель: зима красивое время года, но в тоже время сложное и трудное. Для кого трудное, как вы думаете?     (Ответы)

- А что нужно сделать, чтобы им помочь? (делать кормушки)

-  И тогда на кормушки прилетят птицы, угадайте их?

1. Трещала с самого утра:

Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что пора?

Такая  с ней морока, когда трещит .....? (сорока)

2. Окраской сероватая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловая -

Известная персона -

Зовут ее....? (ворона)

3. Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик - чирик! Не робей! Я бывалый .... (воробей)

Учитель: Что интересного заметили в написании названии птиц? (сочетание оро) Запишите эти слова  на второй линейке.  Мы нашли еще один  способ   запомнить написание слов.

Про воробья я вам расскажу вот такую историю: "Воробьи очень прожорливые птицы, часто они летают над полями, истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название "воробей" говорит само за себя. Вора..бей! кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут его с тех пор - воробей.

  Учитель: другая птица Синичка - воробью сестричка. Юркая, ловкая и голос звонок! Синичек назвали так за ее песенку "Сим-сим!" или "Цим-цим!" . Запишите слова: воробей   и синица по сходству и аналогии.    

Снегири прилетают к нам с севера, когда у нас выпадает снег и поспевают ягоды   рябины.  Снег - снегирь - еще одно объяснение.

А если посмотреть летом или осенью на лист рябины, через листики окружающий мир станет рябой, т.е в полоску или в крапинку, как Курочка Ряба из народной сказки.

Учитель: Ребята, так кто же птицам помогает выжить зимой?   (люди -человек), давайте обратимся к слову - человек.  Раньше людей называли челядь. 

Учитель: значит правописание этого слова мы можем объяснить с помощью исторического корня.

Запишите на новой строке слово человек.

Учитель: выходит написание слов с непроверяемыми безударными можно объяснить. А всегда ли нам удавалось легко объяснить их написание? (нет). Вернее было бы  их назвать «труднопроверяемыми» словами.

7. Физминутка:

Птички прыгают, летают,

Птички прыгают, чирикают.

Птички крошки собирают,

Зернышки клюют.

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели

И на место сели.

8.  Самостоятельная работа учащихся:

- работа с перфокартами:

сорока, ворона, синица, рябина, январь

воробей, снегирь, февраль, декабрь, человек

- взаимопроверка (исправляют зеленой пастой);

- работа с учебником с. 65  упр. 16;

- устные ответы на вопросы учебника, определение орфограмм, подбор проверочных слов (зимующие, колокольчики, весело, возвращаются, зазвенели).

9. Итог урока. Рефлексия.

Оцените свои достижения.

  1. Что было интересного?
  2. Что запомнилось?
  3. Изобразите в тетради горку, покажите свое место на ней  и я сразу пойму, как вы себя чувствовали на уроке.

Учитель: сегодня, ребята, вы славно потрудились!

                 Вижу многого добились!

                 Знаю, будете вы рады,

                  Когда получите награды!

  1. Класс читают слово - "молодцы!" (буквы раскрашены цветными карандашами)                  
  2. Рекомендации для выполнения домашнего задания.

Вручение книжек-малышек с изображением птиц и пустыми окошками,  куда нужно вставить пропущенную букву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением. Написание названия птиц».

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе, УМК «Планета знаний»....

Открытый урок по русскому языку "Неопределенная форма глагола: особенности, строение. написание"

Познакомить учащихся с неопределенной формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; научить выделять глаголы неопределенной формы в контексте; образовывать от глаголов ...

Открытый урок по русскому языку "Правописание безударной гласной в корне слов"

Урок по  русскому языку "Правописание безударных глассных в корне слов"...

открытый урок по русскому языку Правописание безударных гласных в корне слова

систематизировать знания обучающихся по теме “Правописание безударных гласных в корне слова”....

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова».

Данный конспект урока даёт возможность в доступной форме обобщить знания по теме: "правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова"...

Открытый урок по русскому языку «Правописание безударных гласных в корне слова»

Правописание безударных гласных в корне слов – одна из центральных тем русской орфографии. Самое большое количество ошибок делается именно на эту орфограмму. Поэтому очень важно, чтобы второклас...

Открытый урок по русскому языку Тема Упражнение в выявлении и написании имён собственных 1 класс

В данной методической разработке содержится материал урока, который составлен в соответствии с требованиями ФГОС...