Урок русского языка 3 класс "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок отккрытия новых знаний ,программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

                 Конспект урока по русскому языку

3 класс, программа «Школа России»

(открытие новых знаний)

Тема: Род имен существительных

 Цель: познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся.

Задачи:

Обучающая:: формировать умение определять род имени существительного в единственном числе..

Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ и синтез, а также внимание, логическое мышление при введении новых знаний. Продолжить формирование умений самостоятельно ставить цели урока. Способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, орфографической зоркости, обогащению словарного запаса через разнообразные виды деятельности. Развивать умение оценивать свою деятельность.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, работать в паре и самостоятельно; воспитывать уважение к людям, которые выращивают хлеб.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Оборудование:    карточки-задания.

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

-Девочки сели,мальчики сели.Урок русского языка.

-Начнем его с приветствия «Здравствуйте»

 (Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

-Предлагаю поработать так, чтобы мы получили от урока удовлетворение.

(Подготовка учащихся к работе.)

-

Ноги?(На месте)

-Руки?(На месте)

-Локти?(У края)

-Спина?(Прямая)

 

  1. Чистописание.

-Откройте тетради.Запишите в тетради число и классная работа.

-Помните о правильной посадке.

 

-Начнём с минутки чистописания.

-Повторим написание букв  Ж и М. Они помогут нам в работе на следующих этапах урока.

- Запиши букву ж столько  раз, сколько я хлопну в ладоши.

-Сколько букв вы записали?(4)

- Обведите лучшую.

-Запиши букву м столько раз, сколько я стукну карандашом по столу.

-Сколько раз ты записал эту букву?(3

- Найдите  и подчеркните «королеву»-букву.

  1. Словарная работа.

На доске – логические цепочки:

мальчик – юноша - …….  - старик

девочка – девушка - ……. – старушка

-Рассмотри логические цепочки.

- Как вы думаете, что я попрошу сделать вас?

-  Какое же  слово пропущено в каждой из них?

(мужчина, женщина)(карточки со словами прикрепляются)

-Это новые словарные слова, написание которых надо запомнить.

-  Слова эти  пришли к нам из старославянского языка, претерпев некоторые изменения, и в современном языке обозначают лицо мужского пола и лицо женского пола.  

-Запишем эти слова, найдём и выделим орфограммы.

- мужчина – ставим ударение, прочитаем орфографически, а теперь орфоэпически, как произносим: видим расхождение между произношением и написанием. Оно возникло потому, что нашему артикуляционному аппарату неудобно произносить сочетание жч.

женщина – ставим ударение, видим безударную непроверяемую гласную,  видим сочетание нщ, которое пишется без мягкого знака.

- Составим предложение с любым из этих слов. Запишем одно с проговариванием шёпотом, чтобы не пропустить буквы.(Работают в паре ,проверяю несколько пар)

3.Актуализация знаний.

(Повторение изученного об имени существительном)

- К какой части речи относятся слова женщина и мужчина?

-Докажи.

-Давайте вспомним, что мы уже знаем об им. сущ.

В виде солнышка составляется  кластер:

-самостоятельная часть речи;

-обозначает предмет;

-отвечает на вопросы кто? и что?;

-бывает одушевлённым и неодушевлённым;

-бывает собственным и нарицательным;

-изменяется по числам.

                                                             

              Имя

существительное

4.Постановка цели. Мотивация учебной деятельности.

На одном  лучике появляется  знак  вопроса.

-Всё ли мы знаем об им. сущ.?

 В русском языке, в том числе и у сущ. много тайн и наша задача – раскрыть ещё одну тайну данной части речи.

-А начнём мы работу с грамматической сказки.

-В стране мудрой королевы  Морфологии жили имена существительные. И были они настолько похожи друг на друга . что сама королева их часто путала и объявила королева, что наградит того, кто придумает, как различать имена существительные. И вскоре придумали признак, по которому стали различать существительные. Что же это за признак и на какие группы разделились все существительные? Попробуем ответить на этот вопрос сами?

5.Изучение нового материала( работа по группам)

 - А помогут нам наши словарные слова – гости сегодняшнего урока. Вернёмся к ним.

-Подбери слова, называющие мужчин – твоих родственников.

папа

брат

дядя

дедушка

прадедушка

 -Назови слова, называющие женщин  - твоих родственников.

мама

бабушка

сестра

тетя

Проверка работы групп (по ходу называния слов на доску вывешиваются карточки с этими словами)

-Вот мы и получили две разные группы имён сущ.  

-По какому же признаку они разделены?

-Этот признак -  род. (карточка)

7.Тема .Цель урока.

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

       (Тема: Род имён существительных.)

        -Сформулируйте цели на сегодняшний урок с помощью опорных слов:

        1.Узнать больше …(об имени существительном.)

        2. Научиться определять…(род имени существительного.)

-Какого рода им.сущ. в первом столбике? (карточка  женский род – над словами)

- Как ты это определил?( для женского рода ОНА, МОЯ)

-Какого рода им.сущ. во  втором столбике? (карточка мужской  род – над словами)

-Как ты это определил?( для мужского рода ОН, МОЙ)

 

б) Проблемная ситуация

-Слова, которые вы назвали, одушевлённые или неодушевлённые? Интересно, а неодушевлённые имена сущ. тоже делятся на такие же группы?

- Как вы думаете?  

-Приведи свои примеры.

- Какой же вывод можно сделать?

Все имена существительные  - и одушевлённые и неодушевлённые – могут быть женского или мужского рода.

 

Физминутка:

"Солнышко"

                                            Вот как солнышко встает,

                                            Выше, выше, выше.

                                             (Поднять руки вверх. Потянуться)

                                             К ночи солнышко зайдет

                                            Ниже, ниже, ниже.

                                            (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

                                            Хорошо, хорошо,

                                           Солнышко смеется.

                                           А под солнышком нам

                                           Весело живется.

                                           (Хлопать в ладоши. Улыбаться)

8.Продолжение  изучение нового материала.

а) Проблемная ситуация

- Отгадайте загадку:

 Ночью спрячется оно –

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьётся радостное …(Солнце)
                                           

- Какая это часть речи? Докажи.

- Определим род. Можно ли к этому слову подставить слова ОН МОЙ? А ОНА МОЯ?

-Что это значит? (есть ещё одна группа слов, ещё один род)

-Какие слова – подсказки можно было бы подставить к этому слову?

 ОНО МОЁ (карточка на доску)

-А может кто – то знает, какое название у этого рода?

(знают – называют, не знают – не говорю, а читаю сказку)

-А откуда оно произошло, мы узнаем, вновь оказавшись в сказке.

-« Услышали про королевский указ, про награду за знаки – различия для имен  существительных муж и жена из соседнего королевства. Жадные они были. Прибыли в королевство Морфологии и   принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода.(Туда попали стул и стол, и дом, и мир, и многие другие). Те слова, которые у жены оказались, будут женского рода.(Туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неразделёнными, пусть останутся среднего рода».(Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода).

Вот так род у сущ. появился. С тех пор королева перестала путать сущ. друг с другом.

(Карточку с названием ср. рода - под картинку)

-Какой вывод мы с вами можем сделать?

    - В русском языке все имена сущ. бывают мужского, женского и среднего         рода.

-Род – это постоянный признак имени сущ.

9.Работа по учебнику (чтение правила на стр.25)

-Как определить род имени существительного?

-А чтобы вам легче было запомнить, предлагаю вам правило в стихах:

                     

                      Женский род запомню я и скажу: «Она – моя».

                       И запомню род мужской

                       И опять скажу: «Он – мой».

                       Средний род: «Оно – моё»

                       Это правило моё!

10. Применение новых знаний.

- Теперь можем потренироваться в определении рода им. сущ. На партах возьмите  карточки с названием рода. Я называю слово, вы показываете нужную карточку.  

Колокольчик, польза, облако, алфавит, язык, суббота , окно, коллекция, живопись, архитектура.

После каждого слова  идёт проверка вслух.

     -Кто запомнил слова с удвоенной согласной?

-А теперь сам назови слова мужского рода и докажи это.

-Подбери слова женского рода.

(или работа по учебнику упр.39 распределить слова по столбикам в зависимости от рода .письменно у доски по цепочке).

  1. Закрепление изученного материала.

 

-А теперь потренируемся в записи слов по родам.Слова приготовил для нас учебник  упр.№39 на стр.25.

-На сколько столбиков разделим все слова?

- Как будут называться столбики?

-Какими словами-подсказками будем пользоваться?

 

-Работаем у доски и в тетради. Не забывай рассуждать.

(после записи всех слов)

- Назови слова с орфограммой – с разделительным ь.

          -с непроизносимой согласной в корне:   солнце;

(Как можно проверить?)

- с парной согласной в корне: дедушка;

( Подбери проверочные слова)

 -с безударной гласной,какие можно проверить

Орфограммы выделяются.

10. Самостоятельное применение новых знаний. Дифференцированная работа.

–Сейчас каждый будет работать самостоятельно по заданию карточки, находящееся в конверте. Выложи карточку, прочитай внимательно задание. Работу выполняй прямо на карточке. Если задание непонятно, подними руку.

 

 

  1. Итог урока.

– Вернёмся к нашему солнышку. Смогли ли мы зажечь на нём  сегодня ещё один лучик, открыть ещё одну тайну имени существительного?

–Что мы узнали? (на лучик карточка со словом род)

–Как определить род им. сущ.?

-Ещё раз вспомним правило в стихах.

Женский род запомню я

И скажу: « Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род – оно, моё!

Это правило – твоё!

(Вывешивается на доску)

- Вы  можете его   выучить наизусть.

Оценка работы учащихся.

12. Домашнее задание.

 

Запиши в дневник.

  1. Рефлексия

Солнышки в конвертах. Нарисуй лицо. Отражающее твоё настроение  после урока.Прикрепи вокруг большого солнца. Вот моё солнышко. Спасибо вам за интересную работу и открытия.

 

Карточка № 1

Незнайка неверно распределил слова в два столбика. Найди ошибки и проведи стрелку в нужный столбик.

             м.р.                                               ж.р.

       носорог                                   Анна

       дочь                                        кукла

       звездопад                               шишечка

       варежка                                  дядя

       иней                                        подсказка

       Новгород                                игрушка

Карточка № 1

Незнайка неверно распределил слова в два столбика. Найди ошибки и проведи стрелку в нужный столбик.

             м.р.                                               ж.р.

       носорог                                   Анна

       дочь                                        кукла

       звездопад                               шишечка

       варежка                                  дядя

       иней                                        подсказка

       Новгород                                игрушка

Карточка № 1

Незнайка неверно распределил слова в два столбика. Найди ошибки и проведи стрелку в нужный столбик.

             м.р.                                               ж.р.

       носорог                                   Анна

       дочь                                        кукла

       звездопад                               шишечка

       варежка                                  дядя

       иней                                        подсказка

       Новгород                                игрушка

Карточка №2

Определи род имён существительных. Надпиши над каждым словом кратко: ж.р., м.р. или ср.р. Допиши три своих слова и определи их род.

    Носорог, дочь, молоко, варежка, Анна, иней, железо, дядя,

подсказка, дерево, игрушка, звездопад, яблоко, шишечка,

…………………,   ……………………, ………………….

Карточка №2

Определи род имён существительных. Надпиши над каждым словом кратко: ж.р., м.р. или ср.р. Допиши три своих слова и определи их род.

    Носорог, дочь, молоко, варежка, Анна, иней, железо, дядя,

подсказка, дерево, игрушка, звездопад, яблоко, шишечка,

…………………,   ……………………, ………………….

Карточка №2

Определи род имён существительных. Надпиши над каждым словом кратко: ж.р., м.р. или ср.р. Допиши три своих слова и определи их род.

    Носорог, дочь, молоко, варежка, Анна, иней, железо, дядя,

подсказка, дерево, игрушка, звездопад, яблоко, шишечка,

…………………,   ……………………, ………………….

Карточка №3

Собери слова в «тройки» по схеме:

прилагательное – прилагательное-антоним – существительное.

Соедини слова каждой «тройки»  цветной линией. Определи род имени существительного, напиши кратко рядом со словом.

      горячая                    сладкое                             мяч -

     широкая                   маленький                         яблоко -

 

     большой                   холодная                           вода -

     кислое                       узкая                                  дорога –

Карточка №3

Собери слова в «тройки» по схеме:

прилагательное – прилагательное-антоним – существительное.

Соедини слова каждой «тройки»  цветной линией. Определи род имени существительного, напиши кратко рядом со словом.

      горячая                    сладкое                             мяч -

     широкая                   маленький                         яблоко -

 

     большой                   холодная                           вода -

     кислое                       узкая                                  дорога –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"

Урок русского языка, в рамках которого обобщаются знания учащихся об особенностях падежей; формируются навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении....

Урок русского языка.Склонение имен существительных.

Урок русского языка разработан для 4 класса,по программе "Школа России". Тип урока - закрепление ,форма урока- устный журнал. На этом уроке важно развивать активность,самостоятельность учащихся....

Урок русского языка "Склонения имен существительных"

Урок обобщения и закрепления полученных знаний о склонениях имен существительных....

Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....