Конспект урока по теме "Чередование гласных звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бондарева Светлана Николаевна

Конспект составлен по УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx44.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

 

Открытый урок по русскому языку  во 2 «Б» классе.

Тема: «Чередование гласных звуков в корнях слов,

которое мы не видим на письме».

Учитель начальных классов:  Бондарева Светлана Николаевна

2017 год

Технологическая карта урока русского языка.

Тема: «Чередование гласных звуков в корнях слов,  которое мы не видим на письме».

Цели урока:

- создать условия для знакомства со словами, где гласный в корне будет чередоваться и составления  правила проверки  безударного  гласного в корне слова;

- создать условия для воспитания умения работать в паре и группе;

- создать условия для формирования умений сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать собственное мнение.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся самостоятельно применять правило проверки безударных звуков в корне слова.

Метапредметные:

регулятивные -  принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами ;

коммуникативные – умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: решение и постановка учебной задачи.

Средства обучения и оборудование:

 - учебник «Русский язык» 2 класс (1часть).  Автор: Н.А. Чуракова: под ред.   М.Л. Каленчук;

- рабочая тетрадь, тетрадь для  самостоятельной работы №1;

- сигнальные карточки с гласными буквами;

- карточки – задания;

- слайды  мультимедийной  презентации.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I.Организационный момент

Цель: проверить готовность учащихся к уроку (психологический настрой)

Я желаю вам старанья

Пониманья и желанья.

Много нового узнать,

Чтобы грамотно писать!

Ребята, как называется наш урок?

-  Откройте рабочие тетради. Подпишите число, классная работа.

Приветствие учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Открывают, подписывают.

Рабочая тетрадь.

ТПО.

Учебник.

Сигнальные

карточки (конверт №1)

Звёздочки (конверт№2).

Ручка, карандаш.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: актуализация ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном этапе.

1)Минутка  чистописания.

- Прочитайте  записанные на доске слоги.

  Запишите их в тетрадь.

- А теперь посмотрите внимательно и скажите какое слово здесь спряталось?

- Ребята, а что такое  ударение?

- В ударном слоге гласный произносится отчётливо. Давайте произнесём это слово с ударением.

- Ну, а сейчас  пропишем это слово  один раз.

Читают слоги.

Записывают.

- Спряталось слово  ударение.

- Выделение слога  в слове силой голоса.

- Произносят.

Прописывают.

(Если затрудняются,  помогаю).

Слово закрыто, открываю.

2) Постановка учебной проблемы.

- Ребята, послушайте загадку.

- Много  её – беда!

  Мало её – беда!

  Нужна  она нам всегда,

  Больше, чем даже еда.  (Вода).

 -  Герои  нашего учебника Миша и Маша тоже её  отгадали.

Слайд  №1.

-Миша написал – вада, А Маша – вода.

- Кто же из них прав?

- У нас возникли разные мнения.

- Давайте произнесём  это слово так,  как  написал Миша.

-  Какой  звук  мы слышим после звука( в)?

- А теперь произнесём так, как написала  Маша.

- Какой звук слышим после звука в?

- Что происходит с гласными звуками?

(Если затрудняются, помогаю).

- В слове  вода слышим и произносим (а) и большинство людей произносят здесь звук (а), а также и все дикторы радио и телевидения.  Но есть сёла и города, где произносят звук (о), например, Вологодская область.

-  Как же быть?

(Карточка №1 – на доске).

-Что надо писать, и кто прав из ребят?

- Давайте произнесём слово  вода  с ударением.

- Если это ударный звук, то какой звук на этом месте в  слове(В…да)?

- Ребята , подберите родственные слова к этому слову.

(Карточка №2 – на доске).

- Есть ли общая часть у этих слов?

- Как мы её называем?

- Значит, в какой части слова  вода находится безударная гласная?

Отгадывают загадку.

Дети высказывают свои мнения.

- Произносят (вада).

- Слышим звук а.

- Произносят  (вода).

- Слышим звук о.

- Гласные : о и  а меняются, чередуются.

- Произносят.

- Безударный звук.

- Подбирают родственные слова (водичка, водяной, водный).

- Да, есть общая часть у этих слов.

- Мы её называем корнем слова.

- Значит, безударная гласная стоит в корне слова.

Использование  ИКТ.

Карточка  №1:

   О

В…ДА

   А

Карточка   №2:

В…ДИЧКА

В…ДЯНОЙ

В…ДНЫЙ

III.Сообщение  темы урока.

   Постановка  учебной цели.

Цель: вызвать у учеников внутреннюю потребность включения в учебную деятельность при создании проблемной ситуации.

- Ребята, давайте сформулируем тему урока.

Слайд №2.

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

- Безударная гласная в корне слова.

- Учиться проверять безударную гласную в корне слова.

Использование  ИКТ.

IV. Изучение нового материала.

Цель: создать ситуативный момент для совместного анализа рассуждений учащихся.

1)Работа с учебником.

- Ребята, послушайте стихотворение:

  Если буква гласная

  Вызвала сомнение.

  Ты её немедленно

  Поставь  под ударение!

- А теперь развеем наши сомнения, давайте проверим безударную гласную в слове вода. Для  этого поставим ударение в родственных словах и найдём слово, в котором гласная стоит под ударением в корне.

- Что слышим в слове водный  под ударением?

- Значит, если в слове водный под ударением  о, то в слове вода, какую букву надо писать.

(Вписываю  букву  о  на карточке №1).

- Прочитайте правило на стр.122 в учебнике.

- Запишите слово водный, поставьте ударение.

(   Записываю на доске слово: водный).

- Можно ещё проверить по- другому. Давайте изменим  форму слова.

(Записываю  на доске:

воды – вода).

- Как мы сделали проверку?

- Сколько способов проверки безударной гласной в корне слова мы обнаружили?

- Какие способы, назовите.

- Откройте учебники на стр. 123.

- Ребята, давайте  сравним наше правило с правилом в учебнике.

- Итак,  как можно проверить безударный гласный в корне слова?

- Слушают, затем вместе повторяют.

- Выходит 1 человек, ставит ударение , находит слово, в котором гласная стоит под ударением (водный).

- Слышим звук (о), пишем букву (о).

- Надо писать букву  о.

 

Читают правило.

- Записывают в тетради, ставят ударение.

- Подбирают форму множественного числа (воды).

- Записывают в тетради, ставят ударение.

- Подобрали родственное слово;

  изменили форму слова.

- Два способа.

- Называют два способа.

- Дети читают правило – 2 способа проверки.

- Нужно подобрать родственное слово;

  Изменить форму этого же слова, чтобы на этот гласный  падало ударение.

Физкультминутка.

Цель: восстановление физических сил.

2)Коллективная работа.

- Ребята, встаньте, давайте отдохнём.

  Встали, выпрямили спинки.

  И следите все за мной:

  Покачали головой.

  Руку  правую подняли,

  Ею дружно помахали.

  Опустили, поморгали,

  Руку левую подняли,

  Ею дружно помахали.

  Опустили, поморгали.

  А теперь представим, детки,

  Будто руки наши – ветки.

  Покачаем ими дружно,

  Будто ветер дует южный.

  Ветер стих. Вздохнули дружно.

  Нам урок  продолжить нужно.

  Подравнялись. Тихо сели.

  На меня все посмотрели.

 

-  Дети  встают и повторяют за учителем движения.

Конверт№1

(сигнальные   карточки с гласными буквами

а, о, е, и, я).

Использование  ИКТ.

- Откройте  учебник на стр. 124 упр. 92.

- Прочитайте задание.

- Это задание выполним с помощью сигнальных карточек.

- Достаньте из конверта №1 сигнальные карточки, прочитайте первое слово и покажите нужную букву.

- Какие способы проверки использовали?

Словарная работа:

Слайд №3 (слово  водяной).

Дети читают и устно подбирают проверочные слова, используя способы проверки, показывают сигнальную карточку с  гласной буквой.

В…дяной – воды,

З…ленный – зелень,

 Б…леет – белый.

(Подобрали родственные слова).

Ст…лы – стол,

Ств…лы – ствол.

(Изменили форму слова).

V. Первичное  осмысление и закрепление.

Цель: самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний.

1)Парная работа.

 

- А сейчас, ребята поработаем в парах.

- Перед вами карточка, на ней записаны слова, с пропущенной безударной гласной в корне слова. Выберите среди данных слов проверочные слова, а остальные зачеркните.

Проверяем (устно).

-Какие способы проверки использовали?

Работают в паре, выполняют задание.

Называют проверочное слово, говорят  какую безударную гласную вставили.

Называют способы проверки.

Каждой паре дана карточка со словами:

Река – речка, речной,

реки.

Лесалесок, лес, лесник.

Моря морской, море, моряк.

Гора – гористый, горы, горный.

Сова – совы, совушка, совиный.

Пятёрка – пять, пятачок, пятый.

 Физкультминутка  для глаз «Кот  Леопольд».

Цель:снятие напряжения и усталости с глаз.

Слайд №4.

- А сейчас пришло время уделить  внимание своему здоровью. Я вам предлагаю физкультминутку для глаз. Ваша задача смотреть на экран и следить глазками за предметами.

Учащиеся следят глазами за движущимися объектами на экране.

Использование  ИКТ.

2)Индивидуальная  работа.

Самостоятельная работа.

- Откройте тетради для самостоятельной работы №1 на стр. 40 упр.48.

- Прочитайте задание.

1 вариант – 1 столбик;

2 вариант – 2 столбик.

Проверка – устно (по цепочке).

Открывают тетради.

Читают задание.

Выполняют задание.

Проверяют (по цепочке).

3) Групповая работа.

4) «Работа корректора»

Стр. 123 упр. 91(учебник).

- Сейчас вы будете работать в группах.

Каждая группа получает карточку с заданием.

- А теперь проверяем.

Слайд №5( картинки: лиса, лес, сама, сом,  запевать, запивать).

- Один ученик второго класса Ошибкин отдыхал летом в деревне у бабушки. И вот он решил написать письмо маме. Но Ошибкин не дружил с безударными гласными, поэтому в его письме оказалось немало странностей. Он разрешил показать вам это письмо.

              У бабушки летом хорошо. Я купался в рике. После даждей я хадил в лисок за гребами.

         - Исправьте ошибки, которые допустил Ошибкин

Дети получают в печатном виде карточку с письмом Ошибкина и простым карандашом исправляют ошибки

Проверка

На экране правильный вариант.

Оцените себя

Кто справился с этим заданием –

Кто пропустил 1-2 ошибки –

Кто пропустил больше ошибок –

Читают задание, обсуждают, выполняют.

Выходит 1 человек от группы.

Карточки:

1 группа

Задание.

Прочитайте словосочетания, вставьте  и или е.

Обоснуйте свой

выбор.

Хвойные л…са, рыжая л…са.

2 группа

Вставьте а или о.

Выполнила задание с…ма, поджарила крупного с…ма.

3 группа

Вставьте о  или  а.

Б…чок для мусора,

лечь на б…чок.

Использование  ИКТ.

VI. Домашнее  задание.

Цель: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися.

С. 124 упр. 93 (учебник), задания по выбору из тетради для самостоятельной работы № 1 с.39 упр.46,47 по выбору.

Записывают  домашнее  задание.

Задание на доске.

VII. Итог  урока.

Цель:обобщение знаний по теме урока и получение учащимися информации о реальных результатах учения.

- Итак, ребята, скажите как проверить безударную гласную в корне слова?

- А сколько способов проверки безударной гласной в корне  слова?

-Давайте оценим нашу работу и и поставим оценки тем. Кто сегодня активно работал на уроке.

- Нужно подобрать проверочные слова.

- Два способа проверки:

1. Нужно подобрать родственное слово.

2. Изменить форму этого же слова, чтобы на этот гласный падало ударение.

VIII. Рефлексия.

Цель: открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

-  Посмотрите на доску, там у нас солнышко,но оно не светит,так ка у него отсутствует что? (лучи).Так вот   мне  хочется вам сказать, чтобы  учение не было для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте  воспользуемся лучами солнца, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета).

Выберите соответствующий луч

- если вам было интересно и легко на уроке, возьмите  красный (самый яркий);

- если иногда были трудности, сомнения–  жёлтый;

- если не разобрались в теме –  синий.

- Посмотрите сколько  много красных лучей.

Я надеюсь, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

Спасибо всем за работу!

Дети приклеивают лучи.

Выходят к доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"

Тема: "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме" УМК "Перспективная начальная школа" В данном конспекте  показано, как происходит формирование УУД на каждом этапе урока....

Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме - конспект

Урок русского языка во 2 классе по УМК"Перспективная начальная школа"...

Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме - презентация

изучение парного согласного в середине слова во 2 влассее по УМК "Перспективная начальная школа"...

Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме - презентация

изучение парного согласного в середине слова во 2 влассее по УМК "Перспективная начальная школа"...

Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме

Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме. 2 класс по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"...