Урок русского языка в 3 классе "Значение и употребление имен прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Юлия Анатольевна Костина

Урок русского языка в 3 классе в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe.docx26.39 КБ
Файл znachenie_i_upotreblenie_v_rechi_imen_pril.pptx502.81 КБ
Файл prilozhenie_1.docx20.9 КБ
Файл prilozhenie_2.docx50.6 КБ
Файл prilozhenie_3.docx12.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

Открытый урок

 Предмет: русский язык

Класс – 3

УМК: «Школа России»

Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи

Учитель: Костина Юлия Анатольевна

г. Бежецк

2020г.

 Тема урока русского языка в 3 классе: Значение и употребление имён прилагательных в речи

Тип урока: освоения новых знаний

Цель  урока: уточнить знания об  имени прилагательном, как части речи и  познакомить с  его ролью в речи

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

личностные: уметь проводить самооценку на основе листа самооценки; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор;  формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию

метапредметные: извлекать необходимую информацию; делать выводы на основе сравнения и наблюдения; проводить самопроверку и самооценку; осуществлять самоконтроль;  самостоятельно выделять  и формулировать познавательную цель; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;    

предметные: уточнить знания об  имени прилагательном, как части речи и  его роли в речи; наблюдать за значением имён прилагательных; учить находить признаки имён  прилагательных; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, кластер на доске, карточки для групповой  работы, тест.

I этап. Организационный момент                

Приветствует учащихся.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Только тот, кто много  знает,

В жизни что-то  достигает .

- Проверим готовность к уроку.        

        

II этап.  Мотивация к учебной деятельности

1.Запись числа

2. Разминка для ума.

В три столбика записаны слова:

Язык                       учить                   родной

Учебник                 читать                 красивый

Задача                     писать                трудный

-Установите закономерность между словами в столбиках

-Что объединяет слова первого столбика? (имена существительные)

- Второго? (глаголы)

- Третьего? (имена прилагательные)

- К чему относятся имена существительные, глаголы, имена прилагательные? (части речи)

III этап. Самоопределение

Определение темы и целей урока

-Сегодня мы отправимся за знаниями к одной очень   увлекательной части речи, вот как она о себе говорит:

-Я - имя замечательное,

Очень  увлекательное...

Всё о предметах подмечаю-

Я признаки обозначаю

Ведь без меня не скажешь ты,

Какого цвета тут цветы,

Какие парты, стол какой,

Какой котёнок озорной.

Я подружиться с вами радо,

Мне будут знания наградой!

-Догадались, о какой части речи будем сегодня говорить?  (Об имени  прилагательном)  

-Сформулируйте тему урока. (Имя прилагательное)

Корректирую:

- Значение и употребление имен прилагательных в речи.

-Сформулируйте задачи урока.

- Выяснить, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи

IV этап. Учебно-познавательная деятельность

-Откройте   учебник  на  с.63 и прочитайте,  чему будем учиться, работая  над  этим разделом учебника

Читаем по учебнику.

-Вы готовы добывать знания?

-Тогда отгадайте загадку.

…рост, …хвост, …шубка, …зубки.

 - Почему вы ее не отгадали?

 - Помогли вам имена существительные догадаться, о ком идет речь?

 - Послушайте еще раз:

Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.

 - Кто это?(Мышка)

-Какие слова помогли отгадать загадку? (Прилагательные)

 - Почему прилагательные помогли отгадать загадку?(Потому что они обозначают  признак  предмета)

 -Что  они обозначают?

- Вот и первое открытие в нашу копилку знаний

(на доске копилка знаний)

Словарная  работа (Слайд 1 )

-Прочитайте слова. На какую они орфограмму?(Непроверяемая безударная гласная)

п_рог

с  п_ги

п льто

к  р ндаш

р  бота

сах_р

-Запишите слова столбиком, вставьте пропущенные буквы.        

-Проверьте свою работу. (Слайд 2)        

-У кого не было ошибок?

Молодцы! Все справились с заданием на отлично!

-К какой части речи относятся эти слова? Почему так думаете?(Имя существительное)

Игровой момент. Проблемная ситуация.

-С существительными  решили подружиться с имена прилагательные  и вот что  получилось…

-Прочитайте. (Слайд 3)

пирог  вкусная

сапоги  резиновое

пальто  красивый

карандаш  простая

работа  домашний

сахар  сладкое

-Вы согласны? Почему? (нет смысла)

-Поможем  исправить ошибки.

-Чтобы мы не допустили таких ошибок, что  надо сделать? (поставить вопросы)

-От какой части речи будем ставить вопросы? (от существительного к прилагательному)

-С какой частью речи всегда связано прилагательное?(с существительным)

-На какие вопросы отвечают прилагательные? (какой? какая? какое?...)  (Слайд 4)

-Вот и ещё 2 открытия в нашу копилку (выставляю на доске) (Закрыть экран!)

V этап. Проектирование и фиксация нового знания.

        Наблюдение над значением  прилагательных в предложении      

Упр. 110 стр.64

- Прочитайте задание. Что нужно сделать, чтобы текст был более понятным, точным?(Вставить пропущенные слова)

 -Где мы можем посмотреть недостающие слова? (в «Словах для справок»)

- Прочитайте слова для справок.

- Прочитайте текст со словами. Запишите текст. (Один ученик работает у доски)

- Как изменился текст с именами прилагательными? (Текст стал более понятным, точным, интересным)

- Какую роль выполняют имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной)

- От  какой части  речи всегда зависит  прилагательное?  (от  имени  существительного)

- Найдите в тексте словосочетания прил. + сущ.

- Подчеркните главные члены предложения в первом предложении.

-Каким членом предложения является прилагательное? (второстепенным членом)

-Вот и ещё одно маленькое открытие  вы сделали.

        VI этап. Физминутка        

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом-

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег - хлопки в ладоши.

Руки  в стороны, по швам,

Хватит снега вам и нам.

        Повторяют движения        

        

VII этап. Первичное закрепление нового материала.        

Работа с учебником.  Упр. 111 (с. 65).

-Найдите  упр.111. Прочитайте слова и подумайте,  к  какой части речи они относятся?

-Почему так думаете?

-Договоритесь и запишите любых  6 прилагательных, подобрав к ним подходящие существительные.

Прочитайте  свои словосочетания

- Молодцы! Все справились с заданием!

-Прилагательные могут обозначать разные признаки предметов.

-Выберите и  назовите прилагательные, которые обозначают  цвет:  ....    размер:...    качества:...

-А что обозначает прилагательное душистая? (запах)

-А  громкий?  (звук)

- А  тёплый, прохладная? (температуру)

-Что могут обозначать имена прилагательные? (Обозначают цвет, вес, размер, вкус, запах и т.д.)

 (вывод на доску)                     Открыть экран

Развитие  речи. Наблюдение над ролью прилагательного в тексте.

(На экране картинки с разными временами года) (Слайд 5)

-Чем отличаются  эти картинки? (разные  времена года)

-Прочитаем текст.

      Был   ____________________ день. Дул   ___________________  ветер. По   ________________   небу  плыли ___________________  облака. Погода  была _____________________  .

-Можете сказать, о каком времени года говориться в этом тексте?

-Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждой  группе будет дана карточка с этим текстом, нужно  дополнить данный  текст  такими   прилагательными, чтобы описать  время года, указанное в задании

(учитель раздаёт карточки с заданием).

- Договоритесь,  кто будет  докладчиком, а кто помощником. Приступайте к работе.(Работа в группах)

- Прочитайте, что у вас получилось.

-Оцените работу группы.

-Какая часть речи помогала менять текст?(Прилагательные)

-Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?(Украшают нашу речь. Делают её более интересной, яркой, точной.)    Выключить экран

- Обратите внимание на нашу «Копилку знаний»

-Расскажите всё, что узнали об имени прилагательном.        

        IXэтап.  Рефлексия

-Вспомним, какие задачи ставили на уроке?

-Мы  их достигли?

-Что вы сегодня узнали об имени прилагательном?

-Оцените свою работу на уроке

-Я думаю, знания, полученные на уроке, позволят вам легко выполнить домашнее задание

        

Самооценка деятельности. (13-15 б. – «5», 10-12б. – «4», 7-9б. – «3»)

Этап урока

Баллы: 3 – все понятно!,2 – были ошибки, 1 – не понял

Словарная работа

Игра «Как подружились имена прилагательные с именами существительными»

Упр. 110

Упр. 111

Тест

Итого:

        

X этап.  Домашнее задание

с.65,  упр. 112

-СПАСИБО  всем, кто сегодня помог сделать успешным наш урок!

И пожелать всем:

Здоровья- богатырского, зрения- зоркого,

Памяти- ясной,   дня- чудесного,

Настроения- отличного!                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс Значение и употребление имён прилагательных в речи Учитель МОУ СОШ №4 г. Бежецка Костина Юлия Анатольевна

Слайд 2

п _ рог с п _ ги п льто р бота к р ндаш сах _ р Словарная работа

Слайд 3

п и рог с а п о ги п а льто р а бота к а р а ндаш сах а р Проверяем!

Слайд 4

п и рог резиновые с а п о ги домашняя п а льто вкусный р а бота простой к а р а ндаш сладкий сах а р красивое Игра

Слайд 5

1 2 3 4

Слайд 6

Был ______ день. Дул _____ ветер. По _______ небу плыли _______ облака. Погода была ______ .

Слайд 7

с.65, упр. 112 Домашнее задание

Слайд 8

СПАСИБО ЗА УРОК.



Предварительный просмотр:

Этап урока

Баллы: 3 – все понятно!,2 – были ошибки, 1 – не понял

Словарная работа

Игра «Как подружились имена прилагательные с именами существительными»

Упр. 110

Упр. 111

Итого:

Этап урока

Баллы: 3 – все понятно!,2 – были ошибки, 1 – не понял

Словарная работа

Игра «Как подружились имена прилагательные с именами существительными»

Упр. 110

Упр. 111

Итого:

Этап урока

Баллы: 3 – все понятно!,2 – были ошибки, 1 – не понял

Словарная работа

Игра «Как подружились имена прилагательные с именами существительными»

Упр. 110

Упр. 111

Итого:

Этап урока

Баллы: 3 – все понятно!,2 – были ошибки, 1 – не понял

Словарная работа

Игра «Как подружились имена прилагательные с именами существительными»

Упр. 110

Упр. 111

Итого:



Предварительный просмотр:

Копилка знаний L:\конкурс ю. костина\урок\sunduk-s-sovoj.jpg

обозначают  признак  предмета

какой? какая? какое? какие?

связано с именем существительным

делают речь более полной, точной, яркой, красочной

второстепенный член предложения

 

обозначают        цвет, вес, размер, вкус, запах



Предварительный просмотр:

      Был   ____________________ день. Дул   ___________________  ветер. По   ________________   небу  плыли ___________________  облака. Погода  была _____________________  .

      Был   ____________________ день. Дул   ___________________  ветер. По   ________________   небу  плыли ___________________  облака. Погода  была _____________________  .

      Был   ____________________ день. Дул   ___________________  ветер. По   ________________   небу  плыли ___________________  облака. Погода  была _____________________  .

      Был   ____________________ день. Дул   ___________________  ветер. По   ________________   небу  плыли ___________________  облака. Погода  была _____________________  .

      Был   ____________________ день. Дул   ___________________  ветер. По   ________________   небу  плыли ___________________  облака. Погода  была _____________________  .

      Был   ____________________ день. Дул   ___________________  ветер. По   ________________   небу  плыли ___________________  облака. Погода  была _____________________  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Употребление имен прилагательных в речи"

2-й урок по теме "Имя прилагательное" в 3-м классе....

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Урок русского языка в 3 классе УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ. СЛОЖНЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. СОЧИНЕНИЕ ПО ОПОРНЫМ СОЧЕТАНИЯМ СЛОВ.

В разработке представлен вариант работы над развитием речи учащихся 3-го класса. Дети рассказывают о своих вспечатлениях от похода в лес за грибами, какие грибы им знакомы, какие нельзя собирать (связ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Значение и употребление имен прилагательных в речи»Цели урока: развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательнымиПл...

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Разбор имени прилагательного как части речи" УМК Перспектива

Технологическая карта, презентация и карточки для урока русского языка в 3 классе "Разбор имени прилагательного как части речи" УМК Перспектива...