Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Агеева Валентина Николаевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkr_uroka.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ремонтнеская гимназия №1

Конспект урока

 во 2 «Б» классе

по теме

«Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне»

УМК «Нач. школа 21 века»

                                                                             Автор:

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                    Агеева Валентина Николаевна

Класс: 2

УМК: «Начальная школа XXІ века»

Учебный предмет: русский язык

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:

-Иванов С.В.,Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: 2 класс: учебник для   учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. – М.:  Вентана – Граф, 2012;

- Иванов С.В.,Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс. - М.: Вентана – Граф, 2010;

-Кузнецова М.И. Пишем грамотно: Рабочая тетрадь №1 для учащихся 2 класса

 общеобразовательных учреждений:  – М.:  Вентана – Граф, 2014.

Тема урока: Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне

Цели деятельности учителя:  создать условия для формирования первичных представлений школьников о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне слова; способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать словарный запас слов; воспитывать потребность в грамотном письме,  интерес к предмету

Планируемые результаты:

Предметные: научатся анализировать, сравнивать, делать выводы о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне  слова; получат возможность научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне  слова.

Метапредметные:        

     Познавательные УУД:  умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Ррегулятивные УУД:  определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Коммуникативные УУД:  строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; слушать и понимать речь других; работать в паре; 

Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; стремятся к достижению положительных результатов труда; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий с внесением корректировки неточностей и ошибок.

   Тип урока: открытие нового знания.

   Технология   проблемного обучения.

   Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).

 Методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); иллюстративный  (компьютер); практический, проблемно - диалогический,   частично поисковый.

 Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, интерактивное приложение SMART

Ход урока.

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

Класс наш светлый и уютный

Хорошо мы в нём живём

Улыбнёмся же друг другу,

И урок скорей начнём.

  1. Минутка чистописания

- Запись сочетания букв стн   здн  рдц  лнц  вств     

  1.  Постановка учебной проблемы.

1.Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

- Запишите отгадки на листочках. 2 ученика работают у доски.

               Ну-ка, кто из вас ответит

               Не огонь, а больно жжет

              Летом светит очень ярко

               Осенью - наоборот.  (Солнце)

       

               Когда я сосульку ел,

               Было очень вкусно.

               А когда я заболел

              Стало очень …..(грустно)

              Мишка был большой проказник

              У него сегодня ….(праздник)

    - Помощники готовы?  Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем. (Видят несоответствия в написании. Если нет, то спрашиваю у детей кто написал иначе)

- Посмотрите в свои листочки и листочки соседа. Сравните записи. – Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково.

2.Выход из проблемы путем побуждающего диалога.

- Сколько мнений в нашем классе? (два)

- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать)

- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? ( Мы этого еще не знаем)

- Выясняем, кто не написал согласную. Почему не написал? ( Не слышим ее при произношении)

- А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать).

  1. Постановка цели урока.

- Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно)

- Кто сформулирует тему нашего урока и какова цель? Что мы сегодня будем делать? (Учимся грамотно писать слова)

  1. Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.
  1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

- Прочитайте слова «про себя», вслух.

- Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл). Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень.

- Давайте рядом напишем транскрипцию слов .( по щелчку появляется транскрипция этих слов) 

-Посчитайте количество букв и звуков. ( по щелчку появляется кол- во букв и звуков в каждом слове) Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? ( Не слышится, не произносится  звук т)

- Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково)

- Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

2  Непроизносимые согласные в корне слова.

Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.

Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.

Грустный
Грустный — грусть,
Грустить не буду.
Грустный — «Т» не позабуду.

ДТВЛ по щелчку

3. Подводящая беседа к формулированию правила. 

  - Вернемся к нашим словам . – У кого из моих помощников есть ошибки? А как  можно проверить?(Подобрать проверочные слова)

    -А любое однокоренное слово подойдет?  (Нет) – А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится)

 Приём «яркое пятно». Чтение стихотворения для лучшего запоминания правила. (заучивание в парах) 
Иногда согласные играют с нами в прятки. 
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке!

 Мы родственное слово должны так подобрать,

Чтобы Л, и Д, и В, и Т в них верно записать.

4. Физминутка для глаз

5. Первичное закрепление.

- Найдите пары однокоренных слов и ответьте какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным . (по щелчку образуются пары слов).

звездный        сердечный

грустный        здравствуй

здравие        звезда

грусть        сердце

         6.  Динамическая физминутка.

  1. Закрепление изученного.

Первичное закрепление Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

1-й уровень: Записать слова в тетрадь. Подчеркнуть непроизносимый согласный.

Чувство, гигантский, грустный, хрустнуть, свистнуть, звёздный.

2-й уровень  Образовать однокоренные прилагательные.(какой,?) Найти непроизносимую согласную и подчеркнуть.

Образец: солнце - солнечный 

место –

честь –  

радость –

известие –

  1. Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке? Какую задачу ставили? Удалось ее решить?

Довольны вы тем, как сегодня работали на уроке? (Да, нет, не совсем)

Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед? (Да, нет, не совсем)

Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь.

На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой и все запомним.

  1. Домашнее задание.

стр.114-115, упр.2, 3 (по выбору)

  1. Рефлексия.

- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание. На своих листах достижений нарисуйте круги раскрасьте своего пушистика

красный цвет, если испытываете затруднение;

жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике;

зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.

- Спасибо за урок!

Силуэт улыбающийся смайлик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Конспект урока во 2 классе.

Конспект урока во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века".Задачи. Обучающие:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная ...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне"

Презентация является сопровождением урока №51 русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Материал содержит упражнения на сопоставление звуковой и буквенной записи слов....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №43 "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне в корне слова"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №43 "Учимся писать буквы  гласных и согласных в корне  в корне слова" по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова"

В современном обществе все говорят о здоровье наших детей. Экологические проблемы, малоподвижный образ жизни, увлечение компьютерными играми, отсутствие здор...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века» Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века»Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне....