Правила по русскому языку для 1 класса.
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Полушкина Оксана Васильевна

Правила по русскому языку для 1 класса. Для всех программ подходит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_po_russ_yaz_1_kl.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Правила по русскому языку для учащихся 1 класса.

Автор: Полушкина О.В.,

учитель начальных классов

Речь бывает устная и письменная.

Устная речь — любая звучащая речь.

Устную речь мы произносим и слышим.

Устная речь — первична. Она может существовать без своего письменного аналога (записанного, например, на бумаге или напечатанного в книге), а наоборот быть не может.

Письменная речь — графически зафиксированная речь (записанная или напечатанная).

Письменную речь мы читаем и записываем.

Письменная речь — вторична, она может быть заранее обдумана и исправлена.

Буква это знак для обозначения звука, также как в математике цифра – это знак для обозначения числа.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем.

Звуки бывают речевые и неречевые (шум дождя, шелест листьев, сигнал автомобиля…).

Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложение выражает законченную мысль.

Предложения по цели высказывания бывают:

- повествовательные, содержат сообщение (Мы прочитали интересную книгу.)

- вопросительные, содержат вопрос (Ты выучил уроки?)

- побудительные, призывают к действию (Закрой дверь!)

Предложения по интонации бывают:

- восклицательные (Как здесь красиво!)

- невосклицательные (Наступила весна.)

Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?

Бывают собственные (Иванов Николай Васильевич, Волга, Марс, …) или нарицательные (стол, стул, лампа, …). Бывают единственного (стол, шарф, ребёнок) и множественного (столы, шарфы, дети) числа. Постоянный признак у имен существительных – род (мужской, женский, средний). Для того, чтобы проверить род существительного, нужно подставить личное местоимение. Например: мужской род (мяч – он мой), женский род (кукла – она моя), средний род (окно – оно моё).

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т. е., ставятся в том же падеже, числе и роде, что и существительные, к которым они относятся. Изменяются по числам и родам (ед.ч. сильный – мн.ч. сильные, мужской род – какой? сильный, женский род – какая? сильная, средний род – какое? сильное).

Глагол – это это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать? Начальная форма глагола называется инфинитивом.

Главные члены предложения (основа предложения) подлежащее (чаще всего выражено именем существительным, подчёркивается одной чертой) и сказуемое (чаще всего выражено глаголом, подчёркивается двумя чертами).

Например: Маша гуляла во дворе. Здесь Маша – подлежащее, выражено именем

 существительным, гуляла – сказуемое, выражено глаголом.

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением (тёмный – светлый, громко – тихо).

Синонимы - это слова, разные по написанию, но имеющие схожее значение (красивый – прекрасный, замечательный).

Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию. Например:

  1. ЛУК – популярный овощ и одновременно стрелковое оружие;
  2. ОЧКИ – предмет, улучшающий зрение, и одновременно система подсчета баллов в различных играх;
  3. БРАК – испорченный на производстве предмет и одновременно союз двух людей;
  4. МИР – земной шар и одновременно отсутствие войны;
  5. КЛЮЧ – предмет, отпирающий замок, и одновременно синоним ручья.

Фразеологизмы - это устойчивые словосочетания, обладающие переносным значением. Например:

реветь белугой  — рыдать, громко и безудержно плакать;

брать на буксир — передать свой опыт, умения, знания; подтянуть в учёбе; задеть за живое — глубоко волновать, заставить переживать, оскорблять самолюбие; играть в жмурки — обманывать кого-либо, утаивать истинные намерения.