Пути повышения орфографической грамотности учащихся
статья по русскому языку

Бадражан Алла Григорьевна

Моя статья посвящена  мктодам  повышения орфографической грамотности учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                  А.Г.Бадражан  

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                   ГБОУ школа №510 c углубленным                    изучением английского языка

                                                                                                      г.Санкт-Петербург

«Пути повышения орфографической грамотности учащихся»

Проблема формирования орфографического навыка главная в курсе русского языка. Какой объем знаний надо иметь учащимся, чтобы писать  грамотно? Это волнующие учителя вопросы, если педагог задумывается над тем, как добиться орфографической грамотности школьников.

 Работа по орфографии должна проводиться с учетом следующей психологической закономерности: процесс становления орфографических навыков требуют времени, обязательного соблюдения поэтапности. Часто работа учителя по орфографии идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать – разные вещи! Знание правила – это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды графического навыка, помогающие закрепить правило, - третий. Второй этап, который часто отсутствует на уроке, - это применение на практике на основе алгоритма.

Однако учитель, боясь отстать от программы, не уделяет необходимого внимания поэтапной обработке сложных орфографических навыков. Это обстоятельство порождает проблему: несмотря на прилагаемые усилия и затраты времени, очевидного продвижения в знаниях, умениях, навыках в области орфографии не наблюдается.

Путь решения этой проблемы – развитие орфографической зоркости.  Первый этап – списывание. Ученики должны уметь списывать без ошибок. Но не всегда умеют это делать, придя из начальной школы. Списывание – это не легкий вид работы, как считают некоторые. Опыт показывает, что при списывании недеформированного текста учащиеся допускают ненамного меньше ошибок, чем при записи текста под диктовку. Количество ошибок соотносится как 100:120. Ученик, не умеющий списывать, с диктантом тоже не справится. Только после того, как научится списывать без ошибок, можно его   научить писать под диктовку. Работа по развитию орфографической зоркости – процесс длинный и кропотливый. Слабые ребята на уроке работают с недеформированным текстом. Диктант эти учащиеся на первых порах не пишут, а списывают текст, с которым работает класс. Сложность этого вида работы в том, что в учебниках мало недеформированных текстов. Что ж, дети выполняют упражнения из учебника, учитель исправляет ошибки и возвращает для переписывания. Ученик переписывает текст до тех пор, пока не напишет без ошибок. Это трудно. Но при ежедневных систематических занятиях дети учатся внимательно списывать с минимальным количеством ошибок. Ученик, зная, что работу придется переделывать, приучается списывать вдумчиво, не торопясь. В результате формируется разборчивый почерк и скорость письма. Ясно, что такой вид работы предлагается для слабых учащихся, но и сильным списывание не повредит. На время каникул ученики всего класса получают задание: каждый день списывать отрывок из книги, которую читают. Задание на лето вызывает как правило недовольство типа: «Дети должны летом отдыхать!» да, должны. Но никто не возражает против летних заданий для учащихся музыкальных школ. Некоторые знают: музыкант, чтобы достичь мастерства, должен тренироваться каждый день. Но почему – то не хотят понять, что нельзя прерывать занятия по формированию орфографической грамотности на три месяца. За летние каникулы часть детей забывает не только правила, но и буквы.

Ученик 4 класса отличается крайней безграмотностью. В 3 классе в диктанте он делал до двадцати ошибок. Тяжело было убедить мальчика и родителей в необходимости ежедневных упражнений. Как только намечались малейшие улучшения, мальчик тут же охладевал к занятиям, и приобретенные навыки утрачивались. Тем не менее количество ошибок в диктанте сократилось наполовину. Во время регулярных занятий количество ошибок уменьшалось до восьми. Старательные дети быстрее добиваются успехов. Ученица, прибыв в школу во 2 классе, писала диктант только на «2» и имела очень неразборчивый почерк (искажала очертания букв из – за неправильного соединения). За год девочка усвоила каллиграфические навыки и стала грамотнее писать. Годовая оценка у нее «3», но пару диктантов написала на «4». Сложность этой работы в том, что в результатах ее должны быть в равной степени заинтересованы и учитель, и ученик, и родители, но далеко не всегда родители помогают детям в учебе.

Второй этап формирования орфографической зоркости – опознавание орфограммы. Списывание не должно быть механическим. Оно должно сопровождаться заданиями:

А) объяснить, почему слово написано так: вОдяной, напЕвать, счАстье, обЪем;

Б) подчеркнуть в словах нужную орфограмму, например, «Буквы Ы-И после Ц» и так далее.

Это сложная работа для слабого ученика, но она дает ощутимые результаты. Научив ученика правильно и вдумчиво списывать текст, нельзя успокаиваться на достигнутом, так как приобретенные умения и навыки быстро утрачиваются. Чтобы этого не произошло, детей приучают постоянно повторять изученные орфограммы. Делают это тремя способами.

Первый способ – комментированное письмо. Что бы ни делали дети: списывают с доски, списывают с учебника, пишут под диктовку – каждую запись объясняют устно и письменно.

Запись выглядит так: Медведи жили в лесной чаще.

Комментируя запись, ребята, во-первых, повторяют правила правописания, во-вторых, учатся рассуждать (они знают, что думать надо прежде, чем писать). Для учителя такая запись также очень важна, так как она наглядно доказывает, что ученик знает, какие орфограммы ему нужно напомнить или объяснить заново. Случается, что ученик грамотно пишет, но объясняет орфограммы не правильно. Это сигнал: с учеником необходимо поработать. Не сразу ученики понимают необходимость такой работы, но потом втягиваются и даже во время диктанта объясняют письменно орфограммы, хотя этого не требуется.

Второй способ – работа над ошибками в домашних работах. Проблема решается до удивления просто.  Получив тетрадь с проверенной работой, ученик   выполняет работу над ошибками: слабый переписывает всю работу, со всеми исправлениями, сделанными учителем; сильный поработает над ошибками по схеме: пишу правильно – объясняю – закрепляю. Работа над ошибками проводится по алгоритму:

•Выпиши слово, в котором допустил ошибку.

•Букву, которую тебе исправил учитель, запиши зелёной пастой.

•Определи, в какой части слова расположена буква.

•Если буква в приставке или корне, вспомни нужное правило и объясни орфограмму.

•Если буква в суффиксе или окончании, определи, к какой части речи относится слово, вспомни правописание морфем в этой части речи и объясни орфограмму.

•Подбери аналогичные примеры.

•Составь и запиши предложение с данным словом.

 Такая же работа проводится и после диктантов.

Полезно научить детей регулярно вести словарь «Мои ошибки», куда без  объяснения записываются слова, в которых допустили ошибки. Прошу как можно чаще заглядывать в этот словарик, перечитывать слова, чтобы запомнить их написание. Домашнее упражнение дети выполняют только после работы над ошибками. Чтобы доказать ребятам необходимость такой работы, после выполнения десяти упражнений провожу зачет. Ученик получает одно упражнение из этих десяти и выполняет его на оценку, которая выставляется в журнал. Если ученик выполнил упражнение сам, сам объяснил все орфограммы, сам выполнил разборы, он и на зачете получит положительную оценку. Скоро ребята понимают, что лучше все выполнять в срок, и стараются не откладывать выполнение заданий на другой день. Так работа эффективна, но тоже имеет ряд сложностей: нежелание родителей контролировать учебу детей.

Аналогичная работа проводится и над диктантами.

Третий способ – словарная работа. В каждом классе программа предусматривает определенное количество слов с непроверяемыми написаниями. Ясно, что запомнить можно только при многократном повторении. Сначала записываем эти слова в словарь, объясняя их этимологию, значение, включаем эти слова в работу на уроке, затем пишем словарный диктант и проверяем его тут же в классе, используя самопроверку, взаимопроверку, выборочную проверку учителя. Дома дети работают над ошибками, запоминают слова и на следующем уроке опять пишут диктант. И так до тех пор, пока с диктантом не справятся все. В словарные диктанты включаются также слова с изучаемой орфограммой, слова из домашних упражнений, из контрольных диктантов. Каждый раз, объясняя правописание нового слова, советую детям внимательно его рассмотреть и многократно записать, чтобы включились в работу как зрительная, так и двигательная память.

Перечисленные приемы считаю важными в процессе формирования орфографической грамотности. Но об одном условии повышения грамотности говорю, как об обязательном: «Больше читайте! Внимательно читайте! Чем больше читает ученик, тем выше уровень его грамотности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения орфографической грамотности учащихся начальной школы.

     Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы...

Методика работы над повышением орфографической грамотности творческих работ младших школьников

Методическая разработка системы занятий, направленных на повышение орфографической грамотности при написании творческих работ...

Морфемный разбор как одно из средств проверки, коррекции и повышения орфографической грамотности учащихся первой ступени обучения.

Данный материал  раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа  прежде всего связа...

Морфемный разбор как одно из средств проверки, коррекции и повышения орфографической грамотности учащихся первой ступени обучения.

Данный материал  раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа  прежде всего связа...

Статья "Повышение орфографической грамотности младших школьников"

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит об...

Эссе «Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку через технологию развивающего обучения»

Эссе "Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку через технологию развивающегося обучения"...

Пути повышения функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень ...