Приёмы, воспитывающие интерес к предмету. Русский язык
статья по русскому языку

Задача учителя начальных классов правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний учащихся, развития каждого ребёнка и, конечно, воспитания интереса к предмету и любви к родному языку.   В начальных классах важнейшим условием заинтересованного отношения ребёнка к учёбе, к предмету является личность учителя, его увлечённость своим делом, а также умение поддерживать веру в силу и возможности каждого ребёнка, умение сотрудничать с учащимися при выполнении задания. Учителя младших классов должны сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки - интересными. Для этого нужно использовать в работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения русскому языку. Важно, чтобы дети не только почувствовали красоту родного русского языка, но и полюбили его, осознали его богатство, его способность выражать самые различные мысли и чувства, «типы и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_vospityvayushchie_interes_k_predmetu.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       г. Воронеж,

                                                                                                                           МБОУ лицей №3,

                                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                                             Инячина Алла Викторовна                      

                                                             

                                                               Русский язык

                          Приёмы, воспитывающие интерес к предмету.

        

        Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого педаго-

гического мастерства, терпения и огромной любви к детям. Для оптимального развития

каждого ребёнка  учитель также должен знать психологические и физиологические осо-

бенности детей младшего школьного возраста и состояние здоровья каждого ребёнка.

        Задача учителя начальных классов правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний учащихся, развития каждого ребёнка и, конечно, воспитания интереса к предмету и любви к родному языку.

         В начальных классах важнейшим условием заинтересованного отношения ребёнка к учёбе, к предмету является личность учителя, его увлечённость своим делом, а также умение поддерживать веру в силу и возможности каждого ребёнка, умение сотрудничать с учащимися при выполнении задания. Учителя младших классов должны сделать всё воз-

можное, чтобы труд детей был радостным, а уроки - интересными. Для этого нужно использовать в работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные фор-

мы и средства обучения русскому языку. Важно, чтобы дети не только почувствовали кра-

соту родного русского языка, но и полюбили его, осознали его богатство, его способность выражать самые различные мысли и чувства, «типы и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких»(Н.В.Гоголь).

        Для развития речи учащихся необходима образцовая речь учителя и использование им художественных текстов на уроках. Например, стихотворения русских поэтов.

        Возможны следующие приемы работы с текстом: учитель вместе с детьми обсуж-

дает прочитанное, раскрывает авторский замысел. Выясняется также, какое впечатление вызвало у детей это стихотворение, какое слово или слова запомнились, заставили заду-

маться; как они помогают понять мысли и чувства автора, его настроение. Дети делятся своими впечатлениями и высказывают предположение, каким может быть человек, напи-

савший такие строки.

        Таким образом, работа с текстом на уроках русского языка начинается с анализа текста, с того, что чувствуют дети, что переживают. «Мысль ученика начальных классов неотделима от чувств и переживаний. Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира – это требование, выдвигаемое законами разви-тия детского мышления»(В.А.Сухомлинский).Когда прочитанное осмысленно, занимают-

ся грамматикой. Она не вызывает у ученика усталости, т.к. текст связан с переживаниями учащихся, с их настроением. Лингвистический анализ текстов из произведений писателей поддерживает постоянный интерес к чтению художественной литературы и пробуждает желание прочитать всю книгу, всё произведение.

        Учащиеся с большим интересом воспринимают все формы работы с литературны-

ми текстами, в том числе использование словесных шуток, шуточных стихотворений. Например,  работа с текстом из сказки Г, Остера «Испорченная погода»:

- Сначала мы с тобой нападём на след, - сказал попугай.

- Не надо, - испугался слонёнок.

- Почему? – удивился попугай.

- Ну…- смутился слонёнок, - мы на него нападём, он даст сдачи. Получится драка. Не надо.

        Текст вызывает улыбку. Дети высказывают свои впечатления, затем ищут в словаре значение слова, которое не понял слонёнок.

        Напасть.

           1. Выступить против кого-нибудь, чего-нибудь, броситься на кого-нибудь, что-    нибудь с целью разгрома, уничтожения, нанесения ущерба.

           2. Встретить кого-нибудь, что-нибудь, обнаружить что- нибудь.

Слово имеет два значения: второе значение слонёнок не знал. Далее учитель предлагает назвать прошедшее и будущее время глагола (напал, нападёт) и переходит к теме урока.

        Детям интересны произведения В.Драгунского, Н.Носова, Б.Заходера, Д.Хармса.

На уроках изучения фонетического материала можно использовать стихотворение А.Барто:

        На брата сердится сестра,

            Её зовут Марина.

            А он стоит среди двора,

            Кричит: «Где ты, Малина»

Выясняется, какая особенность русского языка здесь отражена.

Или стихотворение Б.Заходера «Где поставить запятую» полезно использовать в период изучения однородных членов предложения в сопоставлении их со сложными предложе-

ниями.

            Очень интересно проходит работа с пословицами, загадками, поговорками, фра-

зеологизмами. Они учат детей ярко, образно и просто, помогают уяснить меткость русского слова, обогащают память детей, развивают мышление, сообразительность.

        Работа с загадкой предполагает объяснение лексического значения слов, чаще все-

го употреблённых в переносном смысле.

        Прекрасные возможности для развития речи даёт работа с фразеологизмами. Дети находят фразеологизмы, объясняют их значение. Ученики убеждаются, что чем больше они будут знать фразеологических оборотов, тем точнее и красочнее смогут  выражать свои мысли.

        Глеб у доски повесил нос,

        Краснеет до корней волос.

        Он в этот час, как говорится,

        Готов сквозь землю провалиться.

        О чём же думал он вчера,

        Когда баклуши бил с утра.

        Учитель может использовать разнообразные приёмы работы с фразеологизмами: предложить нарисовать детям как они понимают выражения «как снег на голову», «иметь общий язык», «спустя рукава» и др. Ученики показывают рисунки, на которых изображены ребята. На их головы падает снег. У двух других общий язык, а у мальчика спущены рукава. Соответствуют ли рисунки смыслу этих выражений? Что они означают? Такая работа по фразеологии вызывает интерес учащихся, повышает культуру их речи.

        Активизировать учебный процесс, сделать его интересным, помогают разнообраз-

ные проблемные вопросы и поисковые задачи:                                                                              1. Упражнения с заданием: что объединяет записанные слова, и какое из них лишнее?

Мозоль, тюль, шампунь. Лишнее слово – мозоль – существительное женского рода, ос-

тальные существительные мужского рода.

2. Загадки-шутки.

-Чашки всё ещё грязные? – спросила мама.

Дочь ответила четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).

3. Шарады (отгадай слова)

Корень мой находится в снегу,

В подставке я приставочку найду.

Суффикс мой вы в чайнике встречали

Весь же я – лесу и на поляне.

                          (Подснежник)

4. К тексту подобрать свою концовку (побудительное предложение).

5.Записать только подлежащее. Какой частью речи оно выражено?

- Проживают в умной книжке

  Хитроумные братишки.

- На большое расстояние

   Мчится он без опоздания.

6.Перед изучением рода имён прилагательных задаём детям вопрос:

        Как правильно сказать: сочный морковь или сочная морковь, сладкая карамель или сладкий карамель?

        Рассуждения учеников подводит к теме урока.

7. Какое явление поможет превратить в глаголы следующие существительные: воз, даль, нос? (Твёрдые и мягкие согласные звуки и способы обозначения их на письме: вёз, дал, нёс).

8.Чем отличаются одинаковые по произношению и написанию слова?

     Снежное покрывало землю покрывало.

     Кто без кисти и белил крыши города белил?

            Дети сопоставляют слова разных частей речи, определяют их существенные признаки.

        Учитель начальных классов на уроки приглашает литературных героев. Закрепляя с детьми грамматические признаки частей речи можно предложить стихи, сочинённые Незнайкой:

            Я в лесу весенний был.

            Яркий солнце мне светил.

            Ветер свежая играла.

            Сердце радостно стучала.

Исправляя ошибки Незнайки, дети с огромным удовольствием и интересом обосновывают грамматические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов.

        Ответы на многие вопросы по грамматике и орфографии требуют анализа языково-

го материала, выявления сходных и отличительных признаков, умения сопоставлять явле-

ния, устанавливать внутрипредметные связи, рассматривать их во взаимодействии и нахо-

дить различие в сходных и общее в разных, на первый взгляд, явлениях языка. Так у уча-

щихся формируется операционная сторона учебной деятельности, способность переноса, умения действовать в новых условиях, формируется полноценная учебная деятельность.

        Одним из путей повышения качества знаний учащихся является чёткая организа-

ция усвоения грамматического и орфографического материала, осознанная работа с пра-

вилом. Например: ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласную, перед глас-гой. Для лучшего усвоения правила можно составить его план и комментировать орфог-

раму в соответствии с планом.

ъ пишется:       1. после приставки

                          2.на согласную

                      3. перед корнем

                          4. с гласных я, ю, е, ё

        Ученики лучше усваивают материал, если начинают осознавать причины изучае-

мых  явлений. Большинство правил русской орфографии строится на морфологическом принципе (единообразное написание морфем, независимо от произношения), некоторые – на фонетическом (написание слова соответствует его звуковому составу) и на историчес-

ком (традиционное написание слов). Вскрыв суть того или иного правила, учитель доби-

вается  понимания его каждым учеником.

        В 4 классе дети уже могут решать лингвистические задачи, под руководством учи-ля выводить алгоритмы. Например, после изучения темы «Глагол», обобщая полу-

ченные знания, дети под руководством учителя выводят алгоритм правописания мягкого знака в разных частях речи. R этому времени ученики отлично понимают, что написание мягкого знака после шипящих связано с умением определять часть речи, поэтому вспом-

нив последовательность рассуждений составляют алгоритм:

1. Определю часть речи.

2. Если это существительное, определю склонение.

   1скл. – (нет задач – р.п., мн.ч.)

   2скл. – (товарищ, шалаш – м.р.)

   3скл. Ь (брошь, речь, ночь – ж.р.)

3. Если это глагол, то всегда пишется M/

    2 л., ед.ч. - -ешь, -ишь (читаешь, светишь)

    н.ф. – печь, беречь.

        В результате многократного применения алгоритма у учащихся формируется спо-

соб мышления.

        Решение лингвистических задач позволяет так организовать учебный процесс, чтобы активно включать в работу учащихся. Решая такие задачи, дети выполняют дейст-

вия. От выполнения первого зависит и решение второго.

1. Почему имена существительные имеют разные окончания в предложении: 

    Машина мчалась по Владимирской площади, Загородному проспекту, по Разъезжей улице.

        Для написания окончания имени существительного должны вспомнить алгоритм: установить связь со словом, от которого оно зависит, поставить вопрос, определить па-

деж, склонение существительного, вспомнить окончание. Ученики убеждаются, что эти существительные стоят в дательном падеже, но разного склонения, поэтому окончания у них разные.

        Грамматическая сказка – эффективный приём обобщения и систематизации знаний учащихся по теме. Кроме того, фантазия, творческое воображение помогают луч-

ше усвоить сложный грамматический материал. Дети сами придумывают замечательные сказки, показывая знание орфографического и грамматического материала. Учитель помо-

гает изменять сюжеты любимых сказок вводить что-то новое, необычное. Сказки будят нравственные чувства, дают работу мысли. Ученики пишут сказки про белочку, ёлочку, берёзку. Пересказывая сказку, инсценируя её, дети учатся выразительно говорить, переда-

вая голосом настроения героев, учатся передвигаться по сцене, а зрители одобрительно гудят выражая свои чувства. Ученики выполняют задания учителя с огромным интересом.

Детям очень нравятся сказочные герои, весёлые и забавные.

        Сказки – верные спутники малышей в обучении русскому языку. Они учат детей добру, учат общаться, радоваться и огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах пос-

тупков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства.

        Учеников младших классов необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, выявить отношение к происходящему, выразить свои  чувства, эмоции, ответить на волнующие детей вопросы.

        Именно поэтому в начальных классах необходимы дидактические, ролевые игры, в которых активизируются умственные способности детей, развивается их вообра-

жение. Игры учитель использует и как метод обучения и как средство организации уча-

щихся на всех этапах урока. Любимые животные, игрушки, герои сказок приходят в класс с разнообразными заданиями. Дети в течение всего урока помогают Буратино достать золотой ключик, выручают Колобка при встрече с разными героями из сказки, помогают выполнить задания и остаться невредимым, поддерживают Вини-Пуха при встрече с Пятачком, Кроликом, Совой, вместе со всеми идут к Ослику поздравить его с днём рожде-

ния. Обучая литературных героев, зверюшек, игрушки, дети учатся сами.

        Игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.            

            Игра «Минутка» даёт возможность учащимся за одну минуту выполнить разные задания.

           «День и ночь» даёт возможность учителю преобразовать записанное на доске, детям быстро запомнить и записать текст по памяти.

         «Заблудился» - ведущий объясняет условия игры и выполняет задания, при этом допускает ошибку. Дети стараются как можно быстрее исправить ошибку, допущенную ведущим.

        Игры, развивающие творческие способности учащихся.

        «Волшебная палочка». Это указка из оргстекла. Перед совершением чуда она касается до предмета и происходят сказочные превращения, вырастает чудо-дерево с сюрпризами, заданиями; совершаются другие чудеса.

        На уроках учитель проводит много игр с целью научить детей говорить чисто и

правильно, слушать звучащую речь. Играя со словами, ученики развивают свой артикуля-

ционный аппарат, речевое дыхание, совершенствуют фонематический слух, т.е. вырабаты-

вают хорошую дикцию, чёткое произнесение слов и каждого звука в отдельности.

        Дети любят разыгрывать в лицах сказки, рассказы, басни, стихи, и это необходимо использовать в работе.

        Игры-соревнования дают возможность закрепить ранее изученный грамматический и орфографический материал.

        «Аукцион». Дети должны подобрать как можно больше слов по схеме за 2 минуты.

Работа проходит в малых группах. Активность детей удивительна: в отведённое учителем время они подбирают в группе до 20-25 слов.

        «Конкурс» - кто больше подберёт слов на изучаемое правило, кто больше подберёт синонимов, антонимов. А также объявляется конкурс на лучшего диктора.

         «Эстафета». Работа проводится в малых группах. Дети должны выполнить предло-женное задание в кратчайшее время, передавая эстафетную палочку.

        Игра  в начальных классах возникает на каждом уроке, на каждом его этапе и содержит как бы два элемента познавательный и игровой. В работе очень важно, чтобы ни один из них не был упущен.

        Игра «Эрудит» даёт возможность раскрыть значение слов, пользуясь словарём.

        Дидактическая игра «Самоэкзамен». Дети вытаскивают билеты, ы которые вулюча-

ются вопросы на изучаемый материал, готовятся, затем отвечают. Один из билетов счастливый. Тот. кому он достанется, получает без ответа пятёрку. Учителю она даёт возможность проверить знания учащихся, их умение доказать, обосновать ответ.

        Часто проводится чтение в лицах, которое даёт возможность ребёнку выбрать ту или иную роль, перевоплотиться и правильно прочитать текст, исходя из замысла автора. В игре дети учатся общаться, быть добрыми по отношению друг к другу.

        В дальнейшем ролевая игра усложняется. Она позволяет стимулировать эмоции, побуждает включить чувства, даёт возможность проявить самостоятельность, творчество. Ученики мгновенно перевоплощаются. Они с удовольствием изображают пешеходов, движение машин, шорох листьев и т. д. Учитель помогает детям не потерять идею, ради которой началась игра. Работает весь класс, результаты обсуждают все, каждый ученик высказывает свою точку зрения.

        Педагогическое мастерство учителя заключается в том, чтобы выбрать из уже известных методов и приёмов наиболее целесообразные, наиболее эффективные в конк-

ректных условиях. Главное – получить на уроке высокий результат, чтобы урок способст-

вовал умственному росту, развитию и воспитанию учащихся, привитию детям интереса к предмету и содействовал формированию у них готовности и умения работать творчески.  

           

 

 

 

             

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка при помощи курса Т.Н. Соколовой "Речь"

В материале рассказывается о необходимости формирования познавательного интереса на уроках русского языка и как помогает курс Т.Н. Соколовой решить эту проблему, какие задачи ставит, какие знания форм...

Индивидуальный творческий проект "Развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично - поискового метода обучения"

Цель работы:   -  развитие  познавательного  интереса  к  уроку  русского  языка  на  основе  использования  частично – поискового...

Статья. Приёмы, воспитывающие интерес к предмету.

Приёмы обучения русскому языку, способствующие повышениюэффективности, качества урока и результативности работы (поисковые задачи, проблемные вопросы, игры и т.д.)....

Активизация познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе

Одна из актуальных проблем современной педагогики - активизация познавательного интереса у обучающихся. В работе перечислены и описаны некоторые приёмы и методы, развивающие познавательный интерес у м...

Формирование познавательного интереса на уроках русского языка

из опыта работы по формированию познавательного интереса на уроках русского языка через разные занимательные упражнения, головоломки, задания повышенной сложности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...